7 дней в неделю и 24 часа в сутки – это «часы приема» портала «Сеть творческих учителей». Россия большая, и когда Калининград «уходит» из сети, к ней подключаются Якутия, Алтай, Приморье. С момента основания портала руководит командой, которая управляет этим беспокойным виртуальным хозяйством, Александр ДРАХЛЕР, учитель истории и заместитель директора московского центра образования №293.
– Александр Борисович, в стране полтора миллиона педагогов, на портале зарегистрировано уже более 30 тысяч учителей. А вы о каком количестве участников мечтаете?
– Цифру не назову. Сам не знаю. Хочется, чтобы участниками портала были все те, кому это действительно интересно, кому нравится то, что мы делаем, кто испытывает потребность именно в таких форматах общения. Проектов для учителей у нас в стране не так уж и мало. Каждый может выбрать себе по душе.
– «Сеть творческих учителей» – часть всемирного образовательного портала. Как вы считаете, у российского портала есть свои неповторимые особенности?
– Конечно, есть. Например, многие сообщества нашего портала уже вышли на уровень созидательного взаимодействия, считая это вполне очевидным явлением. Наши зарубежные коллеги говорят о таких формах, как о не очень близкой перспективе. Есть и некоторые «формальные» отличия: на зарубежных порталах «скачивать» материалы могут только зарегистрированные участники, у нас – все желающие. Регистрация на нашем портале необходима для того, чтобы иметь возможность получать рассылки, публиковать материалы, участвовать в работе форумов и конференций.
– На портале можно получить статус активного участника. Что для этого нужно делать?
– Не только читать, но и писать. То есть публиковать свои материалы и участвовать в обсуждениях на форумах. Важно, что этот статус не пожизненный. Если три месяца участник «отдыхает», то его имя автоматически из списка активных участников «выпадает». Считаем, что это справедливо.
– Сердце портала – учительские сообщества. А как они появляются на свет?
– Создание сообществ на портале носило и носит инициативный характер: любой зарегистрированный пользователь может направить в Координационный совет заявку на создание сообщества. Инициатора обязательно попросят подтвердить уровень квалификации и предложить программу деятельности сообщества в произвольной форме.
Помимо определенного уровня квалификации и уважения принципов, по которым работает портал в целом, организатору сообщества нужно обладать хорошими коммуникативными навыками и высокой степенью креативности, уверенно владеть ПК и ИКТ, уметь в сжатые сроки обрабатывать громадные объемы информации, постоянно удерживая в памяти множество «сюжетных линий» жизни сообщества, обладать активной жизненной позицией, быть корректным, чутким и доброжелательным, уважительным и к «начинающим», и к «асам», иметь методические и экспертные навыки, обладать легким и быстрым слогом, быть готовым дарить свои знания и умения всем… Организация сообщества – не синекура (тем более, что трудятся координаторы сообществ на волонтерской основе), а ежедневная (еженощная) и кропотливая работа.
Вообще, как показывает опыт, административный ресурс, деньги и технологии могут иметь по отношению к человеческому ресурсу, в лучшем случае, лишь вспомогательное значение. Ответственный и грамотный (готовый учиться) человек берется за работу сообщества – сообщество состоится. Если же просто «открывать и ждать» – ничего не выйдет….
– На портале действует общественная открытая экспертиза. Экспертируются и конкурсные работы участников портала. Какова технология такой оценки?
– Я бы выделил три основных принципа: открытость, профессионализм, помощь…
Еще до начала наших конкурсов мы открыто и активно обсуждаем те Технологические карты, которыми в дальнейшем будут пользоваться эксперты. Список экспертов также не является тайной.
Сама экспертиза – в рамках Виртуальной экспозиции-мастерской мультимедийных уроков и занятий (ВиЭксМ) – устроена таким образом, что каждую работу проверяют не менее двух специалистов, а, как правило, их трое: два предметника и учитель информатики или специалист по ИКТ.
Помощь заключается в том, что эксперт не просто выставляет баллы, а пишет свои достаточно подробные рекомендации. Нередки случаи, когда эксперт еще довольно длительное время в личной переписке продолжает консультировать автора.
Кстати, такой подход наши авторы воспринимают как норму, а любое отклонение вызывает недоумение…
– Педагоги на портале часто благодарят руководителей сообществ, много добрых слов адресовано и коллегам, а конфликты на портале случались?
– Портал – живой организм. Всякое бывает. Но я бы не назвал это конфликтами. Скорее, определенное недопонимание. Иногда причины можно искать в особенностях сетевого общения (никакие смайлики, которыми у нас, к слову, практически не пользуются, не заменят живую мимику человека) – письменный текст воспринимается иначе, чем устная речь. Но чаще, на мой взгляд, источники проблемы следует искать за пределами портала: в жизненном опыте человека, в его коммуникабельности, профессионализме, готовности признавать свою неправоту независимо от «регалий».
– Александр Борисович, чему еще надо поучиться участникам портала и что они умеют очень хорошо?
– Умеем обращаться друг к другу по имени-отчеству (считаем это одной из основ конструктивного общения «на равных»), обсуждать опубликованные работы, уважаем разномыслие, не боимся экспериментов и новых нестандартных форм… Активно учимся уважать авторские права и указывать источники, простраивать не единичные уроки с использованием ИКТ, а целые курсы…
Комментарии