Во вступительной статье к учебному пособию «Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий» доктор педагогических наук, министр образования правительства Московской области Лидия Антонова пишет, что это пособие должно стать настольной книгой учителя, занимающегося воспитанием и наставничеством. В Подмосковье более 30 тысяч классных руководителей. Тираж книги 36 тысяч экземпляров. Каждый классный руководитель области получил в подарок свой собственный фолиант для вынесения беспощадного вердикта: нужна ли ему подобная помощь. Педагоги не отложили его до лучших времен, мол, не хватает сил почитать, суета. Завороженные обаянием заведующего кафедрой психологии личности МГУ Александра Асмолова, представившего книгу на выставке «Подмосковье-2007», они тут же принялись ее изучать. Отзывы уже есть: пособие работает! Его читают, его рекомендациям следуют, а команда авторов уже вживую проводит тренинги с учителями, ставящими для себя великую цель – стать профессионалами высшего класса в деле развития духовного мира ребенка. Ведь, как говорит один из авторов книги, доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ, декан факультета психологии Академии социального управления Галина СОЛДАТОВА, книга о социальной компетенции – это только начало диалога о роли и возможностях классного руководителя.
– Галина Владимировна, мы уже рассказывали нашим читателям в октябрьском выпуске «УГ – регион Подмосковье» о содержании пособия, о том, что оно состоит из трех частей: определение основ современной социальной образовательной политики, методология практики и непосредственное обучение самому тренингу. Исходя из сюжетов вашей книги психологическая игра помогает освоить совершенно новые виды реальности. Это и вправду так?
– Нам удалось разработать абсолютно оригинальные тренинги. Вообще, как известно, социологические тренинги – конек западных психологов. Но нам не пришлось идти по стопам зарубежных специалистов. Работая над книгой, мы попытались придерживаться нашей исконной метологической традиции.
Проблемами образования я занимаюсь давно. Исследую феномены, разрабатываю программы в контексте школы, вузов. Так что я в эти проблемы сильно интегрирована. А последние лет пять мы с коллегами и вовсе занимаемся образованием очень плотно. В сентябре 2005 года национальный проект напомнил обществу о роли классных руководителей, сделав одним из важнейших компонентов развития образования ориентацию на их государственную поддержку.
– Неужели федеральная программа как-то значительно изменила положение классного руководителя?
– Она многих заставила задуматься о его роли. Согласитесь, классный руководитель – лицо ключевое для любого ребенка, да и вообще в школе. Роль наставника и проводника детских душ колоссальная, а внимание к такому педагогу мизерное. Есть материалы по педагогической технологии, по психологии как таковой практически нет. Мы попытались понять миссию классного руководителя. И в рамках культурно-исторического, деятельностного подхода – методологии, по которой работает наша кафедра, мы попытались эту миссию увидеть в контексте социальных действий. Представить классного руководителя тем, кем он и является, – режиссером совместных действий. Это и взаимодействие учителя с классом, с родителями, с другими педагогами, это и взаимодействие класса и школы, школы и общества. Классный руководитель стоит на перекрестке, он звено, связующее всех и вся. Чтобы реализовывать все возложенные на него функции, этот человек должен обладать очень многими качествами, умениями и знаниями. Для того чтобы квалифицированно режиссировать во всей этой непростой системе.
Книга выросла на основе проекта, который мы продумали до деталей и получили добро на его претворение в жизнь в Национальном фонде подготовке кадров.
Теоретическая часть пособия касается подхода к понятию вариативного образования, места учителя в обществе, роль классного руководителя в контексте общества, школы и в контексте нашей методологии. Второй сценарий чисто практический: что нужно делать, чтобы поднять свою квалификацию и чтобы быть действительно успешным режиссером.
Первая часть – это детище Александра Григорьевича. Блестящая на самом деле часть. Мало кто о серьезных вещах говорит таким хорошим языком. Мы же командой психологов разрабатывали практическую составляющую пособия. Исходили из того, что у компетентности есть несколько слагаемых. Это знания, которые необходимы учителю для того, чтобы быть успешным в педагогической деятельности. Это способности и умения, как это делать. И мотивация. Если нет желания выполнять этот тяжелый труд, если человек изнутри не освещен своей миссией, ничего не будет. Он не сделает работу хорошо. Деятельность классного руководителя – это работа на отдачу. Времени она занимает больше, чем отведено по регламенту. Еще важна ответственность. Перед обществом, родителями, детьми, перед собой. Можно закрыть на что-то глаза, чего-то не увидеть, сказать: «Не мое дело», а можно проносить судьбы всех своих подопечных через себя. Приятно, когда за ребенком следят добрые, благожелательные, знаете, отнюдь не равнодушные глаза.
Опираясь на это, мы попытались сделать некий практический инструмент, который сможет помочь разобраться в различных ситуациях. И подвигнет учителя на саморазвитие, самосовершенствование. По завершении тренинга обычно явственно видно, как окрепло самоуважение педагога, как он нашел в себе дополнительные ресурсы для дальнейшего поиска наилучших путей развития взаимоотношений с воспитанниками.
– Вы выезжаете с тренингами непосредственно в школы?
– Безусловно. Хотя часто принимаем заинтересованных у себя. Но что мне нравится больше всего, это то, что мы попадаем и в сельские школы. Мы уже посетили школы в Кузнецах Павлово-Посадского района, в Луховицких Лавцах побывали, ездили в Воскресенский район. Охватили там всех преподавателей. Наша команда проводила занятия по группам. Мы подружились и договорились, что приедем еще. Помимо этих тренингов у нашей группы есть такое ноу-хау, как проведение тренингов толерантности. Тема толерантности в стране оказалось очень востребованной, и многие сейчас работают в этом направлении. Профилактика ксенофобии, повышение межкультурной компетентности как части социальной.
– Расскажите поподробнее, что получают учителя на выходе проведения подобных тренингов?
– Учителя как тренинговая группа очень благодарная аудитория. Они близки к детям и умеют расслабиться и поиграть. В тренингах, несмотря на их серьезные цели, важно прежде всего чувствовать себя уютно. Поэтому почувствовать себя в безопасности для эффективности занятия просто необходимо. Нужно почувствовать группу, в которой работаешь. Довериться ей полностью. Для создания комфортности обстановки и обеспечения легкости общения в начале работы используются специальные психотехники. Люди постепенно раскрываются и открывают в себе таланты, о которых порой не подозревали даже сами. Тренеры, общаясь и создавая эту атмосферу доверительности, отслеживают динамику, стараются нащупать каждого человека, из какого он теста состряпан, и, конечно же, даже войдя в раж, желая докопаться до сути личности, они ни в коем разе не забывают о цели, ради которой все собрались. В течение этих тренингов происходит понимание определенных вещей и получение каких-то навыков.
Большое внимание уделяется аспекту защиты от стрессов. Учим полюбить себя. Научиться релаксировать. Объясняем, что такое эмоциональное выгорание. Для ежедневно разрываемых на части множеством людей преподавателей это очень-очень характерно. Человек не понимает, почему, когда он приходит в школу, у него начинает все болеть, портится настроение. А это симптомы вот этого выгорания. Есть много способов, как с этим справиться. У нас есть целый блок, посвященный этой теме, и мы этому учим. Потому что это на благо отдельного преподавателя и на благо детей идет. Все наши упражнения двояки. Педагог, овладев ими, может обучить им свой класс. Это очень полезная штука. Иногда учителю не хватает, чтобы кто-то со стороны подсказал, что делать и как справиться с какой-либо ситуацией.
Наши тренинги направлены на коммуникативный аспект. Например, есть занятие на точность межличностного восприятия. Оно ставит целью познакомить участников с основными механизмами и эффектами межличностного восприятия. Рассматриваются различные ситуации, составляется фоторобот. Мы стараемся уберечь учителей от ошибок в оценке других, возможных, когда слушаешь кого-то, а не себя, или когда изначально принижаешь способности незнакомца.
Мы помогаем учителю осознать свои особенности. И показываем, какие дети бывают разные. Настаиваем на индивидуальном подходе к ребенку, потому что нет плохих детей, они все хорошие, они другие. Мы даем типологию, ориентируясь в психотипе личности, легче находить с ней общий язык.
На основании даваемых схем и систем педагоги выстраивают какие-то вещи сами. А какие кодексы классного руководителя составляются, это вы себе представить не можете! Мы уже можем отдельную книжку издавать. Сейчас на основании собранных хотим составить универсальный кодекс классного руководителя. Как только он будем создан, предложим вашей газете его опубликовать.
Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)
Комментарии