Ирина ИВЕНСКИХ была одной из первых в Пермском крае, кто влюбился в систему Международного бакалавриата на всю жизнь. Будучи директором пермского лицея №10, вместе с единомышленниками она способствовала ее становлению. В 2007 году в регионе был успешно запущен проект «Создание системы Международного бакалавриата». Его уникальность в том, что внедрение системы МБ произошло под патронатом губернатора и при сопровождении правительства Пермского края, а не на страх и риск самих энтузиастов. И в том, что край демонстрирует высокий уровень государственной образовательной политики, в чем опережает и ведет за собой другие регионы страны, есть несомненная заслуга и нашей харизматичной героини. Не случайно ныне Ирина Валентиновна заместитель председателя правительства Пермского края по вопросам образования, культуры, спорта и туризма. Мы встретились в ее кабинете, чтобы поговорить о нестандартном опыте региона в области поддержки системы Международного бакалавриата, накануне 20-летия МБ в России.
– Да, именно в мае 1996 года Московская экономическая школа и столичная гимназия №45 первыми в России были приняты в систему Международного бакалавриата. Почему Пермский край решил использовать опыт МБ? В этом нет случайности, это единственная образовательная система, дипломы которой признаны для поступления во всем мире. Она покоряет стандартизированностью образовательных процессов, работающих на результат, преемственностью, высоким, перфектным качеством образования и проработанностью процедур его оценки, а также высокой адаптивностью к любой стране мира. Мне как психологу МБ близок тем, что он создан на идеях выдающегося ученого, психолога Льва Выготского. Но есть и обратное влияние – мы видим, что основные подходы и ценностные установки МБ заметны в наших федеральных государственных образовательных стандартах, прежде всего старшей школы. Потому что правильные идеи в конечном счете встречаются, как и правильные для реализации этих идей люди.- Ирина Валентиновна, что, по-вашему, система Международного бакалавриата может дать ребенку, городу, краю, стране?- Особенность этой системы – постановка очень высоких целей. Ребенок в конечном счете к определенному возрасту их не достигает, но в процессе стремления к достижению поднимается намного выше остальных. Еще мне очень нравится процесс формирования отношения к людям и миру в МБ: «развивая себя – развиваем школу, развивая школу – развиваем город, развивая город – развиваем страну, развивая страну – развиваем мир». Наши дети начинают воспринимать весь мир как свой дом и чувствовать ответственность за него. Помню, одна девочка искренне переживала за червей, у которых пошли мутации из-за экологического происшествия. Ну что ей до каких-то червяков из другой страны, казалось бы, а ей надо было ехать предотвращать биологическую катастрофу!Этому в огромной степени способствует работа над социальными проектами, которые выбирает сам ребенок. Вроде бы сейчас этим во всех школах занимаются, но одно дело соцпроект, чтобы за него отчитаться, другое – принести реальную пользу. И проверка тут – жизнь. Была у нас, к примеру, такая история: наш лицей территориально находится в жилой зоне рабочих завода. И какое-то время назад наших красивых девчонок стали обижать парни из соседних домов. Конфликт. Так возник естественный социальный проект, который придумали наши лицейские мальчишки. Они пошли на сплав на байдарках и взяли этих пацанов с собой. Важно, что они нашли конструктивный выход сами – они же с ними не подрались, а стали одной командой. Потом эти бывшие хулиганы охраняли наших девчонок и участвовали в других наших школьных проектах. Наши дети могут найти общий язык со всеми!- Но останутся ли эти замечательные дети на Родине?- Вы знаете, самое удивительное, но они возвращаются после окончания зарубежных вузов, они хотят работать и жить в России! Эта система так настроена: она делает ребенка человеком мира, но при этом остающимся самобытным в своей культуре. Преподавание на английском языке происходит ведь только в старшей школе, в начальной и средней есть только элементы чужого языка – пока ребенок маленький, растет и формирует свои привязанности, культивируется родное для него. И это отношение к родной культуре прокапано внутривенно в каждый предмет – в математику, в биологию, историю, я уж не говорю о теории познания – объединяющем предмете в старшей школе – и социальных проектах. Это уникальный подход воспитания трепетных, прирастающих к своей Родине людей.И потом, мы же своими умными, талантливыми учениками прославляем на весь мир и Пермский край, и Россию. Знаете, как приятно, когда звонят из университета Монако и говорят: «Ваша девочка блестяще сдала сессию!» А многие ребята предпочитают отучиться четыре года студентом в бакалавриате в России – они считают отечественный диплом надежным и необходимым для работы в стране, а уже в магистратуре дополнить свое образование зарубежным. А моя личная гордость в том, что у нас уже два выпускника отучились в университетах и вернулись в родной лицей педагогами, хотя могли сделать блестящую карьеру где угодно. По-моему, этим все сказано.- А как в Пермском крае смогли преодолеть элитарность этой системы? Многие ли родители могут позволить себе отдать своего ребенка в местные школы МБ?- Конечно, это элитарная система образования. Практически вся Англия работает в этой системе. Когда наши родители увозили туда своих детей учиться, мы понимали, что это школы МБ. Я была рада за них, но остальные-то почему не должны иметь таких возможностей? У нас в крае много самородков, которые живут не только в столице и крупных городах, но и в селах и деревнях, они уникальны, и если их вовремя вдохновить, они станут будущим не только края, но и страны. Но раньше у них не было возможности себя реализовать на мировом уровне, и меня это всегда искренне огорчало. Я смотрела на Ваньку, которого сама же нашла в глубинке – у нас в каждой параллели были такие ребята, порой на полном нашем обеспечении, живущие в семьях одноклассников, – и думала: вот он бы дал жару в этой Англии! Так именно поэтому и важно было дать им этот шанс получить международное образование здесь!Наша уникальность как раз в том, что школы МБ находятся на краевом финансировании, в то время как почти везде в России и мире это частные школы. В той же 45-й московской школе, хотя она и государственная, за всю программу МБ платят родители, а в Пермском крае это в большей степени краевой государственный проект. В этом наше преимущество.- На ваш взгляд, отличаются ли чем-то ученики российских, в частности пермских, школ МБ от студентов других стран?- Во всех школах МБ дети особенные, они реально любят учиться (а ведь это огромная проблема сегодняшней школы!). Секрет в самостоятельности их выбора. Кроме того, они учатся интенсивнее: везде в мире на старшей ступени учатся три года, у нас – два года плюс еще сдают ЕГЭ! К тому же наши изучают все предметы на иностранном языке. Представьте себе теорию вероятности (а программа МБ намного шире программ общеобразовательных школ) на английском!Глядя на этих детей, я верю в великое будущее нашей страны. Я им говорю: возьмите ответственность каждый за 15 человек, и больше ничего не надо. Если 75 выпускников каждый год возьмут на себя ответственность за 15 человек, страна будет в порядке. Кстати, дети-самородки из глубинки особенно это чувствуют. Они на выпускном говорят: «Я должен поделиться с этим миром своими знаниями, своей заботой и тоже дать кому-то шанс изменить свою жизнь…» В общем, с такими ребятами мы непобедимы!Цифры и фактыВ системе Международного бакалавриата (International Baccalaureate, IB, МБ) состоит около 3,5 тысячи школ в 150 странах мира. Более 1800 университетов в мире, в том числе такие крупные, как Гарвард, Оксфорд, Йель, Кембридж, Лондонская школа экономики, принимают выпускников школ МБ без экзаменов.Пермь является одной из четырех экспериментальных инновационных площадок России по внедрению системы Международного бакалавриата наряду с Москвой, Красноярском и Владивостоком. Из 27 авторизованных школ МБ России три находятся в Пермском крае. Ежегодно по программе обучается более тысячи детей региона. В 2012 году в Перми был открыт первый на территории СНГ провайдер-центр Международного бакалавриата. Он авторизован организовывать официальные занятия – воркшопы, которые обязаны посещать все учителя МБ.
Комментарии