Как только общество научится контролировать экзамены в школах, можно возвращаться к вступительным испытаниям в вузы.
Такого мнения придерживается ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Кропачев. Отвечая на вопросы об особенностях приемной кампании 2013 года, он заметил, что с введением ЕГЭ абитуриенты СПбГУ не стали слабее. Не важно, пользуются ли ребята услугами репетиторов или же серьезно готовятся благодаря собственной активности, в основной своей массе в университет поступают сильнейшие. Николай Кропачев согласился с тем, что вполне реальны липовые высокие баллы по ЕГЭ, однако университету они не страшны. Прежде всего потому, что нет никакого смысла поступать в СПбГУ с нечестными результатами. Учиться в одном из лучших вузов страны очень сложно. Мало того что здесь нормой выступает высокая требовательность, так студентам еще приходится сдавать текущие письменные экзамены, которые точно нельзя подделать. – Если человек купил себе ЕГЭ, то высока вероятность того, что он купит себе диплом. Такой номер в нашем университете не пройдет. Наших знаний «предприимчивый» молодой человек не получит, – заверил Николай Кропачев. – Я всегда был сторонником ЕГЭ, – признался ректор СПбГУ. – Потому что прекрасно знаю, как проводились вступительные экзамены в прошлые времена. Да, критика ЕГЭ присутствует в обществе, но она тоже меняется. Если еще год назад она была посвящена содержательной стороне ЕГЭ, то сегодня остались претензии к процедуре проведения экзамена. Но даже несмотря на это, общее отношение в обществе к ЕГЭ выше, чем к дополнительным испытаниям и олимпиадам, которые проводятся в вузах. Ориентируясь на мнение социологов и психологов, мы тоже ставим ЕГЭ выше. При этом мы, безусловно, делаем все, чтобы, не отказываясь от олимпиад, проводить их соответственно тому уровню требовательности, который присутствует в лучших случаях проведения ЕГЭ в стране. – Сегодня в СПбГУ из общего числа поступающих порядка 60% абитуриентов иногородние. И в том, что эти ребята порой из самых отдаленных уголков России подают документы и поступают в университет, огромная заслуга ЕГЭ, – подчеркивает Николай Кропачев.При этом ректор считает, что при современной открытости общества, при вариативности контроля, которым оно обладает, можно думать о возвращении вступительных экзаменов в вуз. Правда, это возможно при условии, что общество будет активно защищать само себя. Если оно пока не может этого сделать на уровне проведения экзамена в школах, то экзамены в вузах контролировать будет тяжелее. Как только общество будет заинтересовано в качественном и честном проведении экзамена в школах и не будет массовых или громких нарушений на нем, тогда можно спокойно возвращаться к вступительным экзаменам в вузы. В качестве примера Николай Кропачев привел ситуацию, которая сложилась несколько лет назад в СПбГУ. Одной из самых актуальных проблем в университете была проблема с незаконным проживанием людей в общежитии. Таких нелегалов насчитывалось свыше 1,5 тысячи человек. – Как мы поступили? Сделали доступной эту информацию для председателей студсоветов. Мы дали им сведения, кто где живет. Вся эта информация стала доступна студентам. Все всё увидели. Всем стало понятно, как изменить ситуацию, помочь и себе, и нам. Так же мы поступили с переводными комиссиями, где переводят с платного отделения на бюджетное. Чтобы избежать того, что могло бы быть, мы включили в состав комиссии студентов. Студенты входят и в состав приемной комиссии, комиссии по приемке зданий общежитий. Причем в состав последней включаются все те, кто выразил желание. Другими словами, нужен содержательный и эффективный общественный контроль, и тогда массовых нарушений не будет. Открытость нужно сделать формой жизни, – считает Николай Кропачев. Именно с нее начинается внутренняя общественная перестройка. Чтобы не велись разговоры, честен или не честен прием в университет, в 1999 году в аудитории, где писали сочинение, поставили видеокамеры. И была ситуация, когда камера зафиксировала, как преподаватель написал сочинение за мальчика. Тогда никто из двухсот человек, сидящих в аудитории, не прореагировал на происходящее, хотя все всё видели. Общество было не готово, констатирует Николай Кропачев. Сегодня такое представить трудно. Во всяком случае в вузе точно. Когда такое перестанет быть возможным в школе, тогда можно считать общество кардинально изменившимся. Санкт-Петербург
Комментарии