«Независимые депутаты Государственной Думы, несмотря на различные политические взгляды, едины во мнении, что так называемый законопроект о монетизации льгот в случае его принятия окажет негативное влияние на многие отрасли экономики и социальной сферы России.
Процедура рассмотрения данного законопроекта нарушает все принципы парламентаризма: в беспрецедентно короткие сроки, без необходимого диалога с обществом, одним законодательным актом отменяется 41 действующий закон, а в 155 вносятся значительные изменения. При этом часть изменений не имеет никакого отношения к предмету законопроекта – разграничению расходных полномочий между уровнями бюджетной системы России. Например, предлагается отменить закон о моратории на приватизацию государственных образовательных учреждений и другие.
Кроме того, осуществляется полная ревизия законодательства о здравоохранении, изменяются основы законодательства о культуре, о государственных гарантиях работающих на Крайнем Севере. В корне меняются государственные гарантии на получение бесплатного образования.
Положения внесенного правительством законопроекта вследствие отказа от Единой тарифной сетки и минимального размера оплаты труда для бюджетников, ведут к деградации учреждений бюджетной сферы. Ухудшаются условия ведения бюджетными организациями хозяйственной деятельности, так как предлагается ограничить их в праве на получение дополнительных доходов, не обеспечивая взамен адекватного государственного финансирования.
Ликвидируются льготы для сельских врачей, учителей, деятелей культуры. Происходит отказ от государственной поддержки дошкольного и дополнительного образования, отменяются нормы о предоставлении льгот на проезд к месту лечения детей, отменяются дотации на питание в учебных учреждениях. В результате происходит не замена льгот на денежные компенсации, а их полная отмена для отдельных категорий граждан России. В части монетизации льгот закон предлагает компенсации только определенным категориям льготников. При этом «за бортом» остаются труженики тыла, ветераны труда, узники фашистских концлагерей, лица, подвергшиеся политическим репрессиям. В преддверии 60-летия Победы это звучит особенно кощунственно.
В результате вопрос о предоставлении денежных компенсаций наиболее многочисленной категории льготников будет отдан на откуп субъектам Федерации. При этом доходы территорий, которые могли бы быть использованы на эти цели, изымаются в пользу центра. Так, регионы лишаются части поступлений от налога на прибыль, доходов от водного налога, налога на рекламу. В то же время им передаются дополнительные расходные полномочия по выплате детских пособий, финансирование средних специальных образовательных учреждений. Все это неминуемо приведет к образованию разрывов в бюджетах территорий, и, как следствие, к недофинансированию этих, таких необходимых с социальной точки зрения расходных статей. Кроме того, передача финансирования целого ряда направлений на региональный уровень неминуемо приведет к разрушению единой государственной политики в области здравоохранения, образования и культуры.
В целом независимые депутаты Госдумы РФ не поддерживают законопроект о монетизации льгот, так как предполагаемые денежные выплаты не компенсируют льготы в полном объеме и не гарантируют адекватного денежного возмещения основным и самым многочисленным категориям льготников.
При доработке законопроекта мы считаем необходимым учесть следующие принципиальные замечания:
– предоставить всем категориям льготников право на добровольный выбор между получением денежной компенсации и сохранением действующего порядка предоставления льгот;
– предусмотреть в расходах федерального бюджета финансирование денежных компенсаций труженикам тыла, ветеранам труда, узникам фашистских концлагерей и лицам, подвергшимся политическим репрессиям;
– предусмотреть в законе необходимость индексации выплачиваемых гражданам денежных компенсаций в соответствии с ростом тарифов на платные услуги;
– четко прописать в законе все необходимые механизмы его реализации, чтобы предотвратить неправомерное толкование норм закона и подзаконных нормативных актов правительства;
– исключить из закона положения, напрямую не относящиеся к предмету его ведения – разграничению бюджетных полномочий.
Антон БАКОВ, Светлана ГОРЯЧЕВА, Оксана ДМИТРИЕВА, Михаил ЗАДОРНОВ, Святослав НАСТАШЕВСКИЙ, Сергей ПОПОВ, Виктор ПОХМЕЛКИН, Евгений РОЙЗМАН, Владимир РЫЖКОВ, Геннадий СЕЛЕЗНЕВ, Галина ХОВАНСКАЯ, Виктор ЧЕРЕПКОВ
Комментарии