search
main
0

Откуда у верблюда горб. Мифология вражды: познание и преодоление. Молодежный центр прав человека и правовой культуры

Тема «Функции и назначение мифа» :: Тема «Морфология мифа»

Тема «Функции и назначение мифа»

Задачи: учащиеся должны, задуматься над вопросом о том, почему в современном обществе возникают мифы, какие функции они выполняют; познакомиться с различными определениями мифа, понять, что миф – не просто «сказка», «выдумка»; узнать о существовании особой группы мифов – политических и социальных.

Основная смысловая структура урока

1. Функции и назначение мифа. Как в современном обществе возникают мифы? Какие функции они выполняют? Мифы компенсируют недостаток знаний, позволяют преодолеть «разорванность» сознания. В них аккумулируются представления различных общественных групп о том, какой должна быть реальность. Мифы обладают большим потенциалом консолидации людей. В отдельных случаях мифы могут стать средством легитимации, т.е. подтверждения законности каких-либо действий со стороны власти.

2. Мифы и современное общество. Причины возникновения в современном мире так называемых социальных мифов, и в частности мифов, в которых действует враг: еврей, чеченец, олигарх и пр. Работа с текстами, в которых упоминается понятие «миф».

Понятия: миф, картина мира.

Ход урока

1. Ролевая игра «Катаклизм»

Время проведения: 15-20 минут на первом уроке.

Оборудование: таблички с названием ролей («физик-теоретик, вице-президент Академии наук», «географ, председатель Географического общества», «журналист проправительственной газеты», «независимый журналист», «ведущий сотрудник независимого Центра социологических исследований», «всемирно известный писатель», «популярный рок-музыкант», «редактор молодежного развлекательного телеканала», «депутат парламента от правящей партии», «депутат парламента от оппозиции», «руководитель пресс-службы МВД», «чиновник МПС», «специалист МЧС», «чиновник Министерства образования» и т.д.), «микрофон».

Ход игры

1-й этап игры. Ведущий раздает нескольким ученикам (не более чем половине участников игры) таблички с ролями и знакомит их с игровой ситуацией и правилами игры: «Я буду сообщать вам о каких-то событиях, происходящих вокруг нас. Ваша задача – после каждого блока сообщений кратко записать, во-первых, свои ощущения (как вы восприняли эти новости?), а во-вторых, объяснение причин этих событий с позиции вашей роли. Те, кто не получил специальной роли, представляют мнение «простого народа». Я могу попросить кого-нибудь прочитать свои заметки. Может быть, кто-то, исходя из своей роли, сам попросит слова. После трех циклов мы подведем некоторые итоги, обсудим всю игру».

2-й этап игры. Ведущий распространяет три блока информации.

1-й блок. «Чрезвычайные происшествия лета. На юго-востоке страны совершенно неожиданно для наших сейсмологов произошло землетрясение силой 9 баллов, разрушившее город – районный центр, общее количество жертв еще не установлено.

Гигантской волной цунами практически полностью уничтожен крупный морской порт, нанесен значительный ущерб ВМФ.

Угроза голодной смерти нависла над коренными народами Крайнего Севера страны: рыба обходит районы традиционного рыболовства».

2-й блок. «Начало сентября. Селевым потоком уничтожены несколько сел.

Разрушена водой плотина на крупнейшем водохранилище, идет эвакуация жителей близлежащих деревень и городов.

В Северном море пропало научно-исследовательское судно.

Авария на нефтепроводе, в результате чего в целой области объявлено чрезвычайное положение.

Ураганный ветер обрушился на западный регион страны».

3-й блок. «Понедельник. Авария на химическом комбинате, есть погибшие и раненые. По-прежнему остается (с пятницы) полностью отрезанным от «большой земли» город Н. (градообразующее предприятие – оборонный завод). Сегодня ночью с ним неожиданно прервалась телефонная и радиосвязь.

Вторник. Столкновение двух пассажирских самолетов на взлетно-посадочной полосе. Под снежной лавиной погибла группа отдыхающих на горном курорте.

Среда. Кислотный дождь выпал на город М., расположенный в 3 км от предприятия, перерабатывающего химическое оружие. В результате неожиданно вспыхнувшей эпидемии гриппа столичные власти приняли решение закрыть на карантин все учебные заведения. В 12 км от города Л. произошла крупнейшая за всю историю страны железнодорожная катастрофа. В городе Х (600 с.ш.) многие жители наблюдали северное сияние».

Примечания для учителя. Разумеется, набор «происшествий» может быть совершенно другим, на ваше усмотрение. Главное – постепенное нагнетание обстановки и сочетание природных и техногенных катастроф. В данном наборе представлены такие события, которые можно объяснить и объективными, не зависящими от людей причинами, и сознательной, целенаправленной деятельностью «врагов».

Возможен и облегченный, более игровой вариант, когда мы подбираем факты из научной фантастики, подталкивая детей к созданию мифа об инопланетянах. Например, такой.

1-й блок. «Наши фермеры охвачены паникой. Участились случаи нападения на домашних животных. Хозяева находят их обескровленные трупы с удаленными внутренними органами.

Всю прошедшую неделю наблюдались загадочные столбы дыма в необитаемых горных долинах.

Более двухсот заявлений о пропаже родных и близких поступили в разные полицейские участки столичного округа.

Пятнадцать человек, исчезнувших ранее в разных районах столичного округа, возвратились в родные дома и отказываются сообщить, что с ними произошло».

2-й блок. «В прошлую субботу произошло внезапное и очень короткое извержение вулкана в 40 км от Столицы, молчавшего полторы тысячи лет.

Водители по ночам на дорогах в свете фар все чаще видят загадочных животных, видовую принадлежность которых установить не удается.

Спасатели на склонах вулкана обнаружили тело девочки 10 лет, полностью обескровленное.

Родные крупного физика, ученого с мировым именем, одного из экспертов правительства, сообщают, что он не вернулся из командировки».

3-й блок. «Пять дней назад внезапно произошло отключение электричества в районе города Х.

Комиссия, направленная в Х., сообщает, что у сотрудников остановились часы и не работают мобильные телефоны. Электрический генератор отключается через 5 минут после включения.

Три дня назад пришло сообщение от жителей города А., что над городом в течение 30 минут висело облако оранжевого цвета, предположительно хлора.

В городе А. разразилась эпидемия неизвестной болезни – тело больного покрывается сыпью, смерть наступает через несколько часов. Объявлен строгий карантин.

Только что получено сообщение, что в одну из столичных больниц поступил больной с характерной сыпью».

3-й этап игры. После распространения первого блока информации можно попросить высказаться «ученых» и кого-нибудь из «политиков». Скорее всего, они попытаются найти рациональные объяснения большинства происшествий, но вряд ли объяснят все. После второго – просим высказаться прежде всего «властителей дум» и «чиновников». Мы рассчитываем, что именно на этом этапе у кого-то из них возникнет мысль о том, что все катастрофы имеют одну причину, исходят из одного источника. Возможно, «политики» и «чиновники» захотят развить эту мысль, или «журналисты» решат, что настоящая сенсация – действия таинственного всесильного Врага. Их слова могут существенно повлиять на мнения «простых людей». На третьем этапе игры «образ врага» (или «образы») будет уже вполне сформирован, и нам останется только обобщить опыт, полученный в игре, и перейти к теоретической части.

2. Обсуждение итогов игры

Обсуждение можно начать с вопроса: что вы чувствовали, когда вам читали новости? Возможно, что ребята отметят страх и беспомощность. Как вы пытались справиться с этой ситуацией? Какие модели объяснения происходящего были предложены?

В ходе обсуждения выясняется, что факты, которые человек не может объяснить самостоятельно, он пытается объяснить двумя способами:

а) используя опыт других теоретиков – специалистов в данной области. Например, историк может обратиться за помощью к физику, чтобы понять сущность явления электричества. Однако вряд ли при этом его знания будут настолько же полными, насколько они полны в его «специальной области». Скорее всего, историк, представляя себе мир физических явлений, ограничится самыми общими представлениями об этом: его удовлетворит аналогия, что ток течет по проводам примерно так же, как и вода. Это будет безусловным упрощением;

б) с помощью иных механизмов, которые могут быть построены не столько на разумных, сколько на эмоциональных основаниях. Если есть что-то, что мне не нравится, мешает жить, значит, кто-то или что-то пытается навредить мне и тем, кто рядом со мной. Причины необъяснимого будут искать в «действиях» некоторых сил, враждебных или дружественных по отношению к человеку.

Так возникают разные мифы о врагах.

Далее можно обратить внимание на то, как действовали «политики» в ситуации игры. Миф о враге может иметь и практическую ценность: велик соблазн с его помощью оправдать собственные действия и собственное существование.

Почему люди сегодня верят в подобные мифы? Здесь учителю необходимо обратить внимание на эмоциональную сторону и действенность мифа: с его помощью человек получает путеводную звезду, в соответствии с которой он выстраивает свое поведение и формирует свое отношение к происходящему.

3. Работа над понятием «миф»

Выяснить значение ключевого термина темы поможет работа с текстами, в которых упоминается слово «миф» (прил.I). Лучше всего дать по нескольку текстов на группу и попросить ребят записать для себя определение мифа, которое можно вывести из того или иного текста, а также, по возможности, придумать словосочетания или предложения, в которых употребление понятия «миф» было бы похожим.

Последнее определение наиболее общее, ибо не исключает ни первого, ни второго: ведь и представления древних о мире, а также конкретные мифы, как древние, так и современные, и есть формы проявления мифа как способа сознания, о котором пойдет речь на следующем занятии. В то же время авторы, трактующие миф таким образом, противопоставляют свою точку зрения тем, кто считает миф чем-то давно отжившим.

Понятно, что тексты 5 и 6 лучше дать детям, наиболее подготовленным, поскольку эти отрывки взяты из научных книг и насыщены научной лексикой. Да и понимание мифа как особого типа сознания требует должного уровня абстракции мышления.

Текст, касающийся богатых, может быть также использован для начала разговора о мифологии враждебности. Можно дополнительно спросить ребят о том, какие еще «враги» существуют в современном российском сознании. В этом случае у учителя будет возможность еще раз «протестировать» аудиторию и понять, какие аспекты враждебности являются наиболее актуальными в данном случае. Учитель может подобрать иные тексты, отражающие разное понимание мифа (в том числе тексты из СМИ, которые так или иначе связаны с «образами врага», наиболее актуальными для региона).

Домашнее задание зависит от того, какой вариант будет выбран для следующего занятия. В случае если новый материал будет излагаться в форме лекции-беседы, домашним заданием может стать дополнительная работа с этими текстами. Можно предложить ребятам ответить на вопрос, какие общие черты отмечают в мифах авторы текстов (например, представление о мире как об арене борьбы добра и зла, утверждение незыблемости существующих порядков и законов). Второй вариант изучения новой темы был предложен Марией Егоркиной (г.Рязань). В этом случае новый материал излагают сами учащиеся (их может быть 5-6 человек). Каждый ребенок получает свой блок теоретического материала (см.урок 2) и готовит по нему короткое выступление.

Тема «Морфология мифа»

Задачи: учащиеся должны познакомиться с принципами организации действительности в мифе, усвоить, что враг – необходимая и очень важная часть архаического мифа; заметить сходство современных социальных и культурных мифов и архаической мифологии; получить навыки анализа различных типов тестов.

Основная смысловая структура уроков

1. Основные черты мифологического мышления: «очеловечивание» действительности, объяснение происходящего через сакральную историю, нераздельность вещи и символа. Миф как форма сплочения коллектива. Основные типы мифов: антропологические, космологические, эсхатологические, мифы о происхождении вещей (этиологические).

2. Оппозиции как принцип построения мира: «свой- чужой», «враг – друг».

3. Время и пространство в мифе. Циклическое время, трехчленная модель организации пространства. Прошлое как основной объект мифологизации.

4. Миф и ритуал. Магия как повторение действий богов и героев.

5. Основные роли в мифологии: демиург, первопредок, трикстер, шаман, культурный герой.

6. Основные мифологические образы: земля, вода, огонь, зеркало. Числовая символика.

Понятия: антропоморфизм, антропогонический миф, архетип, демиург, космогонический миф, космос, культурный герой, оппозиции, первопредок, социальный миф, тотем, хаос, циклическое время, эсхатологический миф, этиологический миф.

Ход уроков

Тематика следующих двух уроков курса достаточно сложна и насыщенна. Для иллюстрации основных черт мифа, помимо текстов архаических мифов, необходимо подобрать и другие материалы. Тем самым мы сможем продолжить основную мысль первого занятия: миф занимает важное место и в структуре мышления современного человека.

Из соображений политкорректности мы рекомендуем как можно более осторожно обращаться с религиозными мифами. В нашем варианте занятия используются четыре основных типа текстов. Есть собственно мифы разных стран и народов (естественно, в изложении европейских и российских авторов). Сказки и фольклор как особый тип текстов, представляющих собой «умерший миф» – миф, в который перестали верить. Сказки являются очень мощным инструментом сохранения коллективной памяти, трансляции культурных архетипов и мифологических схем. Тексты авторских литературных произведений должны показать, что в современном мире приемами мифологизации пользуются вполне сознательно. Использование статей и материалов, демонстрирующих современные социальные и политические мифы, позволяет указать на связь между современными и архаическими мифами.

1. Организация работы с текстами

В начале занятий ребятам раздаются тексты, в которых тем или иным образом проявляются различные черты мифологического мышления. Задача каждого – внимательно изучить свой текст. После каждого смыслового блока учитель может попросить тех, кто обнаружил в своих текстах ту или иную черту, кратко пересказать текст и объяснить, каким образом она проявляется в нем. По ходу объяснения можно на доске заполнить соответствующую таблицу с упоминанием текстов. Понятно, что в каждом тексте могут ярко проявляться сразу несколько черт мифологического мировоззрения, кроме того, ребята могут и сами вспомнить какие-либо примеры из литературы или известных им мифов.

В зависимости от количества учеников эту работу можно сделать командной. В этом случае можно разработать систему подсчета очков. Однако надо иметь в виду, что каждой группе в этом случае нужно дать пакет текстов различного типа, в котором будут как простые мифы, так и фольклор, литературные тексты и современные мифы. Что касается современных мифов, учитель сам может выбрать наиболее актуальные для своей аудитории.

2. Изложение нового материала

Лекция-беседа. В этом случае урок начинается с проверки домашнего задания. На классную доску выписываются все те черты мифа, которые были отмечены ребятами по итогам анализа текстов с различным употреблением слова «миф».

Затем организуется работа с текстами, после чего учитель излагает материал в форме эвристической лекции-беседы. После каждого смыслового блока учитель просит тех, кто обнаружил в своих текстах ту или иную черту, кратко пересказать текст и объяснить, каким образом она проявляется в нем.

Последнюю смысловую часть, касающуюся основных мифологических образов (так называемых архетипов) и числовой символики, можно разобрать вместе с учениками на основе всего вышесказанного.

Урок-замена. В этом случае место учителя занимают ученики, предварительно получившие домашнее задание подготовить выступление по своему смысловому блоку. В качестве основы для своего выступления они могут использовать текст лекции-беседы «Морфология мифа».

После каждого выступления учитель также просит проиллюстрировать то, что говорилось.

Ольга ПОГОНИНА, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте