search
main
0

Открывая себя

Легко ли быть молодым

Современные направления молодежных интересов не настолько радикальны в большинстве случаев, как бывало раньше. Сегодня студенческая субкультура – это что-то среднее между детской субкультурой и субкультурой в классическом ее понимании (специфический образ жизни, интересы), это реализация собственных потребностей в самовыражении, развитии личности, удовлетворении чувства прекрасного, осмыслении своего назначения в мире. В нашем технологическом колледже №24 был проведен опрос среди 89 студентов в возрасте 16-29 лет для выявления интересов, хобби, увлечений и принадлежности к неформальным группам. Мы пытались понять, насколько увлечения оказывают влияние на направление обучения.

А вы когда-нибудь задавались вопросом, почему подростки с удовольствием смотрят фильмы ужасов, в то время как вы предпочитаете комедии или мелодрамы? Переживать, что наши респонденты называют такое кино одним из своих любимых, не стоит. Подростки их любят по разным причинам, тем более что собственно страх – это не только индивидуальная эмоция, но и социальная. Когда мы смотрим фильм ужасов, то можем смеяться, плакать, кричать или обниматься в зависимости от того, что происходит на экране. Это повышает нашу эмпатию, сопереживание другим людям. Подростки особенно нуждаются в этой связи и общении, потому что находятся в процессе формирования своей социальной идентичности.

Были в опросе и вопросы о причастности к фандомам и вселенным. Фандом – это субкультура, состоящая из поклонников (фанатов) чего-либо. Как правило, так называют поклонников определенного произведения культуры, вымышленной вселенной, художественного стиля или хобби. Представители фандома нередко объединяются в фан-клубы, создают фан-арт, фанфики, филк, косплей и прочее творчество по мотивам предмета своего интереса.

Мы все-таки решили отделить фандомы от вселенных, чтобы более наглядно проследить за направлениями интересов студентов. Опрос на выявление участия в фандомах показал спектр интересов обучающихся, где первое место занимают объединенное нами направление «игровые», аниме и дорамы. Если аниме у нас уже давно на слуху, то дорамы – это относительно новое веяние. Дорамы – азиатские телесериалы, в первую очередь из Японии и Южной Кореи. Дорамы пользуются огромной любовью миллионов зрителей не только в странах Азии, но и во всем мире. Они снимаются в разнообразных жанрах, но самый типичный и популярный сюжет – это история «Золушки», где главный герой – совершенно простой и неприметный человек – встречает богатого и успешного, а дальше… как в сказке. Фанаты дорам объединяются в локальные сообщества, где обсуждают новые сюжеты, героев, создают фан-картинки, пишут фанфики.

Вселенные фильмов, сериалов и аниме оказались очень востребованы у студентов, это связано опять же с возрастными особенностями. Подросткам нравится примерять образы героев, эстетику, отношения, способности, в том числе и суперспособности, переживать те же эмоции, что и герои.

В нашем опросе победила аниме-вселенная. Независимо от направления обучения мальчики и девочки, как оказалось, являются фанатами анимационных японских мультфильмов, вокруг которых идут вечные споры обеспокоенных взрослых. Одна из основных причин, по которой подростки и уже даже не подростки становятся поклонниками аниме, заключается в его способности помочь убежать от реального сурового мира. Этот эскапизм является формой психической разрядки, позволяя людям забыть о своих проблемах и погрузиться в мир, где возможно все. Еще одна причина – это личная связь, которую они чувствуют с персонажами и сюжетами. Эта связь обусловлена эмоциями и переживаниями, через которые проходят герои и которые зачастую похожи на то, что пережили сами фанаты.

Следующий вопрос был связан с видеоиграми. Как вы могли заметить, игровые фандомы заняли первое место. Студенты охотно отвечали на данный вопрос, расписывая большим списком игры, которые вызывают у них интерес. Из них мы выделили Топ-3 – игры, которые пользуются большей популярностью.

1. Genshin Impact – приключенческая ролевая игра с открытым миром.

2. Counter-Strike – одна из самых распространенных сетевых игр в последние 20 лет. Это серия многопользовательских шутеров от первого лица.

3. Minecraft – это игра, которая состоит из блоков, существ и сообщества. С помощью блоков можно преобразовывать мир или создавать фантастические работы.

Игры помогают студентам отвлечься, создать что-то свое в виртуальной реальности, позволяют игрокам почувствовать себя настоящими героями, которые способны победить любого врага. На вопрос о том, почему же компьютерные игры вызывают такой интерес, многие ответили, что в игре можно общаться с друзьями, не выходя из дома.

Студенты активно объединяются в группы по интересам, где многие активно самореализуются, оказывают или получают поддержку со стороны единомышленников. Безусловно, любое увлечение не должно перерастать в зависимость. Подросткам необходимы понимание со стороны взрослых, заинтересованность, наставничество в тех или иных начинаниях, для того чтобы они не уходили в нарисованные или созданные кем-то виртуальные миры.

Татьяна ЗУДИНА, преподаватель технологического колледжа №24

 

Комментарий

Лилия ШЕМЯКИНА, преподаватель технологического колледжа №24:

– Главная цель образования – это не просто формирование профессионала в определенной области, но и развитие полноценной и социально активной личности, способной к самостоятельному принятию решений, критическому мышлению и успешной адаптации в быстро меняющемся мире. Образование должно не только давать знания и навыки, но и воспитывать гражданскую позицию, уважение к правам и свободам других людей, умение работать в команде и решать конфликты.

Классный руководитель помогает студентам определиться с выбором профессии и формирует ученическое самоуправление. Немаловажными в его деятельности являются воспитание и сплочение ребят в дружный коллектив.

В обязанности классного руководителя колледжа также входят проведение мероприятий, направленных на повышение интереса студентов к выбранной специальности, организация дополнительных занятий и мастер-классов, которые помогут студентам улучшить свои профессиональные навыки, помощь в подготовке к профессиональным конкурсам и олимпиадам.

На сегодняшний день я являюсь классным руководителем двух групп, обучающихся по специальностям «информационные системы и программирование» и «коммерция (по отраслям)». Возраст студентов-первокурсников – 15-16 лет. Это сложный период становления личности. Некоторые студенты – иногородние, что снижает возможность контакта с семьей и взаимодействия классного руководителя непосредственно с родителями. Также многие студенты-первокурсники не имеют достаточных навыков самостоятельности и организации досуга. Все это требует от классного руководителя особого подхода и методов работы. Ведь именно сейчас человек завершает формирование своей жизненной позиции и переходит к осознанному самовоспитанию, беря на себя ответственность за свой выбор.

В воспитательной работе я учитываю личностные и возрастные особенности студентов, а также профессиональную направленность их специальности. Так складывается определенная система:

– на 1-2‑м курсах особое внимание уделяю задачам социально-гражданского и гуманитарного развития студентов. Приоритетом является их приобщение к выбранной профессии, формирование умений и навыков, необходимых для будущей работы;

– на 3‑м курсе продолжаю работать над формированием личностных и профессиональных качеств студентов;

– на 4‑м курсе завершается формирование профессиональных и личностных качеств студентов, в связи с чем возрастает объем индивидуальной работы.

При организации воспитательной работы я придерживаюсь принципа преемственности, объединяя учебный и воспитательный процессы. Стараюсь сочетать индивидуальные и коллективные формы работы, используя положительный опыт прошлых лет. Для постоянного повышения эффективности воспитательной работы необходимо осуществлять поиск педагогических инноваций на основе изучения интересов и творческих способностей студентов, определения их базовых ценностей и активной жизненной позиции.

Работу по формированию и сплочению коллектива начинаю с самого начала обучения и продолжаю на протяжении всего учебного процесса. Она включает в себя создание благоприятной атмосферы в группе, поддержку общения между студентами, организацию совместных мероприятий.

Идеологическое сопровождение воспитательной работы является важным аспектом обучения в колледже. Вовлечение студентов в активную деятельность помогает им лучше усваивать материал и развивать свои навыки.

Некоторые из наиболее эффективных направлений воспитательной работы включают в себя организацию мероприятий, направленных на укрепление дружбы и взаимопомощи между студентами; проведение спортивных соревнований и культурных мероприятий; поддержку студенческих инициатив и проектов; привлечение студентов к участию в общественной жизни колледжа и города; вовлечение в волонтерскую деятельность.

В процессе обучения и воспитания студентов участвует весь педагогический коллектив, а также работодатели, которые оказывают влияние как на формирование личностных качеств каждого обучающегося, так и на всю группу в целом. Содружество способствует успеху в решении учебно-производственных и воспитательных задач, следовательно, и планировать воспитательную работу они должны вместе. Хочу дать несколько советов и рекомендаций классным руководителям:

1. Больше общайтесь со студентами, в том числе в неформальной обстановке.

2. Уделяйте достаточно времени подготовке и организации внеурочной и экскурсионной деятельности.

3. Хвалите своих воспитанников за их достижения во всех сферах деятельности.

4. Воспринимайте родителя студента как советчика и единомышленника.

Работа классного руководителя требует от педагога терпения, такта, умения находить общий язык с разными людьми и способности к эмпатии. Важно помнить, что каждый студент уникален и требует индивидуального подхода. Поэтому классный руководитель должен быть готов к тому, что ему придется постоянно учиться и развиваться, чтобы быть успешным в своей деятельности.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте