Делегаты, прибывшие из 73 регионов, выслушали приветствия вип-персон на пленарном заседании и доклады коллег на секциях, пообщались в кулуарах, рассказали о наболевшем, отоварились методлитературой и разъехались по домам, довольные уже хотя бы этим фактом.А вот как все это повлияло на любовь детей к чтению, способности учителей работать по новым ФГОС, успешно готовить ребят к ГИА и ЕГЭ – остается неясным. Хочется верить, что положительно. Впрочем, уж слишком много у нас скопилось проблем…
Не те детиОни ничего не читают и не хотят читать! Об этом говорили практически все участники съезда. И именно отсюда, считают делегаты, проистекает большинство всех прочих проблем. Ученик мало читает – значит плохо воспринимает текстовую информацию, а это касается всего написанного в учебниках по любому школьному предмету, что в конечном счете отражается на общей успеваемости.«Причин тому много, и одна из них связана с тем, что родители сами читают все меньше и все больше времени просиживают у телевизора или компьютера, – считает заместитель директора краснодарской школы №50 Марина Захарова. – Уходит в прошлое традиция читать ребенку на ночь сказки, ведь гораздо проще поставить видеокассету с мультиком. Неудивительно, что многие дети не знают элементарных вещей, не понимают значения многих слов и не видят смысла в чтении как таковом».Исправить ситуацию, по мнению Захаровой, можно лишь объединив усилия школы, общества и СМИ. Причем необходимо работать не только с учениками, но с их родителями. Правда, надо ли взвалить задачу воспитания семьи тоже на школу или эту функцию будут выполнять какие-то другие структуры, непонятно.Не те учителяУвы, об этом заявляют сами педагоги, отмечая, что среди их коллег слишком много тех, кто не умеет и не желает воспринимать все новое, обучаться передовым технологиям, использовать на уроках ИКТ и просто работать в команде. «Меня смущает отсутствие единства в рядах педагогов, – сетует учитель русского языка и литературы владимирской гимназии №35 Анастасия Львова. – Один стремится овладеть новыми технологиями, другой вообще ничего не хочет, один поддерживает ЕГЭ, другой категорически против. Очень огорчает отсутствие единомышленников. О какой преемственности можно вести речь?» Впрочем, любовь к ИКТ у преподавателей порой принимает и уродливые формы, о чем рассказала доцент кафедры истории русской литературы филфака МГУ Елена Зубарева. По ее словам, многие учителя, которые приходят к ним на курсы повышения квалификации, безбожно сдирают из Интернета квалификационные работы, причем у них хватает наглости доказывать свою правоту, даже когда им предъявляют неоспоримые доказательства. Не те начальникиРыба гниет с головы, а коль скоро ученики и учителя ведут себя не так, как надо, совершенно очевидно, тут есть вина руководителей от образования, которые либо не умеют правильно сформулировать требования, либо не могут создать условия для их реализации, либо сами не понимают, чего хотят. «Нередко слышу: мол, в советские времена учитель был зажат в рамки идеологии, ему сверху диктовали, кого изучать, а о ком лучше не упоминать вовсе, какие книги читать и как их понимать, – говорит учитель русского языка и литературы белгородской гимназии №12 Елена Коняева. – Однако если сравнить то, что было, с тем, что есть, сравнение явно не в пользу текущего момента. Наоборот, как раз сегодня за нами следят, проверяют, не доверяют, подозревают, как бы мы чего лишнего не сказали и чему-нибудь не тому научили. Возникает ощущение, что государство, подготовив профессионала, не считает его таковым и всячески стремится подловить на чем-либо, доказать его некомпетентность, неспособность и неумение работать. А ученики и вовсе отвыкли мыслить, потому что им отовсюду предлагают уже готовые, штампованные образцы ответов. Неужели это и есть модернизация образования?..» Об этом же на съезде говорили многие делегаты, правда, в основном в кулуарах, а не с высокой трибуны. Наоборот, на пленарном заседании из президиума прозвучало немало оптимистичных выступлений, в том числе от нынешнего и бывшего министров образования и науки РФ. Однако трибуны трибунами, а кулуары кулуарами…Не те учебникиНесмотря на то что отдельные участники съезда прямо заявили об отсутствии каких-либо претензий к существующим учебникам, другие их коллеги заняли полярную точку зрения, считая, что от этой книги во многом зависит любовь ученика к чтению и предмету. Так, по мнению учителя русского языка и литературы Ольги Орловой из Ермаковской школы Пошехонского района Ярославской области, за последние годы она так и не смогла найти ни одного учебника, который не вызвал бы у нее нареканий как по исполнению, так и по содержанию. Хотя в былые времена, по ее словам, дети прочитывали учебники от корки до корки еще летом, до начала занятий, так они были интересно написаны. И вообще, непонятно, зачем нужно знакомить ребят с творчеством тех или иных авторов. «В 6-м классе ребятам предлагают изучать Байрона, – негодует Орлова. – Ну скажите, чему хорошему может научить Байрон с его сатанинским самолюбованием?!» Проблему качества учебников поддержал и заведующий редакцией литературы издательства «Русское слово» Алексей Федоров, раскритиковав в своем выступлении позицию Минобрнауки. «Раньше министерство несло ответственность за все, что было допущено или рекомендовано учителям и школьникам, – напомнил он. – Причем разница между этими двумя понятиями была очень серьезная. Теперь же оно фактически самоустранилось еще и из этой области, отдав все на откуп РАН и РАО, которые в свою очередь получили возможность привлекать для экспертизы учебников кого угодно со стороны, причем экспертиза проходит анонимно, а люди эти совершенно не отвечают за ее результаты». В такой ситуации говорить о качестве поступающей в школу учебной литературы не приходится, считает Федоров, а это ставит под угрозу и качество образования в целом.Не та литератураУже сами писатели признали, что давно перестали быть властителями дум, потому что эпоха, когда человек мог получить эмоциональный заряд и повод для размышления только из книг, безвозвратно прошла. Теперь информация поступает к людям со всех сторон – со страниц многочисленных газет и журналов, по теле-, радио- и интернет-каналам. Как сказал поэт, художник и скульптор Дмитрий Пригов, «картинка побеждает», людям проще получать набор готовых, уже кем-то созданных образов, чем пытаться создать свои, напрягая воображение. К тому же классическая литература отходит все дальше и дальше в прошлое, описывая все более и более оторванные от реальной жизни сюжеты, а современная пока еще вызывает слишком много нареканий, чтобы рекомендовать ее к изучению в школах. По словам сотрудника Специализированного учебно-научного центра Новосибирского государственного университета Екатерины Федоренко, литература изменила свою социальную роль, перестав быть великой. Но именно это низвержение с пьедестала и позволяет ей приблизиться к массам, стать более доступной. Это раньше деление на писателей и читателей было весьма ощутимым, а нынче, когда в одном только Рунете более миллиона пользователей позиционируют себя в качестве писателя, границы весьма условны. Следовательно, нужно перестать плакать о горькой судьбе литературы и ее явной деградации, а попытаться найти для каждого свой список только ему интересных книг, не пытаясь всем навязать то или иное количество обязательных к прочтению произведений.Не то послесловие…Честно говоря, лично я не был разочарован съездом, хотя бы потому, что не ожидал от него слишком уж многого. И тем более примечательно мнение одного из участников, который на вопрос, оправдал ли съезд ваши надежды, заявил: «А я ни на что и не надеялся, но, послушав коллег и пообщавшись с людьми, понял, что надежда все-таки есть!» А что нам остается еще кроме надежды? Разве только вера, любовь и… мудрость.P.S. Полную версию статьи читайте на сайте www.ug.ru фото автора
Комментарии