Урок литературы для учеников 9-11-х классов представляет собой опыт разноаспектного анализа лирического произведения. По жанру он может быть определен как урок-«погружение» или как урок одного стихотворения. Использованы элементы технологии «диалог культур», а также интеграция гуманитарных и точных учебных дисциплин (литература, русский язык, физика и др.). В текст урока включены также историко-культурный комментарий, подробная история создания произведения, поуровневый анализ текста стихотворения. Цель урока не только в том, чтобы ознакомить старшеклассников со стихотворением И.Бродского «Открытка из города К.», историей его создания, местом в творчестве поэта, но и помочь им проникнуть в творческую лабораторию автора и, следовательно, воспитывать в них грамотных, вдумчивых читателей.
Ход урока
Первая учебная ситуация.
Учитель: Особое географическое положение Калининградской области часто делает ее местом встречи разных культур. Об одной такой встрече и пойдет сегодня речь…
Это было в 1967 году. Молодой человек из Ленинграда приехал в Литву, чтобы отдохнуть и освободиться от груза тяжелых мыслей. Он переживал не лучший период своей жизни… Позади были суд и ссылка, разочарование в любви. Впереди – полное отсутствие перспектив. В Вильнюсе, в доме своих друзей, молодой ленинградец познакомился с таким же, как он, молодым человеком. Быстро выяснилось, что у них много общего. Оба писали стихи. Оба нигде не печатались. Оба были знакомы с легендой Серебряного века – Анной Андреевной Ахматовой…
Ленинградца звали Иосиф Бродский. Вильнюсца – Томас Венцлова.
Как сложится их дальнейшая судьба? Кем станут эти молодые люди? (Работа с карточками: ребята изучают биографические справки и сообщают о значительных событиях в дальнейшей жизни поэтов.)
Учитель: Но вернемся в 1967 год. Тогда обоим нашим героям не было еще тридцати, они были молоды, независимы, вольнодумны. Им хотелось посмотреть мир, другую культуру, заглянуть за «железный занавес». И вдруг оказалось, что такая возможность, в общем-то, есть. Совсем рядом была такая «незаграничная заграница» – вновь образованная после войны Калининградская область, бывшая Восточная Пруссия. Калининград оказался единственным доступным им западным городом. И молодые люди отправились за приключениями…
Калининград тех лет мало похож на сегодняшний. Сейчас это современный развивающийся город, ухоженный, зеленый, чистый. А тогда… Война закончилась 20 лет назад. Разве это много для города, который сменил все – имя, язык, веру, людей? Российские переселенцы еще только учились в нем жить. (Учитель демонстрирует фотографии или слайды с изображением послевоенного Калининграда.)
«Когда мы приезжали в Калининград, – вспоминал потом Т. Венцлова, – мы не знали, что в городе сохранились целые кварталы старого Кенигсберга. Мы видели только самый центр. Вокруг замка, вокруг собора. Это выглядело ужасно, чудовищно. Это действительно был символ войны и полной разрухи, и, может быть, нежелания или невозможности все это восстановить. Настраивало на крайне печальные мысли… Бродский это очень почувствовал…».
А Бродский, вернувшись в Вильнюс, еще находясь под впечатлением от поездки, написал стихотворение «Открытка из города К.». И посвятил его своему другу.
Вторая учебная ситуация. Выразительное чтение стихотворения
ОТКРЫТКА ИЗ ГОРОДА К.
Томасу Венцлова
Развалины есть праздник кислорода
и времени. Новейший Архимед
прибавить мог бы к старому закону,
что тело, помещенное в пространство,
пространством вытесняется.
Вода
дробит в зерцале пасмурном руины
Дворца Курфюрста; и небось теперь
пророчествам реки он больше внемлет,
чем в те самоуверенные дни,
когда Курфюрст его отгрохал.
Кто-то
среди развалин бродит, вороша
листву запрошлогоднюю. То – ветер,
как блудный сын, вернулся в отчий дом
и сразу получил все письма.
Какое впечатление производит стихотворение?
Третья учебная ситуация. Определение жанра стихотворения
Как можно определить жанр стихотворения?
(Это стихотворное послание.)
Учитель: У Бродского, кстати, стихотворения этого жанра часто встречаются. Вспомним «Письма римскому другу», «Письмо генералу Z», «Письмо в бутылке» и др. Но это письма. А здесь – открытка…
Чем открытка отличается от письма?
Для чего нужна открытка? В какие моменты жизни мы к ней обращаемся?
(На столах у ребят разложены открытки разных жанров: поздравительные, видовые, просветительские. После обсуждения озвучиваем выводы.)
Как мы выбираем открытку?
(В самой идее открытки заложена уникальность.)
Историко-краеведческий комментарий. Интересно, что именно в Пруссии открытка, изобретенная в Америке, была использована в виде открытого письма, то есть без конверта. Кстати, именно из Кенигсберга русские путешественники, как правило, посылали первые открытки из заграничного путешествия. Это был первый крупный западный город на их пути в Европу. (Учитель демонстрирует на фото или слайдах подлинные видовые открытки, посланные русскими путешественниками из Кенигсберга.)
Четвертая учебная ситуация. Анализ стихотворения
Какие жанровые черты открытки содержит стихотворение?
И тем не менее есть ли что-то, что мешает назвать это стихотворение в полной мере открыткой?
(Да, отсутствие картинки.)
А что могло быть изображено на такой открытке?
(Элементы городского пейзажа. Ведь они названы и вполне конкретны. Это развалины дворца курфюрста, который чаще называют Королевским замком или Замком прусских королей, заложенного еще в XIII в. Река – Преголя, которая протекает в самом историческом центре города. Время года – осень или ранняя весна: ветер носит листья, кроны деревьев не заслоняют руины, которые отражаются в воде реки. Учитель демонстрирует на фото или слайдах довоенные фотографии Королевского замка, работает со словарной статьей слова «курфюрст».)
Учитель: Всего этого Бродский видеть уже не мог. Он стоял перед развалинами замка в послевоенном Калининграде. Кстати, даже развалины он видит одним из последних. В 1968 году остатки замковых башен будут взорваны.
Итак, этот город и этот пейзаж существуют…
Почему же Бродский сокращает название вполне реального города до одной буквы? В чем смысл такого приема?
(1. Бродский прибегает к литературной игре. Оба города – Калининград и Кенигсберг – начинаются с одной буквы, в названии они слиты в одно неразрывное целое. А еще «К.» можно прочесть как «город Канта» и опосредованно – Гофмана, так как и в его произведениях если и упоминается Кенигсберг, то исключительно как «город К.». Бродский не мог этого не знать.
2. Кенигсберг, превратившись в руины, лишился примет, а значит, потерял индивидуальный облик, стал анонимным, должен быть переименован. Это уже не Кенигсберг, но еще и не Калининград. Здесь возникает частый в поэзии Бродского сюжет обновления мира, когда поэт, подобно библейскому Адаму, подбирает имена для окружающих его явлений и понятий.)
Учитель: Давайте попробуем взглянуть на город глазами лирического героя. И посмотрим, какие мысли рождаются у него при созерцании руин. Для этого внимательно, вдумчиво прочтем каждую из трех строф отдельно.
Выразительное чтение 1-й строфы стихотворения.
Образы, созданные И.Бродским, всегда сложны и даже витиеваты. Но мы все же попробуем их расшифровать. Начнем с того, что в этой строфе вам понятно, известно.
(Ученики называют знакомое имя – Архимед – и формулируют его закон: объем жидкости, вытесненной объектом, равен объему помещенного в нее объекта.)
Что же добавляет к этому «новейший Архимед»?
(Лирический герой обнаруживает связь между водой и пространством. Пространство – это не просто пустота, это некая активная среда, которая поглощает попавшие в нее вещи или вытесняет их. Более того, пространство может быть агрессивным и даже мстительным. Оно мстит людям, которые вторгаются в него, строя свои дома и другие объекты, и игнорируют при этом пространство.)
Какая еще ключевая, фундаментальная категория названа в этой строфе?
(Категория времени.)
Как понять первое предложение строфы? Почему «развалины есть праздник кислорода и времени»? В чем смысл этой метафоры?
(Время родственно кислороду с точки зрения воздействия на предметы – они их разрушают. Развалины наглядно показывают на себе работу их обоих.)
Учитель: Получается, что пространство и время – вот единственное, что настоящее и небренное в этом мире. Бродский как бы задает в этой строфе систему координат – координат Вечности.
Выразительное чтение 2-й строфы. Обратим внимание учащихся на то, что вторая строфа отделена от первой вынесенным в отдельную строку словом «вода».
Какой визуальный образ создается во 2-й строфе стихотворения?
(Во второй строфе мы видим развалины в окружении ландшафта – они отражаются в воде, двоятся. Не случайно «вода» вынесена в отдельную строку. Это не только граница между строфами, но и между двумя стихиями – воздухом и водой: слова «развалины» и «руины» расположены в зеркальном отражении.)
Найдите в этой строфе метафору и расшифруйте ее.
(Рябь на воде создает размытое изображение, бесформенное, как руины. Отражение в воде всегда напоминает о бренности, хрупкости всего, что создает человек.)
Обратите внимание на лексику этой строфы: в чем ее особенности?
Как вы думаете, зачем в одной строфе «столкнулись» слова полярных стилей?
(В этой строфе мы можем не только увидеть Калининград 60-х, но и «услышать его»: область заселялась выходцами из разных местностей и из разных социальных сред: с одной стороны, это рязанские, смоленские, минские крестьяне, лишившиеся своего дома в войну, а с другой – столичная профессура, приехавшая создавать университет, актеры нового драматического театра. То есть строфа – это отражение вербальной культуры города. Это город-микст, город-коктейль.)
Чтение 3-й строфы.
Какие образы возникают в третьей строфе и что они символизируют?
(Образ ветра, гонящего опавшую листву, уподоблен в этой строфе человеку, разбирающему, перечитывающему старые письма, также заставляет нас вспомнить строчку из Экклизиаста: «возвращается ветер на круги своя». Другой образ – блудного сына – обращает нас к известной евангельской притче. Этот двойной библейский подтекст вводит в стихотворение тему памяти.)
Кстати, строфа вновь начинается отбивкой в одно слово – «кто-то». Вновь, словно в зеркале, мы видим слово «развалины»… Логично предположить, что Бродский вновь говорит об отражении. Только чего и в чем?
(Очевидно, И. Бродский приводит нас к выводу о том, что есть материал, который прочнее кирпича и гранита, – это воображение и память. Ведь только они могут сохранить нетленным и прекрасным все то, чего уже не существует в нашей привычной реальности. То, что благодаря нашему воображению «отразилось» в нашей памяти, никогда не будет разрушено. Поэтому память дает надежду и заставляет двигаться вперед. Не случайно символов памяти и одновременно надежды в поэзии Бродского много.)
Подведение итогов урока
Учитель: Мы прочитали стихотворение, разобрали его образы, постарались понять мысль поэта. Но остался один вопрос, на который мы так и не получили ответа:
Почему оно называется «Открытка…»?
Переверните карточку со стихотворением горизонтально… что видите?
(Строфика стихотворения по форме напоминает… руины башен. Башен Замка прусских королей.)
Значит, это действительно открытка: в ней есть и изображение, и текст. А остальное довершит ваше воображение…
Людмила СОКОЛОВА, учитель русского языка и литературы лицея №49, учитель года Калининградской области-2007, Калининград
Комментарии