Известные российские ученые, деятели культуры и искусства обратились в Государственную Думу к председателю Комитета по образованию Григорию БАЛЫХИНУ по поводу ситуации, сложившейся вокруг преподавания предметов эстетического цикла – изо и музыки в школе, а также с просьбой опубликовать это письмо в «Учительской газете» для широкой дискуссии в педагогическом сообществе.
ПредседателюКомитета по образованиюГосударственной Думы РФГ.А.Балыхину
Уважаемый Григорий Артемович!
Последний месяц прошедшего года ознаменовался неоднократными заявлениями Министерства образования и науки РФ о намерении изменить идеологию предметов искусства («Музыка», «Изобразительное искусство») в учреждениях общеобразовательного типа. Суть планируемых изменений заключается прежде всего в том, чтобы перевести эти дисциплины во вторую половину дня. Это, по существу, означает выведение их из учебной сетки часов, что принципиально изменяет содержание занятий путем «облегченного», развлекательно-игрового характера, придания им формы факультатива.
В России традиционно, в течение столетий, уроки музыки и изобразительного искусства в школе (гимназии, лицее) являются важнейшим средством воспитания нравственности, патриотизма, высокого эстетического вкуса, единственной формой приобщения каждого ребенка к подлинной художественной культуре как неотъемлемой части всей духовной культуры. Художественно-педагогические концепции выдающихся отечественных деятелей искусства, академиков РАО – композитора Д.Б.Кабалевского и художника Б.М.Неменского, получившие широкое признание не только в нашей стране, но и за рубежом, служат основой для большинства школьных программ и учебников. Активно внедряются в процесс обучения инновационные технологии, в том числе компьютерные. При этом уровень подготовки учителей музыки и изобразительного искусства по праву считается одним из лучших в мире.
Мы просим вас, уважаемый Григорий Артемович, содействовать тому, чтобы:
1. Министерство образования и науки РФ: а) сохранило сложившееся столетиями в России место уроков искусства в учебном плане учреждений общеобразовательного типа, что соответствует принятым нормам развитых стран мира; б) восстановило отметку на уроках искусства, отсутствие которой, как показал опыт, существенно снизило их статус в глазах учащихся и родителей;
в) не разрешало преподавание уроков искусства в школах (лицеях, гимназиях) лицам, не имеющим соответствующего образования;
г) организовало общественное обсуждение, в том числе в центральной печати и по телевидению, проблемы определения роли искусства в социализации личности современного школьника.
2. На канале «Культура» ЦТ возродить существовавшие прежде регулярные учебно-просветительские передачи, направленные на духовное, нравственное, эстетическое воспитание прежде всего подрастающего поколения, на основе установления связи всеобщего среднего образования и художественной культуры.
Председатель Попечительского совета Всероссийского общественного фонда «Художественное образование и культура» академик РАН Е.П.ВЕЛИХОВ
Члены Попечительского совета:
лауреат государственных премий Б.А.АХМАДУЛИНА;
член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству народный артист России В.А.ГЕРГИЕВ;
народная артистка России А.Н.ПАХМУТОВА;
народный художник России Б.А.МЕССЕРЕР;
народная артистка России М.М.ПЛИСЕЦКАЯ;
член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству главный редактор «Литературной газеты» Ю.М.ПОЛЯКОВ;
народный артист России Р.К.ЩЕДРИН;
председатель правления фонда, член Союза композиторов России (отделение музыковедения) профессор Э.Б.АБДУЛЛИН;
зам. председателя правления фонда, член Союза художников России профессор Е.В.ШОРОХОВ
Комментарии