В конце января в Петрозаводске состоялся республиканский общественно-педагогический форум «Наставничество как эффективный инструмент развития кадрового потенциала». Форум открыл Год педагога и наставника в Карелии, объединив более 300 участников на разных площадках. Марафон творческих выступлений педагогических команд из муниципальных районов и городских округов Карелии, конференция «Учителя в образовательной палитре. Делимся знаниями, опытом», круглый стол, дискуссионные площадки и мастер-классы с участием лидеров образования, членов общественно-педагогических организаций, профессиональных ассоциаций Республики Карелия, мероприятия на базе Петрозаводского президентского кадетского училища, средней школы №55 Петрозаводска, молодежного иннопарка ПетрГУ – таковы основные события форума. И это лишь малая часть! Количество участвовавших, безусловно, радовало, даже поражало. Так, яркое образовательное событие объединило учителей, педагогов, представителей Карельской республиканской общественно-педагогической организации «Учитель Республики Карелия», участников профессиональных ассоциаций, представителей педагогической общественности и Профсоюз образования республики и города. О том, как прошел форум, рассказывают его участники.
Ирина АРХИПОВА, учитель информатики школы №6 Петрозаводска, почетный работник образования Российской Федерации, заслуженный учитель Республики Карелия, председатель городской организации работников народного образования:
Стимул к действию
Получила огромное профессиональное удовольствие и стимул дляактивной деятельности. Много интересных идей, концепций, моделей. В основном высокий профессионализм и увлеченность работой. Удивительно, как организаторам удалось сделать такую насыщенную, мотивирующую программу. Так держать!
Татьяна МАКАРОВА, практикующий психолог, профориентолог, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии, тренер психологических групп, Петрозаводск:
От теории к практике
Столько ярких, вдумчивых, увлеченных глаз в одной аудитории! Среди них вижу знакомые. Улыбаюсь. Выдыхаю. Атмосфера доброжелательности и увлеченности. Не могу удержаться, присоединяюсь к работе группы. Участвую в сценке в роли ученика. Насмеялись. Обсудили. Подходит время моего первого мастер-класса о влиянии ароматов на эмоциональное состояние. У многих это нашло отклик. Общаюсь с участниками, знакомыми и незнакомыми. Отвечаю на вопросы. Особенно радуюсь, когда слышу от бывших студентов, что мои занятия всегда нравились. И вот еще одна востребованная тема для обсуждения: «Как правильно критиковать? Или техники обратной связи». Неоднократно проводила мастер-классы на эту тему среди педагогов. И каждый раз впечатляет количество желающих найти ответы на заданный вопрос. Педагоги включаются в обсуждение. Видно, что для многих эта тема и о личном, и о рабочем. Как критиковать, чтобы не обидеть? Как справиться с эмоциями, после того как критиковал сам или встретился с критикой? В этой теме много эмоций и неоднозначных мыслей. Предлагаю практическое упражнение. Нужно сначала похвалить себя, отметить свои достижения. Потом отметить зоны роста и выслушать конструктивную обратную связь в свой адрес. В аудитории стоит гул, заряженный энергией. Есть те, кому непросто озвучить свои достижения. Как будто неправильно, нескромно. А ведь нужно только отметить факты, что получается делать хорошо. Похвалить себя может оказаться непростой задачей. Час пролетает незаметно. Как же нравится работать с педагогами, влюбленными в свое дело!
Мария САВИНА, помощник организаторов форума, учитель английского языка лицея №1 Петрозаводска:
Этот форум нельзя не любить!
Тема форума актуальна не только потому, что 2023 год объявлен Годом педагога и наставника, но и потому, что у многих учителей есть огромное желание быть или стать отличными специалистами. Педагоги готовы учиться у лучших, слушать и слышать советы, впитывать как губка новые знания и перенимать опыт отлично знающих свой предмет учителей. И доказательством этому стало огромное количество зарегистрированных на форум. Учителя в первый день посетили новые учебные заведения – Петрозаводское президентское кадетское училище и недавно построенную школу №55. Здесь участники побывали на мастер-классе «Учимся у лучших», где педагоги, психологи, руководители профессиональных ассоциаций, ведущие методисты создали приятную творческую атмосферу, поделились полезными ресурсами, научили новому, предложили помощь в разных вопросах. Одновременно проходило несколько мастер-классов, невозможно было побывать везде, хотя очень хотелось. Посетив мастер-класс «Ресурсы успеха в наставничестве» от модератора Надежды Дмитриевны Максимовой, мы поставили все слагаемые успеха в единый пример. Какие слагаемые в этом примере? А вот они: «Я скажу, ты послушай!», «Я покажу, ты попробуй!», «Сделаем вместе», «Сделай сам, я подскажу», «Сделай сам и расскажи, что сделал». Нет сомнения, если наставник и подопечный, будь то учитель и ученик, учитель и методист, молодой специалист и наставник, будут следовать этим путем, то трудностей будет меньше. Судя по отзывам о форуме, многие учителя зарядились позитивной энергией и вдохновением! У педагогов появилась возможность заявить о себе. Мы увидели, что наши учителя активные, творческие и незаурядные.
Ольга КРАСНОПЕРОВА, учитель начальных классов из Рабочеостровской школы Кемского района:
Мудрые, позитивные, творческие
Перед нами радушно распахнуло двери Петрозаводское президентское кадетское училище. Название «Президентское» говорит само за себя. Мы остались в полном восторге! Созерцая училище через высокий забор в начале нашего путешествия, мы думали, что это армия для детей. А на самом деле нашему взгляду открылись и красивая архитектура, и территория и достойные условия проживания, и педагогика на высшем уровне (итоговые экзамены ребята сдают лучше всех в Карелии, вот показатель знаний!), словно прогулялись по Питеру. А сколько вариантов для развития творческой личности кадет! Это и шикарные спортзал, тренажерный зал, бассейн и ледовая арена, фотостудия, типография, дети сами снимают фильмы, «Ералаш», изучают устройство автомобиля в натуре. Также есть библиотека, дети активно читают, занимаются музыкой и многим-многим другим. Педагоги с большим интересом и любовью к своему делу рассказывают о том, чему обучают подрастающее поколение. Именно от отношения взрослого зависит, захочет ли ребенок чем-то увлечься. Здесь же развито наставничество, имеется большой штат воспитателей. Нам удалось принять участие в уроке истории, где кадеты 5-го класса под руководством замечательного педагога Марии Олеговны Карпычевой показали не только прекрасную ориентировку в мифологии Древней Греции, но и умение сотрудничать, договариваться, приходить друг другу на выручку. Религия древних греков заинтересовала и нас, с собой в подарок мы унесли не только впечатления, но и методические материалы учителя. Путешествие в первый день продолжилось в стенах Карельского института развития образования. Нас радушно встретили хозяева института и творческие коллективы города Петрозаводска, районов Карелии. Свое творчество представили и все участники большого путешествия, доставая из собственного багажа юмор, креатив, опыт, позитив. «Что год грядущий нам готовит?» – в этом поиске наша команда нашла ответ, представив комедийный видеоролик. Финальной точкой первого дня для нас стал «Открытый диалог» с министром образования и спорта Карелии Романом Геннадьевичем Голубевым. Любой участник форума мог в свободном диалоге задать вопросы. Общение было позитивным, дружественным и полезным. Участники диалога сделали фото на память.
Надежда ВОЛКОВА, учитель начальных классов Санкт-Петербурга:
За вдохновением в Петрозаводск!
Форум – это событие, которое вдохновляет на поиск нового в профессии. Идет переосмысление того, что умеешь и чему можешь научиться. При этом думаешь, нужно ли это делать. Для себя скажу: мне нужно. Я любопытная. Тематика мастер-классов многогранна. Увлеченные и знающие свое дело учителя дали участникам возможность самим окунуться в проблемы и стать наставниками, а также понять значимость наставничества на данный момент. Общение, встречи, выполнение творческих заданий с коллегами, знакомства – все это очень нужно людям для самовыражения. Какие же творческие, мудрые, позитивные учителя у нас в Карелии! Хочется быть с ними, учиться у них.
Татьяна ЖИТНИКОВА, учитель начальных классов школы №1 пос. Шуя Прионежского района:
Время обновления
Погрузиться в отдельные темы психологии на Карельском педагогическом форуме помог мастер-класс, проведенный психологом Татьяной Михайловной Макаровой. Каждый задумался, как критиковать, чтобы это вызвало не обиду, агрессию, а желание что-то изменить, добиться результата. Мне была очень интересна практическая часть занятия тем, что я работала в паре с совершенно незнакомым мне учителем из Лахденпохьи. Мы должны были определить проблемную ситуацию, правильно ее озвучить, исходя из темы занятия, подобрать слова одобрения отдельных моментов, критики и дать конкретный совет. Побывали мы и на премьере в театре «Творческая мастерская». На спектакле «Фото на развалинах» увидели учителя истории, который, прежде чем критиковать и давать совет, хвалит ученика, говорит о том, что у него очень хорошо получается делать фотографии. Такой подход к критике может принести положительный эффект. Начинаешь смотреть на вещи новым взглядом. Спасибо организаторам форума.
Мария ГОЛУБЕВА, Петрозаводск, фото автора
Комментарии