Конечно, подростки не пишут писем родителям о том, как они готовятся к экзаменам. На самом деле выпускники ведут себя по-разному во время подготовки к экзамену, демонстрируя широкий спектр чувств по отношению к предстоящему испытанию – от внешнего равнодушия до сильнейшей тревоги. Безусловно одно – вне зависимости от внешних проявлений и деклараций, успешности или неуспешности в учебе для большинства подростков экзамен – это стрессовое событие, инициация, которую им необходимо пройти и избежать которой почти невозможно.
В этой статье мы постарались объединить высказывания, вопросы и размышления подростков, которыми они делились с нами на занятиях по психологической подготовке к экзаменам.Стоит только озвучить тему «Психологическая подготовка к экзаменам», как сразу же мы слышим, что ребята уже устали обсуждать экзамены, что все – родители и педагоги – последний год говорят с ними только об этом. Девятиклассники шутят на тему «Голодных игр»: «Экзамен похож на состязание трибутов из дистриктов!» По мнению выпускников 9-го класса, ОГЭ – это «страшно» и «очень страшно» (70 процентов всех ответов), это «дремучий лес» и «тебе неподвластно», «очень сложно и невыполнимо», «это ужас», «тяжелый экзамен», «невозможно сдать на данном уровне подготовки». У одиннадцатиклассников слово «страшно» чаще меняется на «сложно». И только единицы дают ответ: «Это всего лишь очередная ступень развития». У этих ребят уже есть собственный уникальный опыт преодоления подобных стрессовых ситуаций.Один из вопросов, который мы задаем подростку в анкете, звучит так: «Оцени от 0 до 10 баллов степень поддержки твоих родителей при подготовке к ЕГЭ/ОГЭ». Мы объясняем, что «0 баллов» на данной шкале – это ситуация, в которой родители знают об экзаменах, но не проявляют никакого интереса к предстоящим экзаменационным испытаниям. «10 баллов» – это ситуация, когда родители максимально поддерживают, помогают готовиться и решать тренировочные задания, морально подбадривают или, наоборот, не беспокоят лишний раз, давая время и возможность подготовиться самому.Большинство подростков ставят 7-8 баллов. Они говорят, что родители их поддерживают. Они знают, что родители беспокоятся за них и за то, как они сдадут экзамен. При обсуждении анкеты подростки часто говорят о том, что родители переживают даже больше, чем они, и их это «напрягает».По словам подростков, родители часто говорят: «больше занимайся, а то пойдешь в армию», «учись и поменьше сиди ВКонтакте, или Инстаграме, или «доте», «нужно больше времени уделять урокам», «отключи Интернет», а иногда «это твоя жизнь и тебе решать, готовься сам», «не волнуйся», «ты сдашь, у тебя все получится». Подросткам кажется, что родители очень боятся, что они «провалятся» на экзамене, а ведь от этого только страшнее.Из ответа одиннадцатиклассника: «Почему бы просто не сказать: «Я боюсь, что ты не сдашь экзамен, и нам будет сложно (или мы не сможем) оплачивать внебюджет» или «Я растерян, как и ты, и не чувствую уверенности, что все будет хорошо, я чувствую беспомощность»? Ведь лучше быть искренними? Обсудить со мной? Придумать вместе разные варианты?»Семья с точки зрения психологии может рассматриваться как система, в которой состояние каждого члена семьи напрямую зависит от состояния других членов семьи. То есть если экзамен вызывает много тревоги и напряжения у родителей, то с большой долей вероятности эта тревога будет передаваться ребенку. Поэтому взрослым важно самим справиться с собственной тревогой.Из ответа другого одиннадцатиклассника: «Я подумал, когда мои родители учились в школе, у них тоже были экзамены. Мне было бы интересно, если бы мама или папа (особенно папа) поделились бы собственным опытом прохождения экзамена. Как они готовились к экзаменам? Конечно, я не хочу лекцию-нравоучение. Можно просто коротко рассказать. Я сам сделаю выводы».И еще одно размышление подростка: «Я знаю, что раньше экзамены сдавали по-другому: можно было выбирать экзамен и его форму. У меня нет сейчас выбора. Какой смысл сравнивать и нагружать меня лишними мыслями по этому поводу?»Из обсуждения с девятиклассниками: «В школе нам много рассказывают о предстоящих экзаменах, готовят нас. Мы делаем тестовые пробные работы, остаемся на дополнительные консультации. Я знаю, что буду сдавать экзамен в другой школе и с другими учителями. Но я не помню или не знаю, что делать, если забуду паспорт на экзамен, если заболею и не смогу прийти, если испорчу бланк для экзамена. Я не знаю, что мне делать, если все сделал раньше времени, должен ли еще оставаться и ждать окончания экзамена? А если мне станет плохо на экзамене, как пересдать и к кому обращаться?»Чем меньше у выпускника вопросов по процедуре экзамена, тем больше у него возможности сосредоточиться на самих экзаменационных заданиях. Важно вовремя помочь организовать среду для ребенка (режим сна, режим питания, правильный отдых, правильная подготовка, предложение помощи для посещения ребенком того учебного заведения, которое он выбрал).Постарайтесь получить как можно больше информации о процедуре проведения экзамена, чтобы степень неизвестности в отношения экзамена была как можно ниже.Обдумайте заранее, как вы сможете поддержать своего ребенка в тот момент, когда экзамен уже сдан, но результаты еще не получены. По отзывам родителей, этот период может переживаться достаточно тяжело и напряженно. Подросток может сомневаться, что сдал экзамен успешно, переживать, что уже ничего нельзя изменить, проигрывать многократно в голове вопросы экзамена и свои ответы на них.Из рассуждения одиннадцатиклассника: «В 11-м классе мне кажется, что родители говорят со мной только об экзаменах и учебе. Но ведь есть еще я! Просто человек. Мне порой кажется, что отношение ко мне родителей складывается из того, как я готовлюсь к экзамену и как я его сдам! Но я – это я. А экзамен – это экзамен».Поддерживайте своего ребенка. Ведь именно от вас подростку порой так важно услышать: «Я верю в тебя», «Если нужна будет помощь, я рядом», «Как бы ты ни сдал экзамен, мы любим тебя». Разделяйте ваши чувства к ребенку и чувства к результатам его экзамена. Личность подростка гораздо более сложна и многогранна, чем просто «Я успешно сдал экзамен на 90 баллов».Оксана ГОЛЕРОВА, методист, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра
Комментарии