Школа, как и человек, проходит за свою жизнь разные этапы: она рождается, развивается, встречается с другими, переезжает, меняет свое имя и меняется сама, выстраивая свою историю день за днем. Есть школы-долгожительницы. Их «седины» и накопленный жизненный опыт вызывают уважение и почитание. Другие – молодые, дерзкие, амбициозные – бросаются в бой с момента основания, сочиняя историю и подстраивая время под себя. Но бывают школы, которые уже фактом своего рождения привлекают к себе повышенное внимание, как дети знаменитых родителей, и несут груз ответственности всю жизнь. Именно о такой наш рассказ.
В Сокольниках, напротив известной пожарной каланчи XIX века, расположена школа №1282. Этот номер она носит с 1988 года, но вот уже на протяжении почти семидесяти лет ее продолжают называть «первая английская». Это имя является неким паролем для людей разных поколений в разных уголках света.Все началось в послевоенные годы, когда страна ощутила нехватку специалистов, владеющих в совершенстве иностранными языками. Неудивительно, что именно руководитель Комитета информации (название советской внешней разведки в 1947-1951 гг.) А.Я.Вышинский, заручившись одобрением Сталина, приказал Министерству образования СССР в порядке эксперимента открыть в Москве и Ленинграде по одной средней школе с углубленным изучением английского языка. В 1949 году был издан приказ об открытии мужской средней специальной школы Мосгороно с преподаванием ряда предметов на английском языке в помещении бывшей 396-й школы СОНО по 4-й Сокольнической ул., 9. Ей был присвоен порядковый номер 1, и было принято решение «впредь именовать ее мужской средней специальной школой №1 Мосгороно». Первым директором стал Дмитрий Николаевич Таптыков. Алексей Константинович Симонов, выпускник 1956 года, в своей книге «Парень с Сивцева Вражка» так пишет о нем: «Директором этого образовательного эксперимента был назначен, как теперь бы сказали, выдающийся менеджер… Какие общественно-политические задачи перед организатором были поставлены, не ведаю, а практические (организовать школу, набрать учителей, построить спортзал, наладить учебный процесс) он выполнил с блеском и, я бы сказал, с некоторым даже вызовом». Первую команду учителей Таптыков набрал из педагогов с опытом работы в школах при советских миссиях за границей. Будущих учеников со 2-го по 6-й класс отбирали из отличников со всей Москвы. В их число попали как дети с «говорящими» именами (сыновья члена сталинского Политбюро Маленкова, министра финансов Дымшица и первого зам. министра иностранных дел Малика, генерала разведки Судоплатова и партизанского генерала Вершигоры), так и мальчишки из простых семей. Начался золотой век первой английской. В школе царил климат доброжелательной состязательности – художественной, спортивной и учебной. Уважение к учителю было безграничным как со стороны учеников, так и всех родителей вне зависимости от их чинов и званий. Несмотря на языковое углубление (ежедневные уроки в группах и преподавание географии, литературы, анатомии на английском), остальные науки изучались также серьезно. Но главное – ребят учили учиться, думать и нести ответственность за себя и свои академические результаты. Школьная жизнь не зацикливалась на уроках, а была наполнена театральными постановками, соревнованиями по баскетболу, волейболу, легкой атлетике, лыжному спорту, гимнастике и стрельбе, встречами с самыми известными писателями, актерами, режиссерами. Проводились выставки работ современных художников и картин из Третьяковской галереи. Не школа, а идеал ФГОС!Конечно, такое «образовательное блюдо» могло быть приготовлено только лучшими специалистами из лучших ингредиентов… Шли годы, менялись подходы к отбору учащихся, уходили уникальные специалисты, исчезали предметы на английском. Но удивительным образом фундамент, заложенный в первые десятилетия, до сих пор крепко держит школу. Он не допустил необдуманные перекосы в 90-е, позволил с достоинством вступить в новый век и сейчас заставляет сверяться с золотыми стандартами. Ведь не будешь на каменных плитах возводить времянку из ДСП?Выпускники разных поколений с легкостью находят общий язык (не только английский!) и чувствуют друг друга – они все выросли на одном подвое. Знание школьной родословной объединяет учителей, учеников и их родителей, помогает держать спину прямо и смело смотреть в будущее.Школа, как и человек, проходит за свою жизнь разные этапы: она рождается, развивается, встречается с другими, переезжает, меняет свое имя и меняется сама… Школа, как человек, может отстраниться от своего прошлого или принять его. Выбор каждый делает сам. Мы родились в 1949 в СССР и выбираем память.P.S. В 2015 году было принято решение о создании музея истории школы. Вернее сказать, сама школа так решила. Начали притягиваться невидимым магнитом удивительные люди, открываются потайные дверцы воспоминаний, происходят необыкновенные пересечения, находятся потерянные друзья школьных лет. Рождаются новые интересные проекты. Все как-то стало складываться. Первая английская просыпается. Будем благодарны всем за любую помощь и поддержку в строительстве музея. Ждем ваших воспоминаний, фотографий и артефактов.Дарья СПИРИДОНОВА, выпускница школы №1 (№1282), мама выпускника и ученицы школы №1282, учитель первой английской
Комментарии