Конечно, каждый педагог нашего района озабочен тем, насколько высок окажется уровень гражданского самосознания каждого их выпускника. Активную гражданскую позицию нашим ребятам помогает воспитывать участие в социальном проектировании, создании оптимального социального окружения школы в рамках проекта “Общественно активных школ”, работа в молодежных организациях.
Эффект любого общественно значимого дела кроется в многолетней совместной работе администрации района, работников образования, культуры, социальных служб, а самое главное – населения района над совершенствованием своего интеллекта, личностного восприятия окружающего мира.
Вот уже пятый год мы занимаемся проектом “Гражданин”, социальным проектированием. В это важное для воспитания детей дело вовлечено огромное количество людей разных специальностей: от главы администрации района и руководителей ведущих предприятий до ученика самой отдаленной школы. На это потребовалась не одна тысяча рублей из районного бюджета, спонсорских средств, средств, полученных от реализации различных грантов.
У нас реально работает формула “Гражданское самосознание населения – основа местного самоуправления”. Уже в 2000 году был проведен районный актив всей общественности по теме “Работа администрации и общественных организаций района по формированию гражданского самосознания населения”. В прошлом году по нашему примеру состоялся “Гражданский форум” в Москве.
Неоценимую помощь в становлении этой работы нам оказали и оказывают ректор СИПКРО И.Носков, областной Центр гражданского образования и его руководитель В.Пахомов, ученые педагогического университета, аэрокосмической академии, сельскохозяйственной академии, с которыми заключены долгосрочные договоры. Очень тесные и давние контакты делового характера сложились у нас с редакцией “Учительской газеты” и “Граждановедением”, Межрегиональной ассоциацией “За гражданское образование”, центром “Гражданин” из Лос-Анджелеса, руководством АФТ (американским профсоюзом учителей), Бостонским и Иллионойсским университетами, Российско-канадской программой “Дух демократии”, Центром Я.Соколова, Санкт-Петербургским институтом права имени принца П.Г.Ольденбургского, Всероссийской программой “Мой выбор”, Омским центром общественно активных школ и более чем с 20 областными организациями страны. Все неоднократно приезжали к нам и проводили семинары. Оказывали методическую и другую помощь. Наши специалисты в свою очередь демонстрируют свой опыт в различных регионах страны.
Ресурсные центры по различным направлениям воспитательной работы готовы поделиться любой информацией. Она уже представлена в виде брошюр, газетных статей, на нашем сайте в интернете. Но все это расходы: оплата специалистов, расходные материалы, транспортные издержки и т.д. Поэтому на договорных началах мы можем провести работу с вашими учителями с выездом в наши центры или с выездом наших специалистов в ваши территории.
Самарский центр гражданского образования, основываясь и на нашем опыте, инициировал проведение Всероссийской акции “Я гражданин России”. Она завершилась в итоге во Всероссийском центре “Орленок”. В заключительном этапе приняла участие и наша команда по проекту “Гражданин” с темой “Какая армия нужна России”. Наши учителя и учащиеся, работая на равных с городскими коллегами и ровесниками, с иностранными учащимися, пришли к пониманию того, что у сельской молодежи немало общего с городской, но имеются и характерные особенности, которые делают деревенских девушек и парней особой социальной группой. Им недоступны многие само собой разумеющиеся для горожан достижения духовной и материальной культуры, престижное образование. Они часто не имеют возможности проявить свои природные дарования.
Но что-то уже достигнуто, это уже хорошо. Постепенно улучшаются жизнь и быт сельской молодежи. А что же думает о своих проблемах она сама? Как она видит решение своей судьбы? Дальше все зависит от энергии, желания действовать молодых людей, живущих в селах. Мы открываем им зеленый свет.
Владимир ГУСАРОВ,
руководитель Отрадненского территориального отдела образования
Комментарии