Правительство страны подготовило предновогодний подарок многим россиянам. С 1 декабря зарплата бюджетников возросла на 50 процентов. А с 1 января 2002 года работающие пенсионеры смогут получать полные пенсии. Повышение зарплаты не случайно – именно с 1 декабря 2001 года правительство установило новую Единую тарифную сетку (ЕТС) оплаты труда бюджетников.
Теперь оклад первого разряда ЕТС составляет 450 рублей в месяц. А соотношение между низшим и высшим разрядами ЕТС – не менее 1 к 4,5 вместо нынешнего – 1 к 10.
Этот факт, конечно, людей огорчает. Тем не менее большинство граждан рады даже незначительной прибавке, потому что получают зарплату ниже прожиточного минимума. Так, в столице многие учителя получают 1213 руб., это средняя ставка. Самая высшая планка – 1807 руб. А прожиточный минимум по итогам III квартала в Москве составил 2294 рубля. В интервью “Времени МН” директор московской школы N 865 Людмила Байкова сказала, что многие учителя рады не столько повышению зарплаты, сколько решению правительства о повышении пенсий работающим пенсионерам. “Молодые специалисты, как правило, в школу приходят редко, и вся надежда остается на “старую интеллигенцию”. Так что теперь наверняка большинство школ смогут удержать высококвалифицированных специалистов”, – считает Байкова. В правительственных кругах о предстоящих изменениях говорят с гордостью – зарплату бюджетников в этом году повышают уже третий раз. За последние десять лет правительство впервые сумело увеличить бюджетную статью расходов на социальные нужды. Так, в бюджете на следующий год на социалку предусмотрено 449 млрд. руб., на 42 процента больше, чем в 2001 году. Кабинет министров даже решил подстраховаться на случай непредвиденной ситуации и утвердил дополнительные бюджетные расходы на социальные нужды в размере около 50 млрд. руб. Кроме этого, отдельным регионам в виде трансферта запланировано выделить 12,8 млрд. рублей. Что же касается декабрьских планов, то и здесь не должно быть погрешностей.
Вице-премьер РФ Валентина Матвиенко на недавней встрече с президентом отрапортовала, что дополнительная помощь регионам в этом году составит 2,3 млрд. руб. Оптимистически смотрит в будущее и министр финансов Алексей Кудрин. Он пообещал, что правительство выполнит обязательства перед бюджетниками. “Если не будет драматического сокращения общих доходов страны, если среднегодовая цена на нефть не снизится до 12-13 долларов за баррель, мы справимся”, – полагает Кудрин. Однако независимые эксперты предновогодний правительственный подарок оценивают с меньшим воодушевлением. Безусловно, хорошо, что правительство пытается сократить разрыв в оплате бюджетников и тех, кто занят в частном секторе. По данным Госкомстата, в этом году за прошедшие девять месяцев зарплата работников в сфере образования в стране увеличилась на 145, 8 процента. Однако смогут ли субъекты Федерации и органы местного самоуправления, из чьих бюджетов в основном получают зарплаты учителя и врачи, выполнить свои обязательства? Опыт прошлых лет свидетельствует, что нет. Федеральное правительство, как правило, в самый последний момент вынуждено предпринимать экстренные меры. Вице-премьер Валентина Матвиенко уже не раз напоминала, что в регионах на зарплату бюджетников тратится чуть более 24 процентов от общих доходов регионов, включая трансферты из федерального центра. А необходимо минимум в два раза больше.
Директор Центра проблем государственного управления Государственного университета – Высшая школа экономики Павел Кудюкин считает, что правительство должно уменьшить долю нецелевых трансфертов в пользу целевых. Иначе не исключено, что в России возобновятся забастовки учителей и врачей, как это было в середине 90-х годов. Хотя акции протеста вряд ли могут принести результаты. Дело все в том, что по гражданскому праву бюджетные учреждения финансируются самим учредителем (то есть если это школа – то муниципальным образованием, если вуз – то государством). И учредитель несет ответственность по обязательствам перед учреждением. Однако в Бюджетном кодексе оговорено, что государство несет ответственность только за обязательства, которые заложены в бюджете. Одним словом, если бюджет не предусматривает покрытия долгов школы или больницы, то с правительства ничего и не стребуешь. Кроме того, считает Павел Кудюкин, говорить о позитивных изменениях в социальной сфере можно, когда в стране происходит устойчивый экономический рост. Пока же делать долгосрочные прогнозы на будущее довольно рискованно.
Оксана КАРПОВА,
по материалам газеты “Время-MN”
Комментарии