Михаил Викторович, в статье “Граждане, послушайте меня” (1999, 11 мая, с.20) Вы пишете, что “политика большевиков в первые послереволюционные годы была совершенно откровенно направлена на разрушение семьи” и в доказательство этого цитируете З.Лилину: “Мы должны изъять детей из-под пагубного влияния семьи, скажем прямо – национализировать”. Разве справедливо частное заявление объявлять государственной политикой “большевиков”? Разве корректно сделанное обобщение? Именно в “первом послереволюционном году” (3 ноября 1918 г.) А.В.Луначарский утверждал другое: “Мы не будем ни у кого отнимать детей… Нам, социалистам, приходится думать не о том, как отнять детей у тех, которые стараются воспитать их в семье, а как устроить тех, которые оказались за бортом семьи” (Луначарский А.В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976. С.237-238). И это говорил не кто-нибудь, а народный комиссар просвещения РСФСР. А вот что читаем у “большевика” Н.К.Крупской: “Сочетание общественного воспитания, которое дается в наших дошкольных учреждениях, в наших школах, с воспитанием семейным, когда сердца матерей горячо бьются за дело социализма, создает замечательное поколение людей” (Крупская Н.К. Пед.соч. в 6 т., т.6, с.127). И это писал заместитель наркома просвещения РСФСР. Следовательно, политику “большевиков” вы извратили…
Петр ГОРНОСТАЕВ,
доктор педагогических наук, профессор
Коломна,
Московская область
Прошлое заседание президиума РАО началось с вопроса “О концепции информационной сети РАО”, с которым выступил доктор педагогических наук академик Г.Глейзер. В своем докладе он подчеркнул, что это очень важно для будущего академии, для развития ее научных исследований. Ведь насколько же мы позади планеты всей, если еще десять лет назад о нашей науке за рубежом говорили как о науке докомпьютерного века?
Директор Института возрастной физиологии М.Безруких сказала, что мы хотим смотреть в будущее, а ведь работаем даже не как вчера, а как позавчера. Для начала необходимо хотя бы оснастить все подразделения академии нормальными компьютерами. Говорить об информационной сети, а работать до сих пор в Лексиконе, не абсурд ли?
Некоторое сомнение у присутствующих вызвала цифра, которая, как считают разработчики концепции информатизации, необходима для ее решения – чуть более 250000 рублей, что сопоставимо лишь с масштабом финансирования одного академического института.
О новых взглядах на цели и место математики в системе 12-летней школы докладывал заведующий отделением математического образования ИОСО РАО Г.Дорофеев.
Новая концепция выделяет в качестве центрального тезиса уровневую и профильную дифференциацию обучения в соответствии с современными идеями личностно ориентированного обучения. В ее методической системе выделяются два направления: изучение математики в системе массового обучения и образования в рамках углубленного изучения.
Сообщение вызвало накал страстей среди ученых-математиков, которые получили тезисы этого выступления за 2 минуты до начала заседания президиума. Они отметили, что обсуждаемая проблема очень стара и зачем она сегодня в таком виде “на люди”? Не понятно!
Академик А.Новиков в своем выступлении напомнил: то ли кто подзабыл, что наша школа – общеобразовательная и если начинается специализированное изучение математики после 7-го класса, то это получается фактически общеобразовательная специализированная школа, т.е. полный бред. Получается, что уже в 12-13 лет мы делим детей на физиков и лириков.
Ю.Калягин заметил, что, как он понял, во-первых, предлагается американизация нашей отечественной массовой школы: сделать некий облегченный курс математики, но ориентированный на развитие абстрактного мышления и интеллекта школьника. Кажется, мы уже проходили это в 70-е годы?!
Подведя итоги обсуждения второго вопроса, вице-президент академик В.Поляков сказал о преждевременности вынесения данного вопроса на обсуждение и что, конечно, институту необходимо более серьезно подходить к такого рода выступлениям.
Наталья МАТВЕЕВА,
кандидат педагогических наук
Комментарии