Коллективная творческая и поисковая деятельность (например, в форме коллективного проекта) – это не только интеллектуальный труд, но и способ сформировать у наших учеников нравственные смыслы и духовные ориентиры. А опыт групповых межпредметных проектов в нашей гимназии показал, что этот способ сплочения коллектива может стать и залогом единства класса.
Как классный руководитель 11-го класса, я веду групповые межпредметные проекты шесть лет. Темы мы с ребятами всегда выбираем вместе на классном часу (к моим советам дети прислушиваются, но проблему, значимую для всех участников проекта, выбирают сами). Так, в 6-м классе выбрали тему «Мир вокруг нас», в 7-м – «Человек и звезды», в 8-м – «Портрет слова «путь», в 9-м – «Эволюция: преображение сознания», в 10-м – «Русский мир». Последняя тема нам кажется неисчерпаемой, поэтому в этом году мы тоже работаем над данным проектом, завершая его. Вид проекта непременно должен быть проблемным. Методы используются поисковые, аналитические.Каковы этапы проектной деятельности класса? Сразу отмечу, что я никогда не распределяю детей по группам, а предлагаю им сделать это самостоятельно. Поэтому количество детей варьируется соответственно их интересам (получается от трех человек в группе до семи). И координатора группы дети тоже определяют сами.Вслед за выбором темы, интересной для всех учащихся, формулируются подтемы (названия глав проекта) и проходит их распределение. Затем группы собирают информацию, после чего каждая группа создает интерпретацию своей части проекта в той форме, которая всем кажется привлекательной. После этой подготовки следуют отчеты и обсуждения на классных часах, и корректируются части будущей коллективной работы. На следующем этапе подростки готовят мультимедийную презентацию результатов по итогам своих поисков. Для наглядности часто используется способ кластеров или таблицы, графики. Проектный продукт – это единство всех частей исследования. Пожалуй, именно на этой ступени нас ожидают трудности. Безусловно, на помощь должен прийти классный руководитель и подсказать, как логически связать все части работы. На этапе обобщения результатов поиска и формулирования выводов на классном часу проводится последний мозговой штурм для стимулирования творческой активности участников проекта и выбора лучшего решения. Последний этап проектной деятельности класса – оценка итоговых результатов и самоанализ работы в группах.Некоторые работы мы представили на городских конкурсах проектных и учебно-исследовательских работ. Есть победы.Незабываем проект «Человек и звезды». В задачи проекта входили знакомство с новыми изданиями книг по астрономии для школьников, освещение на классных часах открытий современной науки в области астрономии и астрофизики, изучение мифов звездного неба, интерпретация лирических произведений XIX-XXI веков, отразивших устремление человеческой мысли к звездам; а также посещение планетария, экскурсии по теме проекта, выставка рисунков «Дальние миры», ученические эссе по теме. Завершая работу над проектом, мы сообща создали сценарий литературно-художественной композиции «О беспредельном этом мире…» и сценическую композицию «Я только твой, познание – софия!», посвященную памяти Джордано Бруно. В спектакле участвовали все ученики класса.Проектная работа «Портрет слова «путь» состояла из семи глав (работа велась в семи группах): «Этнографическая страница», «Этимологическая страница», «Фразеологическая страница», «Искусствоведческая страница» и другие. Каждая «страница» – отражение изысканий отдельной группы ребят. Вывод, к которому пришел класс, вдохновил всех. Путь – это для русского человека и искания души, и самоопределение, и самопознание. Неразрывно связанное с историей нашей культуры, эмоционально выверенное понятие пути, соответствующее русской народной традиции, – необходимое условие успешного развития страны. Без понятия пути-дороги движение вперед для России невозможно. Согласитесь, ради осмысления такой идеи стоило всем объединиться и работать над проектом.Размышляя над понятием «Русский мир», мы с детьми работаем в нескольких направлениях: над определением основы концепции Русского мира, над понятием Сергия Радонежского «соборность», над вопросом общей исторической памяти и общих взглядов на общественное развитие и т. д. Одна из групп – участников проекта взяла тему значения русского фольклора. Есть группы, увлеченные изучением истории русского национального костюма, народных промыслов, русской живописи и русского национального театра.Все наши проекты дороги нам не только потому, что мы сделали важные для себя открытия, но и потому, что мы стали дружнее, думаем о каждом в классе как о близком человеке и яркой личности. Ирина СЕМЕНОВА, учитель русского языка и литературы гимназии №1582
Комментарии