Конвергентная образовательная среда – фундаментальный принцип развития современной системы школьного образования. Мир меняется существенно неоднородно: какие-то его части – непредсказуемо быстро, а другие почти не меняются. Готов ли современный школьник к миру будущего?
В этой связи становятся все более очевидными нехватка целей, дефицит единых перспектив работы. Принципиально важным становится использование любой образовательной технологии во имя достижения искомого результата. Весь акцент образования сегодня переносится в область формирования ясных контуров того мира, в котором будет жить сегодняшний школьник через 5-10 лет. Есть ли что-то или кто-то, кто мог бы помочь образовательному сообществу в нелегком процессе собственной трансформации? Да, есть. Это прежде всего представители многих профессиональных сообществ – инженеры, ученые, врачи, которые начинают понимать, что без постоянного притока мотивированных, подготовленных учеников развитие собственной профессиональной деятельности становится невозможным. А таких ребят может дать только школа. Научно-технологическая элита готова сделать шаг в сторону школы (и не один шаг). Но и школа должна продемонстрировать свой запрос, свою степень проблематизации.Главным результатом обучения в школе сегодня является освоение базовых теоретических понятий (время, вещество, объем, сумма) и способность применять их в решении практических задач и получении новых знаний. Представители естественных и инженерных наук считают, что будущее за междисциплинарными исследованиями в области химии, физики и биологии.В школе №2005 успешно реализуется профильное обучение. Старшеклассники постоянно участвуют в научно-практических конференциях «Старт в медицину», «Инженеры будущего», «Гагаринские чтения», во Всероссийском конкурсе «Научно-техническое творчество молодежи» и в городском проекте «Школа новых технологий». Накопленный опыт дал возможность нашему образовательному учреждению с 1 сентября 2016 года стать участником таких городских проектов, как «Инженерный класс в московской школе» и «Медицинский класс в московской школе». Наша образовательная организация тесно и плодотворно сотрудничает с ведущими вузами города. В рамках реализации проектов инженерного и медицинского классов заключены договоры с МАИ, МГТУ имени Н.Э.Баумана, НИУ МИЭТ, МИСИС, ОАО «Ил», МГМУ имени И.М.Сеченова и Федеральным клиническим центром высоких медицинских технологий. Учащиеся профильных классов успешно участвуют в олимпиадах, научно-практических конференциях и мастер-классах профильных вузов. Плодотворные партнерские отношения школы с вузами и предприятиями города позволяют нам проводить интересные и актуальные мероприятия, такие как цикл «Публичные лекции для старшеклассников», «Неделя мастерских» и «Профессиональная практика».А в этом учебном году в течение пяти дней марта школа провела для учеников профильных классов мероприятие нового формата – первую образовательную стратегическую сессию «Открывая будущее».В день открытия образовательной сессии к старшеклассникам с приветственным словом обратились директор школы Елена Ивановна Савчук и глава управы района Куркино Рушан Хасянович Мирсадеров. Затем были проведены две лекции, которые прочитали преподаватели МИСиС и МГТУ имени Н.Э.Баумана. Учащиеся прослушали видеолекцию профессора, члена-корреспондента РАН, президента Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Михаила Валентиновича Ковальчука «Конвергентность в образовании».А завершился первый день образовательной стратегической сессии практическими занятиями – для ребят были организованы увлекательные мастер-классы. Групповую дискуссию «Самореализация, мои приоритеты и ценности в жизни» провел сотрудник ЭКОПСИ Консалтинга Андрей Николаевич Онучин. Ученики обсудили в группах и определили индивидуально свои жизненные приоритеты (какой процент времени в своей жизни на какие активности они готовы тратить), ответили для себя на вопрос «Каким делом я готов заниматься при условии, что мне не будут за это платить?», сформулировали варианты будущей профессии. После дискуссии учащиеся приняли участие в сессии с использованием метода LSP (Lego Serious Play – это метод фасилитации встреч и обсуждений, поиска ответов на сложные вопросы, создания нестандартных и креативных решений. Участники проходят через последовательность вопросов с помощью ведущего. Каждый участник строит ЗD-LEGO-модель с помощью конструктора Lego, отвечая таким образом на вопросы ведущего. Данные трехмерные модели служат основой для групповых дискуссий, обмена знаниями, поиска проблем и принятия индивидуальных и коллективных решений).