Поиск – основной принцип технологии
Инновациям несть числа. Едва родившись, многие из них исчезают уже на второй учебный год. Эксперименту “Экология и диалектика” исполнилось десять лет – солидный возраст. Биография такова. Начался в 1989 году. Уже в 1991-м в него включились 70 школ страны. “УГ” тогда поддержала эксперимент и писала об этом в #39 за 1991 г. На недавнюю юбилейную конференцию в Москву съехались представители двухсот школ со всей России и 25 – из Казахстана.
За эти годы возникла ассоциация школ “Экология и диалектика”, созданы методики и учебники. Главное – модель получила учительское признание. В ближайшее время планируется открыть центры “Экология и диалектика” в Центральном регионе России, западных и южных областях, в Поволжье, на Урале, в Сибири. Кроме того, экспериментом заинтересовались на Украине.
Участники конференции говорили о достигнутом за эти годы, ученые провели курсовые занятия с педагогами по предметам начальной, средней и старшей ступени. А вывод сделали такой – ребята в школе “Экология и диалектика” хотят учиться, работать с книгами, высказывают собственные версии при обсуждении различных проблем. Учителя творят, расширяют эрудицию, по собственной инициативе проникают в смежные дисциплины, в педколлективах школ модели улучшилась атмосфера. У родителей появилось желание приобщиться к учебе своих отпрысков, общаться с детьми уже не на бытовом, а на интеллектуальном уровне.
Как были достигнуты эти три эффекта? Обратимся к теоретическим положениям “Экологии и диалектики”.
Поиск – вот основной принцип технологии. Учитель школы “Экология и диалектика” в отличие от традиционного педагога не закладывает в головы детей шаблоны. Он не считает себя самого или учебник истиной в последней инстанции. И ребят призывает – не надо зубрить формулу или стихотворение ради того, чтобы ответить на уроке и тут же забыть. “Новый” учитель за то, чтобы дети каждый день делали открытия вместо заучивания формул и определений, чтобы учились принимать собственные решения, брать на себя ответственность. Ему интересно услышать мнение ученика о том или ином историческом или литературном факте. И педагог, и ребенок готовятся к уроку не потому, что по программе положено “пройти” теорему Пифагора или “Евгения Онегина”, а потому, что им интересно поделиться мыслями об Онегине, о пушкинской эпохе, о судьбе Пифагора и геометрии. На уроке у такого педагога “происходит продуктивная работа, общий поиск”, пишет научный руководитель эксперимента Лев Тарасов в монографии “Школа “Экология и диалектика” на пороге XXI столетия”.
Ориентир в этом совместном поиске – учебник. Но не та учебная книга, к которой привыкла традиционная школа. Авторы модели “Экология и диалектика” адресуют учебник не педагогу, а в первую очередь ребенку. “Учебник специального типа” (термин Тарасова) школьник читает как детектив. Книга такая захватывающая, что картинки он показывает маме, а некоторые главы даже пересказывает друзьям. Книга не только интересная, но и серьезная, сложная, поэтому непонятное можно спросить у папы. И все это еще до того, как в классе начнут проходить ту или иную тему. “Аппетит” появляется заранее. Задача преподавателя – отталкиваясь от материала учебника, привлекая дополнительные сведения, составить собственную систему уроков, рассчитанную на определенный класс, на собственное видение мира и на неизбежные нестандартные ситуации во время занятий. Так учебная книга объединяет педагога, ученика и родителей.
В рамках новой образовательной технологии отработан учебный план вплоть до почасовой разбивки предметов. Тысячи детей по всей России уже несколько лет имеют в своем расписании такие необычные уроки, как “Закономерности окружающего мира” и “Человековедение”. Но до сих пор не существует окончательных вариантов учебников и материалов по всей программе модели. Это естественно – ведь эксперимент продолжается. “Хороший учебник не может появиться раньше, чем пройдут апробацию лежащие в его основании идеи. Экспериментальные учебники претерпевают ряд переизданий, каждое из которых заметно меняет их содержание”, – заявляет Лев Тарасов.
Так же, как основные педагогические принципы, в модели не меняется ее экологическая составляющая. Создатели и участники школы считают, что в первую очередь необходимо “экологизировать” сознание ребенка. Четыре принципа “держат в уме” и авторы учебников, и учителя, приступая к работе:
– внимание – на природную среду, техносфера – лишь часть ее;
– объект изучения – не совокупность систем, а целостная картина природных процессов, в которых они участвуют;
– акцент – на идее природных балансов;
– ребята должны понимать, как, разрушая или стабилизируя, влияет человек на природные циклы.
И, наконец, немного об особенностях учебного плана этой педагогической модели.
Если школа берет на вооружение технологию “Экология и диалектика”, оптимальный вариант для такого учебного заведения – 12-летка. 11 классов – менее желательный вариант, но тоже возможен. Предполагается, что выпускник 10-го класса экспериментальной школы получает полное завершенное базовое образование по предметам естественно-математического цикла, соответствующее уровню современной одиннадцатилетки. В старших классах идет профилизация, завершается изучение базовых предметов – литературы, иностранных языков, истории, экологии. Старшие дети также слушают интегративные предметы обобщающего (философского) характера – “Человек и природа”, “Вселенная человека”, “Современный мир” (история ХХ века в историко-политическом, экологическом и экономическом аспектах), “Культурология”. Пока старшая школа – самая “смутная” в методическом плане ступень. Лучше отработаны средние и начальные звенья.
Начальная ступень обучения в школе “Экология и диалектика” рассчитана на четыре года. Создатели технологии придумали особый предмет для малышей – “Окружающий мир”. Еще один предмет только-только появился. Называется “Я – человек”. Правда, учебники по нему появятся примерно через год. Пока есть книжка Льва Тарасова “Красота человека” для 1-го класса.
Первые два года в среднем звене продолжается изучение интегративных предметов – как подготовка к базовым. “Окружающий мир” в 5 и 6-х классах – это пролог к курсам алгебры, геометрии, физики, химии, биологии, географии. Новые учебники для 5 и 6-го класса по этому предмету Л. Тарасов планирует выпустить в свет к 2000-2001 учебному году. С 7-го по 10-й класс в школе “Экология и диалектика” ребята изучают четыре базовых предмета – физику с астрономией, химию, биологию, географию с экологией.
Еще один специфический интегративный предмет в модели – “Закономерности окружающего мира”. Изучается он в 7,8,9-х классах. Неутомимый Тарасов и здесь обещает полный комплект собственноручно написанных учебников к следующему учебному году.
Два интегративных курса по математике для 5 и 6-го класса тоже весьма необычные. Названия говорят сами за себя – “Геометрия окружающего мира” и “Число и функция в окружающем мире”. По первому из них скоро появится новый учебник, а для изучения второго пока рекомендуется использовать старую, 1997 года, книгу. В 7-10-х классах интеграция плавно “перетекает” в базовые предметы – алгебру и геометрию. Наиболее подходящими учебниками для этого периода обучения идеологи модели считают курс алгебры А. Мордковича, тот, что выпустило в улучшенном варианте московское издательство “Мнемозина”, и курс “Геометрия 7-9” В. Болтянского и Г. Глейзера (углубленный курс развивающего математического образования).
Дарья БОГОМАЗОВА
Комментарии