search
main
0

Открытое письмо

Министру образования Российской Федерации В.М.Филиппову
Президенту Российской академии образования Н.Д.Никандрову

Уважаемые Владимир Михайлович и Николай Дмитриевич!
Мы обращаемся к вам по поводу крайне тревожного положения дел, сложившихся с предметом “Музыка” в общеобразовательной школе.
Приказом Министерства образования России от 1998 года предмет “Музыка” был включен в образовательную область “Искусство”. Столь безобидное на первый взгляд изменение постепенно привело за эти годы к тому, что во многих школах, во-первых, уроки музыки стали вести совершенно непрофессионально подготовленные для этого учителя начальных классов, во-вторых, немалое число директоров школ по тем или иным причинам передали уроки музыки учителям изобразительного искусства. Словом, приказ министерства привел к тому, что во многих школах, гимназиях и лицеях не только не проводятся уроки музыки, но и не объявляются вакансии по этому предмету. Сегодня невозможно узнать, в каком числе учителей музыки нуждаются школы России, ибо реальная вакансия часто остается скрытой. К тому же с молчаливого согласия органов народного образования все большее количество общеобразовательных учебных заведений ставит в расписание уроки музыки не по восьмой класс, как прежде, а лишь до седьмого. Таким образом, российское общее музыкальное образование, которое в течение семидесятых и восьмидесятых годов активно набирало темпы и в мировом музыкально-педагогическом сообществе признавалось как одна из лучших систем, буквально терпит катастрофу. Видимо, происходит непонимание необходимости расширять и углублять эмоционально-эстетическую сферу ребенка во имя полноценного духовного становления личности, непонимание возможностей музыкального образования. Следует иметь в виду, что практически во всех развитых странах мира объем общего музыкального образования в два раза превышает отечественный. Мы убеждены в возможности и необходимости проведения двух уроков музыки в начальной школе, в усилении роли искусства на этом этапе развития ребенка.
Как нам известно, сейчас осуществляется активная подготовка стандарта школы. Мы познакомились с содержанием разделов, относящихся к музыке, и должны сказать, что они в музыкальном отношении выполнены непрофессионально, с грубыми ошибками, в том числе относящимися к разделу истории музыки. Замена названия предмета “Музыка” на “Музыкальное искусство” неоправданна, поскольку первое шире второго и означает необходимость более широкого, в том числе эстетико-культурологического, подхода. Хоровое пение и обучение ему в традиционном для России представлении в проекте стандарта вообще отсутствует. Совершенно игнорируется процесс развития исполнительских навыков у ребенка.
В целом раздел “Музыка” выглядит просто убого и не имеет того значения, которое призвано играть музыкальное воспитание и обучение в духовном становлении подрастающего поколения россиян.
Мы убедительно просим:
1. Со всем вниманием отнестись к предмету “Музыка” в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях. Признать нецелесообразным объединение предметов “Музыка”, “Изобразительное искусство”, “Мировая художественная культура” в образовательную область “Искусство”, поскольку, как показывает опыт, при этом они теряют свое самостоятельное значение. Считать обязательным проведение уроков музыки с первого по восьмой класс, в том числе по два часа в неделю в начальной школе. Продумать, в соответствии со спецификой искусства, объем и содержание профильной школы.
2. Считать необходимым вести уроки музыки во всех указанных классах в тех школах, где есть учителя музыки, а там, где учителей музыки нет, обязать директоров школ, лицеев, гимназий объявлять вакансию.
3. Привлечь к группе разработчиков стандарта по этому разделу авторитетных музыковедов, исполнителей, музыкантов-педагогов, учителей музыки.
4. Организовать широкое обсуждение представленного проекта на разных уровнях.

Ирина АРХИПОВА,
президент Международного общества музыкальных деятелей, Герой Социалистического Труда, народная артистка СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий, профессор;
Владислав КАЗЕНИН,
председатель Союза композиторов России, народный артист России;
Николай КАЛИНИН,
председатель Всероссийского музыкального общества, народный артист России, лауреат Государственных премий, профессор;
Виктор ПОПОВ,
художественный руководитель Академии хорового искусства, народный артист СССР, лауреат Государственных премий, профессор;
Александр СОКОЛОВ,
ректор Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, заслуженный деятель искусств России, доктор искусствоведения, профессор

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте