Уважаемый Владимир Михайлович!
Психологи, педагоги и медики, работающие в области образования, крайне обеспокоены тем, что в последнем варианте Концепции 12-летней школы начальный возраст детей, принимаемых в школу, указан как “не менее 6 лет на 1 сентября”. Массовый переход к обучению в школе с 6 лет может повлечь негативные последствия медицинского и психосоциального плана.
Так, последние медико-психологические исследования показывают, что подавляющее большинство современных 6-летних детей (около 80%) оказываются не готовыми к школьным формам обучения. Причем число 6-летних детей, не готовых к систематическому обучению, за последние годы увеличилось в 5(!) раз. У 6-леток в школе в 2 раза чаще, чем в детском саду, наблюдаются невротические реакции, нарушения зрения, различные психосоматические расстройства (бронхиальная астма, нейродермит, энурез, заболевания пищеварительной системы и т.п.). Именно у них отмечается наиболее высокий уровень школьной тревожности. Все это не только приводит к трудностям в обучении 6-летних детей, но и разрушает их здоровье. Если же в законе будет определен срок начального обучения в 6 лет, мы рискуем получить больную нацию.
Ребенок не может целенаправленно и полноценно учиться, прежде чем сложатся определенные физиологические и психологические предпосылки. Этот процесс невозможно ускорить или “подстегнуть”, какими бы политическими и социально-экономическими мотивами ни оправдывалось раннее обучение. Преждевременное начало школьного обучения лишает наших детей полноценного дошкольного детства. В результате многие качества и способности, необходимые для нормального обучения, оказываются несформированными, и этот дефицит невозможно восполнить в более поздние возрастные периоды.
За последние 10 лет, несмотря на настойчивые требования специалистов, в современной массовой школе не были созданы адекватные условия для нормального обучения и развития 6-летних детей. Совершенно очевидно, что материально-техническая база, а также квалификация учителей в большинстве школ страны не позволяют создать такие условия.
Обычные ссылки на международную практику раннего школьного обучения в данном случае являются некорректными. Условия, формы и методы образования детей 5-7 лет в США и странах СЕ являются в известном смысле аналогом (причем значительно более мягким) ситуации жизни ребенка в российском детском саду. Фактически в России уже реально существует 12-13-летнее образование. Содержание обучения наших дошкольников соответствует примерно тому, что изучают дети во 2-3-м классе европейской начальной школы. Не случайно российская система дошкольного образования дает достаточно высокие результаты и вызывает пристальный интерес специалистов из Европы и Америки, который в последнее время только усилился. Поэтому говорить о недостаточной конкурентоспособности нашего образования нет никаких оснований. При переходе к массовому школьному обучению с 6 лет мы рискуем разрушить сложившуюся и успешно функционирующую систему дошкольного образования, которая, безусловно, является нашим национальным достоянием.
Секция дошкольного образования Всероссийского совещания работников образования в январе 2000 г. вынесла решение, согласно которому возраст начала школьного обучения не должен быть меньше 6,5 лет. По данным медико-психологических исследований к этому возрасту в 3 раза снижается число функционально незрелых детей и возрастает общая готовность детей к систематическому обучению. Однако в окончательном варианте Концепции обозначена цифра 6 лет.
Одним из главных аргументов в пользу перехода школы на 12-летнее образование выдвинуто сохранение здоровья детей. Между тем прием детей в школу с 6-летнего возраста противоречит этой задаче. Массовый переход к обучению в школе с 6 лет катастрофически скажется на состоянии физического и психического здоровья детей, снизит академическую успеваемость и приведет к разрушению уникальной системы дошкольного образования. Мы полагаем, что пренебрежение мнением специалистов (врачей, психологов, педагогов, логопедов и др.) не может быть оправдано никакими социальными или политическими мотивами. Какие политические или экономические соображения могут оправдать такой проект?
Мы надеемся, что вы правильно оцените этот крайне неблагоприятный прогноз и своевременно предпримете соответствующие меры.
Директор Психологического института РАО, действ. член РАО, ректор МГППИ, доктор психол. наук, профессор В.В.Рубцов.
Директор Института педагогических инноваций РАО, чл.-корр. РАО, доктор психол. наук, профессор, В.И.Слободчиков.
Директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, доктор мед. наук., профессор В.Р.Кучма.
Действ. член РАМН, вед. научный сотр. НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, доктор мед. наук Г. Сердниковская.
Действ. член РАО, зав. лабораторией научных основ детской практической психологии, доктор психол. наук, профессор И.В.Дубровина.
Действ. чл. РАО, почетный член Американской академии искусств и наук, главный научный сотрудник Института общего среднего образования РАО, доктор психол. наук, профессор В.П.Зинченко.
Директор Центра социологии образования РАО, чл.-корр. РАО, доктор психол. наук, профессор В.В.Собкин.
Чл.-корр. РАМН, заслуженный деятель науки РФ, зав. кафедрой гигиены детей и подростков РМАПО Минздрава РФ, доктор мед. наук, профессор А.Г.Сухарев.
Действ. чл. РАО, доктор психол. и филологич. наук, профессор, руководитель Образовательной программы “Школа-2100” А.А.Леонтьев.
Зам. директора НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, доктор мед. наук, профессор Л.М.Сухарева.
Зам. директора Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО, доктор психол. наук, профессор А.Б.Орлов.
Чл.-корр. РАО, зав. лаб. персонологии и развития Института дошкольного образования и семейного воспитания, доктор психол. наук, профессор В.А.Петровский.
Кроме того, подписи известных, авторитетных ученых – заведующих лабораториями, заведующих кафедрами, ведущих научных сотрудников и т.п., – работающих в сфере образования. Всего 45 подписей.
Комментарии