search
main
0

Открытость – важный принцип нового времени

​Понедельник 25 августа начался сурово – лето заканчивалось проливным дождем, под аккомпанемент которого начинался старт нового учебного года. Людские потоки под зонтами поднимались на Воробьевы горы, преодолевая потоки дождевые. Все шли на городской открытый августовский педагогический совет «Доверие москвичей системе образования города».

Теперь главный педсовет открыт в доступе – трансляция на все площадки. Открытость – важный принцип жизни нового времени. Где бы кто ни находился, все включены в процесс доступа к информации. Режим онлайн заставляет всех быть в курсе. Оставаясь в разных точках Москвы, все находятся на одной волне. И только какой-нибудь технический форсмажор позволяет обратиться к записным книжкам того, кто был участником и очевидцем событий в реальном времени.Начало каждого нового учебного года всегда ознаменовано надеждой. Хочется работать, идти в класс к ученикам. У кадровых работников образования перед началом учебного года есть такая профессиональная потребность – знать, что будет в приоритете, что сказать коллективам, родителям, детям. Профессионалам всегда интересно, какие задачи надо решать на новом этапе. Именно векторы городского педсовета определяют проектирование работы на учебный год. Что было особенного на городском педсовете этого года?Атмосфера делового спокойствия. Почти часовое ожидание открытия педсовета было деловым. С интересом смотрели видеотрансляцию ролика об итогах прошедшего года, профессионально сделанную специалистами Темо-Центра. Что любопытно, несмотря на явные достижения системы московского образования в прошлом году, в видеорассказе об этих успехах не было фанфар и пафоса. Только факты, события, результаты. Полное отсутствие праздничности – просто работа. Чувствовался совершенно новый стиль. Стиль нового времени. Конкретные ответы на реальные вопросы. Что сделано? Кто победители? Чего добились? Каковы показатели? Каковы критерии? На чем основано? Простота решения глобальных задач, ориентированность в трендах развития просматривалась во всем.Кто был в зале?В зале были все те, кто делает московское образование сегодняшнего дня. Новое образование делают новые люди? Нет. Его делают все те, кто работают давно, и их имена известны. Безусловно, есть и новые имена, без которых не бывает развития. В их числе – директора образовательных организаций, ветеранская и родительская общественность, представители науки, всех структурных подразделений и работники Департамента образования. Но все как-то растворились и перемешались в зале, было понятно, что здесь нет случайных людей. Все – из образования.Кто был в президиуме?Только выступающие – мэр Москвы Сергей Собянин, министр образования Исаак Калина, ректор НИЯУ МИФИ Михаил Стриханов, председатель некоммерческой организации «Доверие. Партнерство. Право», директор МИРО Антон Молев, председатель Общественного совета, руководитель Центра образовательной политики Нина Минько. Темп, темп, темп – почти все докладчики повторяли это слово. Темп преобразований, реформ, изменений. Динамика обновления. В чем она? Безусловно, в темпе опережения. Ясность понимания задач была сопряжена с ясностью результатов и критериев их оценки. Это было понятно из доклада Сергея Собянина, который дал анализ достижений московских школьников в олимпиадах, итогов ЕГЭ, рейтинга, финансового обеспечения и развития школ, дошкольного образования, грантовой поддержки лидеров. Мэр Москвы на городском педсовете поздравил с новым учебным годом, поблагодарил за труд, сделал выводы, показал перспективы, поставил задачи. Просто, сердечно, по-деловому. Сергей Семенович вручил гранты первой степени руководителям 20 школ – лидеров московского рейтинга. Это было убедительным доказательством того, что образование – приоритет развития Москвы, гарант ее конкурентоспособности на мировом уровне. Значимость масштабных задач развития системы образования и поддержки Правительства Москвы очевидна.Кто был награжден?Лауреатами гранта мэра Москвы-2014 первой степени стали 20 образовательных организаций, возглавивших рейтинг по итогам 2013-2014 учебного года: лицей №1535, специализированный учебно-научный центр (факультет) – школа-интернат имени А.Н. Колмогорова при МГУ, школа №179 при МИОО, 57-я школа, гимназия №1543, гимназия №1518, лицей №1580 при МГТУ имени Н.Э.Баумана, лицей «Вторая школа», лицей №1501, гимназия №1514, лицей №1799, центр образования №218, лицей №1502 при МЭИ, лицей №1568 имени Пабло Неруды, школа №2007, гимназия №1517, школа №171, школа №2086, школа-интернат «Интеллектуал», предуниверсарий МИФИ. Заслуженные награды из рук Сергея Собянина получили руководители этих организаций. Эти школы – действительные лидеры. Зал особенно тепло аплодировал, когда на сцену поднимались директора Юрий Завельский, Марина Фирсова, Владимир Овчинников, Сергей Менделевич, Татьяна Воробьева и другие. Впервые в истории Москвы 14 московским учителям была вручена награда «Заслуженный учитель Москвы».Архипелаг прорывных результатов московского образованияОчевидно то, что в результате изменений законодательных норм в сфере образования благодаря программе развития московского образования, введения новых принципов финансирования и структурной реорганизации в Москве за последние три года действительно образовались реальные островки результативности, которые с каждым годом множатся, обнажая новые ракурсы изменений. У этих островков есть показатели. Реальное качество, а не имитация. Конкурентоспособность каждого участника – ученика, учителя, директора, образовательной организации и системы образования в целом. Открытость, прозрачность, доступность информации. Свобода, ограниченная ответственностью. Единство требований, которое признается всеми и исполняется профессионально.В докладах всех участников городского педсовета обозначился абрис архипелага достижений и новых задач.    Изменилась система финансирования школ – от финансирования по статусу к нормативно-подушевому, что позволило преодолеть деление на элитарные (недоступные) и массовые школы, превратив каждую школу в школу равных и доступных возможностей.    Изменилась система оплаты труда учителя, которая по сравнению с 2010 года выросла на 70%. Сегодня в школах не только нет вакансий, но есть высокая конкуренция. А это, как известно, маячок рыночной экономики. Именно конкурентоспособность педагогических кадров обеспечивает конкурентоспособность школы. Однако пока это остается самой острой проблемой, потому что целевой запрос родительской общественности на разнообразие образовательных услуг гораздо шире имеющихся ресурсов. Профессиональное развитие кадров на предстоящий учебный год – одна из актуальнейших задач.    Заработали без сбоя электронные системы обучения и контроля. Электронные дневник и журнал стали рядовой обыденностью московской школы.    В привычном режиме работает электронная запись в образовательные организации, кружки и секции дополнительного образования.    По обеспечению школ ноутбуками и компьютерами, доступом к Интернету Москва занимает лидирующую позицию в стране.     Достижения московских школьников в международных олимпиадах радуют, ведь количество победителей увеличилось в два раза, а среди общероссийского списка победителей москвичи составляют одну треть.    Увеличилось количество школ, дающих стабильно высокие и качественные результаты. Это означает одно – хороших школ с доступным качественным образованием по месту жительства стало гораздо больше. А такой школа должна быть любая, каждая!    Изменилась риторика анализа результатов ЕГЭ: объективность и честность. Главное не в том, что увеличилось количество высокобалльников, а в том, что прозрачная процедура проведения ЕГЭ привела к тому, что сильные победили честно.    Москва заняла ключевые позиции в общероссийском рейтинге школ: в российском Топ-500 московских школ – 89.    В развитии дошкольного образования Москва уже решила основные проблемы, сегодня обеспечены местами все дошкольники с 3 до 7 лет.    Управляющие советы созданы в большинстве образовательных организаций. Но сообществом признано, что необходимо стандартизировать их деятельность. С этой целью создана некоммерческая организациия «Доверие. Партнерство. Право», которая разработает полный пакет базовых и типовых нормативно-правовых документов, которые смогут регулировать деятельность управляющих советов.     Будет расширяться взаимодействие школы и вуза. Опыт создания предуниверсария на базе НИЯУ МИФИ признан перспективным, это будут активно поддерживать и развивать на ступенях обучения в 8-9-х и 10-11-х классах.    Начался процесс внедрения эффективного учебного плана и перехода на пятидневную учебную неделю. Школа и город оказались к этому готовы. В Москве сосредоточены мировые образцы культуры и искусства, которые необходимо осваивать юным москвичам. Музеи и парки, театры и университеты – многообразие культурных артефактов – часть открытого социокультурного пространства города. Город в целом – это бесконечное образовательное пространство, где не должно быть ведомственных стен и территориально-административных границ. Созданная система общегородских мероприятий, в которой успешно действуют «Университетские субботы», «Профессиональные среды», «Урок в Москве», олимпиада «Музеи, парки, усадьбы Москвы», должна найти достойное продолжение и развитие.Очевидно, что главный посыл городского педсовета в том, что школа, обеспечивающая качественное и доступное общее образование, – ядро формирования образованности каждого ребенка и поколения в целом. Именно поэтому столько государственных усилий направлено на материальное оснащение, развитие, укрепление общего образования.На педсовете Сергей Собянин заверил, что для Правительства Москвы развитие образования всегда будет приоритетом: «Мы по-прежнему будем вкладывать сотни миллиардов в систему образования, по-прежнему будем строить новые детские сады, школы, по-прежнему будем укреплять материально-техническую базу». Такая позиция окрыляет, дает надежду и вызывает доверие. Но для работников образования это значит одно: кому много дано – с того много спросится, так что за работу, товарищи!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте