search
main
0

Откуда берется манна небесная?

24 декабря 2008 было подписано трехстороннее соглашение между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей. О трехстороннем соглашении и реализации принципов социального партнерства рассказывает первый заместитель председателя Московской городской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Марина ИВАНОВА.

– Марина Алексеевна, в чем заключается основной смысл Московского трехстороннего соглашения?

Это главный, ежегодно подписываемый документ, регламентирующий реальную деятельность, подтверждающий существующее социальное партнерство в Москве, охватывающий практически все стороны социальной жизни города. В частности, в нем говорится о том, что в условиях сложившейся экономической ситуации основной целью Соглашения остается повышение уровня и качества жизни населения, устойчивое экономическое развитие города, обеспечение достойного труда и отдыха работников на основе принципов социального партнерства. Это очень важный документ, к сожалению, о нем немногие знают, и создается впечатление, что все в социальной сфере, в частности в образовании, происходит само собой, как манна небесная падает. Однако достигнутые соглашения – результат больших усилий и тяжелого труда.

Этот документ принимается всегда до принятия бюджета Москвы на следующий год. Те положения, которые закладываются трехсторонним соглашением, выдвинутые партнерами, впоследствии подтверждаются бюджетными обязательствами, то есть реальными деньгами.

– Какие направления деятельности регламентирует Соглашение?

– Соглашение охватывает буквально все направления деятельности, связанные с социальной жизнью Москвы, с ее бюджетной сферой, которая включает образование, здравоохранение, культуру, поддержку летнего отдыха. Например, закладываются обязательства по вводу социального жилья, по сохранению, увеличению или введению новых размеров льгот для пенсионеров, транспортных льгот для детей и студентов. Существуют также обязательства правительства города по развитию садоводческих товариществ для москвичей и так далее. Все пункты документа обсуждаются и проходят согласование с профсоюзами.

Московское трехстороннее соглашение – основа для всех других отраслевых и окружных документов, которые принимаются совместно профсоюзами и органами исполнительной власти. Стороны признают необходимым заключение городских отраслевых и окружных соглашений, коллективных договоров в организациях всех форм собственности и обязуются оказывать организациям, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие. При этом Соглашение рассматривается сторонами как основа для переговоров в отраслях, административных округах и в организациях, расположенных на территории Москвы. Обязательства и гарантии, включенные в Соглашение, считаются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников.

Я могу с полной уверенностью утверждать, что Московское трехстороннее соглашение по сравнению с аналогичными документами и договоренностями, существующими в других регионах, более прогрессивное, более глубоко и полно отражает принципы социального партнерства.

– Каким образом трехстороннее соглашение будет способствовать повышению уровня и качества жизни работающих москвичей?

– Последние два года как дополнение к Московскому трехстороннему соглашению принимается еще один документ, он называется «Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве» и также заключается между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей. В этом процессе непосредственное активное участие принимает председатель Московской городской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Сергей Кузин, который представляет все профессиональные союзы, защищающие интересы бюджетников. В этом соглашении оговаривается размер минимальной заработной платы, который затем устанавливается на следующий год, а также периодичность введения этого размера. Так, на 2009 год три раза устанавливается изменение заработной платы. С 1 января в размере не ниже, чем 8300 рублей, с 1 мая – не ниже 8500 рублей, с 1 сентября – не ниже 8700 рублей. Это означает, что ни один человек, работающий в учреждениях, подчиненных Правительству Москвы, не может получить заработную плату ниже этого размера. В Москве также продолжает действовать Единая тарифная сетка (ЕТС), согласно которой есть работники, имеющие 1-й, 2-й или 3-й разряд. Размер заработной платы по этим разрядам ниже, чем минимальный размер оплаты труда. Например, зарплата сторожа или уборщицы согласно их разряду около 5000-6000 рублей, значит, им будут доплачивать до 8300 рублей и более в течение года до минимального размера. По сравнению с другими регионами России это значительно выше, поскольку минимальный размер заработной платы в целом по России составляет 4330 рублей. Москва стала первым регионом, в котором этот минимальный размер заработной платы фактически равен прожиточному минимуму.

Общеизвестно, что минимальный размер оплаты труда не должен быть ниже прожиточного минимума, однако Москва пока единственный регион, в котором стремятся выйти на него. Справедливости ради следует сказать, что московский прожиточный минимум очень «заужен», напряжен и, к сожалению, не соответствует реальным потребностям человека.

– Как удалось достичь установления таких размеров минимальной заработной платы?

– Профсоюзы настаивали на том, чтобы минимальная заработная плата в конце 2009 года была 9000 рублей. Правительство Москвы со своей стороны очень активно боролось за цифру 8700 рублей, поскольку более высокий размер минимальной заработной платы никак не вписывался в городской бюджет. Безусловно, выполнение социальных обязательств зависит от возможностей бюджета города, но во многом и от политической воли. Следует отметить большие заслуги мэра Москвы Юрия Лужкова. Его позиция относительно социальной направленности бюджета очень много значит. Так, благодаря его усилиям 10% бюджета города составляют расходы на образование, с 1994 года эти обязательства выполняются. В Соглашении также зафиксировано положение о том, что Правительство Москвы должно предусмотреть в бюджете на 2009 год средства на повышение месячной тарифной ставки первого разряда ЕТС по оплате труда работников государственных учреждений Москвы с 1 января, 1 мая, 1 сентября не менее чем на 8% каждый раз, установив ставку первого разряда ЕТС в абсолютном размере 5420 рублей, 5855 рублей и 6325 рублей в месяц соответственно. В целом повышение заработной платы должно составить около 26%.

– Какие в настоящее время имеются условия для осуществления социального партнерства?

– Социальное партнерство базируется на определенной правовой основе, существуют нормативные акты, которые помогают регулировать эти отношения. Москва была первым регионом, в котором был принят закон о социальном партнерстве, затем была разработана система взаимодействия исполнительной власти и профсоюзов, что позволяет осуществлять социальное партнерство на всех уровнях. Уже более 15 лет заключаются Московское трехстороннее соглашение, соглашение между МДО и МГО профсоюза. Социальное партнерство в сфере образования конкретизирует соглашение МГО профсоюза с Департаментом образования, которое было принято на 2008-2009 годы. Оно охватывает интересы работников дошкольных учреждений, школ, учреждений дополнительного образования, регламентирует различные направления деятельности: в области создания условий труда, охраны труда, оплаты труда. В реализации достигнутых в Соглашении договоренностей необходимо участие всех: и Московского горкома профсоюза, и каждой первичной профсоюзной организации, которые являются полномочными представителями трудовых коллективов со стороны работников. Каждая профсоюзная организация на своем уровне наделена правами решать вопросы социального партнерства со своими руководителями, представляя интересы всех сотрудников.

Каждый уровень социального партнерства рассматривает принятые на этом уровне обязательства как минимальные. Так, Трудовой кодекс РФ определяет минимальный уровень социальных обязательств, далее он повышается в трехстороннем соглашении, затем расширяется и конкретизируется в отраслевых соглашениях, коллективных договорах учреждений. Если образовательное учреждение располагает определенными возможностями (например, внебюджетными средствами, экономией фонда оплаты труда), то права и социальные гарантии работников могут быть расширены. Конечно, это требует очень большой работы. Важно сформулировать проблему, четко определить требования, которые предполагается выдвинуть, изучить и выявить имеющиеся ресурсы. Требования должны быть разумными. Социальное партнерство – это своего рода политика – искусство возможного.

– До сих пор распространено представление о том, что кто-то должен все решить, будь то руководитель или представитель государственной власти. Как трудовые коллективы могут участвовать в решении различных проблем?

– Этот кто-то – прежде всего сами работники. Управление предполагает, что у каждого работающего есть свои трудовые интересы, которые он должен либо сам, либо с помощью профкома отстаивать. Да, у нас, к сожалению, работники привыкли к тому, что руководитель все решает, и зачастую не готовы к участию в решении проблем и защите своих прав. Директор, заведующий сказал, остальные согласились, не задумываясь о том, справедливо или несправедливо, а главное, правомерно ли его решение. Безусловно, необходимо участие профсоюзной организации, трудового коллектива в общественно-государственном управлении учреждения. Такое участие становится с каждым годом все более актуальным. Важно понять, что ответственность лежит не только на государстве, но и на гражданах. Не только на руководителе, но и на каждом работнике. В Соглашение между Департаментом образования города Москвы и МГО профсоюза мы включили пункт (2.1.17), в котором говорится о том, что представители профсоюза имеют право участвовать в принятии нормативных актов учреждения. Например, когда распределяется нагрузка, определяется график отпусков, вопросы повышения квалификации, аттестации. Профсоюз должен участвовать во всем. Сейчас особое внимание следует уделить введению новой системы оплаты труда. Поскольку она будет нацелена на определение конечного результата труда работника, то требуется учесть все нюансы, тщательно все рассчитать. Профсоюз должен активно участвовать в разработке критериев оценки труда работников. В противном случае они будут разработаны только администрацией, директором или заведующим, родительской общественностью, еще кем-то, а трудовой коллектив останется в стороне.