Светлана Сударикова и Екатерина Грачева, сотрудники консалтинга, старались оказать помощь в выборе будущей профессии: помогли ученикам проверить свои гипотезы о профессии (те, что сформулировали на предыдущем этапе) с помощью методологии LSP, индивидуально «построили»/визуализировали сильные стороны (качества), которые помогут в профессиональной реализации, «построили» то, что необходимо развивать для профессии мечты. Второй день сессии был объявлен днем инженера и прошел под лозунгом: «Инженерное образование: от школы к производству». Юные инженеры прослушали цикл мини-лекций ведущих ученых, преподавателей лучших инженерных вузов города Москвы. Лекции сопровождались демонстрацией достижений современной отечественной науки – запускались самолеты и квадрокоптеры, танцевали роботы, демонстрировались экзоскелеты и биопротезы. Слушая доклады преподавателей, учащиеся погрузились в разные профессиональные специализации, которые сегодня актуальны и востребованы.Во второй половине дня кипела работа в мастер-классах по робототехнике, программированию, 3D-моделированию, использованию 3D-ручки. В заключительной части второго дня сессии участники собрались на круглый стол с представителями промышленности и бизнеса. Нашими гостями были советник генерального директора ОАО «Ил» академик, доктор технических наук, профессор В.П.Кучеров, специалист отдела подготовки и развития персонала НПО имени С.А.Лавочкина Р.В.Пархоменко, генеральный директор компании «Рокс Девелопмент» Р.Н.Кокорев. С будущими инженерами наши гости обсудили, как добиться успеха, вывели «уравнение жизни», обрисовали основные направления деятельности предприятий. Также в рамках этого дня среди учащихся 5-7-х классов прошла выставка-конкурс рисунка «Я – будущий инженер».Третий день сессии «Открывая будущее» стал днем врача и оказался не менее увлекательным и насыщенным, чем предыдущие. Сначала школьники прослушали цикл лекций ведущих ученых, врачей, преподавателей столичных вузов. Вот лишь некоторые темы: «Экология и жизнедеятельность человека», «Красота космоса и космонавтики», «Профессия «врач-хирург», «Образ, тело и восприятие». Лекции сопровождались презентацией достижений современной медицины, видеофильмами о новейших разработках. После лекций ребята смогли поучаствовать в мастер-классах «Оказание первой помощи», «Биотехнологии – что это?», посетили выставку «Современный медицинский инструмент». Во второй половине дня участники собрались на круглый стол, а завершился день врача открытием школьного клуба «Будущий доктор».Четвертый день сессии был объявлен днем экономиста и политолога. Как и все предыдущие дни, он состоял из курса лекций и мастерских в первой половине дня, их провели преподаватели вузов Москвы. Во второй половине дня прошел круглый стол с атташе по туризму посольства Республики Болгария и представителями туристического бизнеса. Во время работы круглого стола состоялось открытие Клуба путешественников, его участниками стали семиклассники вместе со своим классным руководителем – учителем географии Екатериной Оттовной Савельевой. Старшеклассники во второй половине дня работали в мастер-классах по самостоятельно выбранным направлениям: «Страноведение и иностранные языки», «Менеджмент и современность», «Экономика и бизнес сегодня».Пятый день стал днем торжественного закрытия первой образовательной стратегической сессии «Открывая будущее». Учащиеся 10-11-х классов представили свои разработки. Алексей Агдеев, Игорь Варламов, Егор Трофимов, Надежда Дубук и Екатерина Грачева – проект «Разработка робота по сейсмическим прогнозам», Александр Новиков – проект «Разработка велосамоката (Drift-trike)», Лев Доманков – проект «Разработка инновационного устройства на основе микроэлектроники», Елена Химакова – исследование «Социально-экономическое развитие молодежного рынка труда в субъекте РФ в контексте характеристик молодежи (на примере Костромской области)». Также был представлен проект школы-партнера №1191 на тему «Разработка ЗD-принтера». Каждое выступление заканчивалось ответами на вопросы заинтересованных слушателей. Во время церемонии закрытия сессии учащимся, которые отлично проявили себя, были вручены именные сертификаты. Участниками сессии стали также школы-партнеры, которые реализуют городские проекты «Инженерный класс в московской школе», «Медицинский класс в московской школе».Вот так насыщенно, увлекательно и продуктивно прошла в нашей школе первая образовательная стратегическая сессия «Открывая будущее». Надеемся, что ее проведение станет доброй традицией. Ждем юных ученых, которые пожелают открыть для себя будущее на новой сессии в следующем учебном году.Наталья ЕГОРОВА, заместитель директора школы №2005;Елена БРОННИКОВА, педагог-организатор школы №2005
Комментарии