Мой отец занимается изготовлением дверей. Уже 20 лет я наблюдаю за их производством, сборкой, продажей и установкой. Мне с детства нравилось ремесло отца, но особый интерес вызывал конечный продукт его работы. Ведь дверь играет невероятно важную роль в любом помещении: она некий мост, который отделяет или связывает два разных пространства.
В этом есть что-то магическое. За каждой дверью находятся свой мир, своя система, в которой живут или работают люди. Там царят свое настроение, свой порядок, существует уникальная маленькая (или не очень) группа, в которую ты можешь попасть. И каждая дверь немного говорит о том, что находится за ней, отражает внутренний мир помещения. А открыв ее, ты покидаешь один мир и погружаешься в совершенно иной. Разве это не магия?
С возрастом образ двери в моем сознании трансформировался в то, что предшествует чему-то новому, открывает ранее неизведанные грани реальности. Так, обложка новой книги – тоже своего рода дверь. Эта идея жила и развивалась вместе со мной, через ее линзу я смотрела на мир и все чаще замечала двери вокруг, пока не наткнулась на главные для себя: двери знаний. Ты открываешь учебник по анатомии и… Окружающий мир, внешне незыблемый, предстает в ином свете. Взгляд на человека, работу его органов, причины, по которым он ест, спит, видит, ходит и дышит, в корне меняет отношение к себе и людям. И такие открытия происходили и происходят каждый раз, когда новые знания приходят в мою жизнь. Мысль о том, что я могу стать проводником в одну из таких комнат, открыть одну из дверей, дать уникальную возможность посмотреть на мир шире, привела меня к профессии учителя. Ведь чем больше дверей открыл человек, тем богаче, ярче, глубже его ощущение жизни.
Мной были выбраны двери русского языка и литературы. Возможен закономерный вопрос: почему именно эти два предмета? Разве история, физика, алгебра или та же анатомия не таят в себе что-то неизведанное и уникальное? Конечно, таят. Каждый предмет – это отдельный мир, который дешифрует реальность через свои законы и правила. Однако русский язык не просто таит в себе мир, ранее неизведанный, он является ключом к многим другим дверям. Именно проникнув в пространство русского языка, можно увидеть перед собой сотни и тысячи закрытых дверей, путь к которым будет открыт благодаря знанию языка. Литература в свою очередь учит тому, что нельзя оставаться в рамках одной двери, смотреть на мир только под углом одного окна. Необходимо постоянно искать и открывать новые, чтобы не превратиться в окаменевшую статую. Чтение художественных произведений открывает безграничное количество историй о людях, их внутреннем мире, путешествиях и уникальных обстоятельствах, в которых они оказались.
Литература отличается тем, что открывает читателю дверь в дом конкретного на первый взгляд человека или героя. У каждого есть возможность изучить его поведение, окружение, характер, взгляд на мир. Для большинства писателей выдуманный им герой – это образ, имеющий свои отличительные черты, способные повлиять на мировоззрение читающего. Это сложный процесс: посмотреть через линзу другого на привычный для каждого из нас мир. Однако насколько сложный, настолько же и полезный этот навык, ведь он чрезвычайно необходим людям в обычной жизни: с его помощью человеку открывается возможность понять позицию другого. Не встав на его сторону, не войдя в его комнату и не взглянув на ситуацию через его дверь, сделать это невозможно. А ведь именно этому навыку и учит нас литература.
Не всякая дверь открывается легко или с первого раза. Поэтому существуют так называемые проводники между комнатами, помогающие подобрать нужный ключ и заглянуть в новую комнату знаний. Такими проводниками являются педагоги. Их задача заключается в том, чтобы показать учащимся инструменты, с помощью которых они в дальнейшем смогут познавать окружающий мир. Только от них самих будет зависеть, сколько дверей они откроют и сколько новых знаний получат. Перед учащимися безграничный мир непознанного и неизведанного, в покорении которого им может помочь учитель.
Юлия РУЗАЕВА, учитель русского языка и литературы школы №763, призер в номинации «Миссия педагога» конкурса «Старт в педагогику»-2022
Комментарии