По регионам, которые начинают вводить эту систему, мы видим, что именно так и происходит. Мы считаем это неправильным, потому что трудовая демократия заключается в активном участии трудового коллектива, в определении программы развития учреждения, результативности его деятельности. Это существует во всем мире, нам необходимо к этому привыкать. И далее, если нововведения будут осуществляться неразумно, мы сможем применить санкции.

– В настоящее время множество вопросов вызывают изменения финансирования в сфере дошкольного образования, оплаты труда, как осуществляется социальное партнерство в этой области?

– Для дошкольного образования очень важным аспектом стало то, что до 2010 года будет полностью введена система нормативного подушевого финансирования (НПФ) общеобразовательных учреждений муниципального образования. Средства из городского бюджета вместе с родительским взносом составят расходную норму на каждого ребенка, сумму, необходимую для того, чтобы ребенок мог нормально посещать дошкольное образовательное учреждение, питаться, заниматься, обучаться, играть. Мы настояли, и Департамент образования города Москвы согласился, что введение нормативного подушевого финансирования – инструмент расширения финансовой самостоятельности, а норматив должен пересматриваться один раз в год. МГО профсоюза также считает необходимым, чтобы введение новой системы финансирования, как и новой системы оплаты труда, сопровождалось опережающим обучением руководителей ДОУ, а также бухгалтерских кадров, поскольку от них непосредственно зависит осуществление этих изменений. В свою очередь и в целом это связано с проблемой повышение квалификации, которая представляет огромную сложность в других регионах России. В Москве повышение квалификации осуществляется на бесплатной основе, его проведение предусмотрено для каждого работника раз в пять лет. В данный момент идет разработка системы надбавок для воспитателей, аналогичной существующей в школах и пока еще не затронувшей дошкольные образовательные учреждения. Обсуждается введение надбавок для воспитателей за работу с родителями, за снижение заболеваемости детей, что выражается в высокой посещаемости и так далее. Но именно новая система оплаты труда, большая самостоятельность ДОУ, необходимость учета особенностей управления учреждением, разработка критериев оценки труда каждого работника могут стать реальными инструментами повышения качества труда и соответственно его оплаты.

Актуален вопрос о массовых сокращениях работников. В Москве это связано со строительством новых детских садов, сносом и закрытием старых, с капитальным ремонтом и с последующим возвращением. Процедура массового сокращения крайне болезненна для сотрудников, поэтому все правовые аспекты должны быть строго соблюдены. Профсоюз должен быть предупрежден об этом не менее чем за три месяца, чтобы можно было подготовить людей, объяснить им их права, проследить за выплатами, чтобы они были сделаны правильно. В такой ситуации работники также имеют право на поиск работы, право на переподготовку, если, конечно, есть такая необходимость. Следует отметить, что в Москве, как правило, эти проблемы не возникают, потому что всех работников трудоустраивают. На начало нынешнего учебного года было около 1000 вакансий в дошкольных учреждениях, 600 – для педагогических кадров, а остальные – для обслуживающего персонала. Детские сады работают с перегрузкой, педагоги либо трудятся на 1,25 или 1,5 ставки, либо совмещают профессии. Хотя проблем с трудоустройством пока нет, но и сам по себе переход на работу в другое учреждение всегда очень болезненный.

Совместные рекомендации Департамента образования и МГО профсоюза регламентируют также отношение к локальным нормативным актам, то есть приказам, которые принимаются в учреждении, определяют, какие из них необходимо принимать по согласованию с профсоюзом.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте