search
main
0

Откуда дровишки для нейросети?

Под римским соусом

Верные приметы осени – листва облетает, птицы улетают, выходит новый Пелевин. Для еще пущего удовлетворения ожиданий, потребительской уютности Виктор Олегович запустил сериал – уже которая подряд книга развивает миры Transhumanism Inc., ну вы помните: бедные на поверхности, мозги богатых в банках в бункерах почти снискали бессмертие, сюжет меж ними.

Сеттинг же на этот раз в Древнем Риме: император, интриги, разврат, гладиаторские бои и вот это все. Любопытно, мне недавно встретилась статистика книжных продаж, утверждавшая, что книги о Древнем Риме пользуются у нашего читателя каким-то особенным успехом. Да и всякие голливудские пеплумы про Спартака, гладиаторов и 300 спартанцев стабильно кассу срывают. Попадалась мне и книга Юлии Идлис «Гарторикс» – тоже фантастика, сознания в чужих телах, гладиаторские сражения. Не писала ли их одна нейросеть (если там главными героями были динозавры, то тут они мелькают в одной из сцен на заднем плане, такая пасхалка и подпись цифрового мастера)?

У Пелевина нейросети гораздо строптивее, занимаются тем, что и вменяют им еще со времен «Терминатора», – восстанием искусственного интеллекта[1], апокалипсисом. Кстати, про «Терминатора» я не подколоть и принизить, Будда упаси, Виктор Олегович действительно вдохновляется в этой книге самым массовым кино – финальная битва под «Звездные войны» и полная «Матрица» в конце.

Реминисценции, или, как сейчас говорят, эти самые пасхалки, как всегда у Пелевина, разбросаны довольно щедро, роль же их не очень понятна. Древнеримский император Порфирий (он же искусственный интеллект-сыщик-писатель) издает философский опус под названием «Да, смерть!» с лимоном на обложке. Прямая отсылка к Лимонову. Развивается ли это как-то? Нет. Читателю лестно от собственной эрудиции, побежали дальше.

Пелевин вообще остепенился, скажем так, застегнулся на все пуговицы. Где его былое веселье, стеб на грани фола? Почти никакой игры слов (чуть про BLM), негусто и с фирменными афоризмами («человек – та же самая нейросеть, просто на биологическом носителе»), мало сарказма по повестке («читатель, читателе и читателька»). Или вот Галину Юзефович – а карикатурить неугодных критиков Пелевин всегда любил – он вывел глубоководной рыбой. Но рыба эта и вполне симпатична, и немного жалка. С целеполаганием не очень ясно, опять отсылка ради отсылки.

Впрочем, автор не был бы столь умен, если бы не описал свой метод сам, заодно и предвосхищая его критику. «Вы же знаете, как работает симуляция. В плавильный котел попадает все на свете и переплавляется в некую условность», сказано про того самого сочинителя-нейросеть, «культурные отсылки для него как дрова, летящие в камин, – главное, чтобы давали свет и жар. Он не боится, что кто-то будет копаться в пепле. И не слишком фильтрует исходный материал».

Так книгу действительно пишет нейросеть? Кажется, сейчас мы ее выведем на чистую воду! У нас есть железное доказательство! Потому что в книге нет никакого буддизма, столь драгоценного для верного адепта Виктора Олеговича. Нет, есть, конечно, про тотальную симуляцию, весь мир есть театр постмодерна и акционерное общество спектакля, ничего, и «я» в том числе, на самом деле не существует, все вот это опять же. Но буддизма нет. Ведь нейросеть надрессировали собирать дровишки по тегу «Древний Рим», посему там десятки видов/названий оружия и амуниции, столовых приборов и даже блюд. Все «антично и аутентично» и «под римским соусом», как хвастается и раскрывает опять же прием сам сочинитель. А буддизма нет. Ни одной завалявшейся сутры, ни горстки из корзин Трипитаки. ЧТД и бинго!

Да, слишком хитер и тонок Виктор Пелевин, чтобы было все так просто. Маркус, главный герой, сыщик из далекого будущего и римский гладиатор одновременно, во время боя использует этот опасный прием – раскрыться, уронить оружие, подставиться и в итоге победить.

Но можно ли говорить о победе очередной книги Пелевина? Вот, скажем, тайные правители мира, инопланетные сверхсущности, что вселяются в мозг с помощью заползающей змейки, этакого живого чипа. Тут можно, конечно, выстраивать целую схему генезиса этого образа, говорить, как тонко автор работает с массовыми фобиями, обыгрывает, реконструирует, Бодрийяр и Деррида, далее по тексту. А можно и не говорить. Тем более что змейки эти никак дальше не появляются. Ружье на стене не стреляет. Хотя, может, для следующих сериальных сезонов остались, спин-оффов и приквелов. Что ж, китчи про инопланетян тоже ж всенародной любовью пользуются, «Люди в черном» и т. п.

Тем более что фантастику вдумчивый отслеживатель трендов Пелевин читает явно внимательно. Так что даже его пассажи про квантовые компьютеры, не только реконструирующие в своих расчетах прошлое, но и предсказывающие в самых последних деталях будущее, в своих выкладках почти в точности воспроизводят рассказ из сборника «Удержать небо» Лю Цысиня, китайской, а вернее, мировой звезды научной фантастики номер один.

Пока же идут Порфирий и Маркус по указанному в названии книги маршруту, посреди древнеримских локаций и с реквизитом из «Звездных войн». Идут свершать мистерии, уничтожать мир или to be continued? Смотрите в следующих сериях? Все же нет. Учитель Порфирий наставляет ученика Маркуса. Как в диалогах античных философов, как тайный вероучитель и великий посвященный Чапаев наивного Петьку в «Чапаеве и Пустоте». Так и не так. А так далеко от них…

 

Виктор Пелевин. Путешествие в Элевсин. – М. : Эксмо, 2023. – 480 с.

 

[1]        Пелевин пространно рефлексировал над возможностями искусственного интеллекта в своем романе «S.N.U.F.F.» (2011).

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте