search
main
0

Открытие Трои. Каждый из педагогов на финале конкурса «Сердце отдаю детям» стал настоящим событием

Наверное, нигде время не летит так стремительно, как на конкурсе. Кажется, только-только приехал, разложил вещи и реквизит для будущих открытых занятий, и на тебе – уже звучат финальные аккорды, и Петербург застенчиво машет рукой на прощание. Увы, этот фактор скоропостижности – единственное неизбежное зло, с которым сталкивается любой конкурсант. Но именно эта стремительность заставляет сконцентрировать и напрячь весь запас интеллектуальных и физических сил. И «выстрелить», как любят выражаться члены жюри, и «засиять», как любят выражаться педагоги. Впрочем, даже если кого-то этот фактор скорости смутил и надломил, все равно шанс пусть кратковременного, но «сияния» был у каждого. Потому что, как бы ни торопилось время, педагогический талант ему не остановить.

На финале юбилейного X Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» талантливых педагогов было 83 человека из 42 регионов России. Традиционно широко была представлена география участников: от Ханты-Мансийского автономного округа до Краснодарского края. В этом году финал конкурса проходил по семи номинациям: «Изобразительное искусство и декоративно-прикладное творчество», «Художественная», «Научно-техническая», «Эколого-биологическая», «Туристско-краеведческая», «Физкультурно-спортивная», «Социально-педагогическая». Претендентов на главный приз конкурса – «Хрустальный ключ» – ожидали четыре конкурсных испытания: самопрезентация «Мое педагогическое кредо», защита дополнительной образовательной программы «Моя образовательная программа», открытое занятие «Введение в образовательную программу» и «Импровизированный конкурс».Как отметила на торжественной церемонии открытия конкурса председатель Комитета по образованию Санкт-Петербурга Жанна Воробьева, нынешний конкурс является особенным по нескольким причинам. Прежде всего он юбилейный, и, кроме того, конкурс проходит в год празднования 95-летия системы дополнительного (внешкольного) образования.По ее словам, для того чтобы педагоги могли продемонстрировать свое мастерство, им были предоставлены лучшие площадки петербургских учреждений дополнительного образования детей. В частности, номинацию «Изобразительное искусство и декоративно-прикладное творчество» принимал Дворец детского (юношеского) творчества Фрунзенского района, «Художественная» – Дворец детского (юношеского) творчества Кировского района, «Научно-техническая» – Дворец детского (юношеского) творчества Выборгского района, «Эколого-биологическая» – эколого-биологический центр «Крестовский остров» Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных, «Туристско-краеведческая» – Дворец детского (юношеского) творчества Красногвардейского района «На Ленской», «Физкультурно-спортивная» – Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных, СДЮСШОР №1, «Социально-педагогическая» – Дворец детского творчества Петроградского района.Все пожелания и запросы конкурсантов также были учтены. В своем кратком приветствии победитель первого конкурса «Сердце отдаю детям» в номинации «Эколого-биологическая» директор ЭБЦ «Крестовский остров» Артур Ляндзберг сказал, что, внимательно читая список требуемого, обнаружил там прекрасное соседство мультимедийной техники, живой белки и… детей. И это, пожалуй, самый чудесный подарок.Виват, импровизация!Пожалуй, самым эмоциозатратным испытанием является самопрезентация «Мое педагогическое кредо». Прежде всего потому что оно первое. С него начинается творческий марафон «сердечников». И задать тон бывает не менее важно, чем «отстреляться» самому. Так произошло на «Эколого-биологической» номинации. Из-за временных неполадок с техникой отсутствовал визуальный ряд у первой из конкурсанток. Но Светлана Владимирова, педагог из Борисоглебского центра внешкольной работы Учебно-исследовательского центра им. Е.Н. Павловского Воронежской области не растерялась, а повела живой рассказ о своем геоэкологическом объединении «Варварино», о том, как ребята с удовольствием участвуют в полевых сезонах на базе Хоперского природного заповедника. Вследствие этого нотка импровизации появилась и у других участников номинации.Вообще импровизация, как показали последующие конкурсные испытания, является одним из основных показателей профессионализма. Без нее, к примеру, трудно обойтись на таком, казалось бы, сугубо теоретическом конкурсном испытании, как «Моя образовательная программа». После презентации программы неизбежен диалог с членами жюри, и как раз именно в эти несколько минут педагогу предоставляется возможность показать уровень владения педагогической теорией. Конечно, справляются не все. Но те, кто вступает в дискуссию, аргументированно объясняет и грамотно доносит свое видение программы, по которой работает, заслуживают одобрительных отзывов экспертов. Что касается самих программ, то каждая из них имеет изюминку. Так, например, занятия в кружке «Юный столяр» у Александра Ищенко (воздвиженская средняя общеобразовательная школа №1 Уссурийского городского округа, с. Воздвиженка, Приморский край, номинация «Изобразительное искусство и декоративно-прикладное творчество») позволяют детям стать кормильцами семьи. Это особенно актуально, так как в кружок приходит много ребят из неполных и малообеспеченных семей. Особенностью своей программы Елизавета Сморкалова из детской школы искусств №8 «Радуга» г. Самары (номинация «Изобразительное искусство и декоративно-прикладное творчество») считает сохранение «я» при обучении ребенка рисованию. По ее убеждению, каждому важно открыть свою ТРОЮ – творчество, работа, опыт, я.Ориентир на компасСейчас по прошествии конкурса можно рассказать об одном секрете для конкурсантов: если они ждут открытого занятия с радостью и облегчением (вот где можно развернуться), то члены жюри – с замиранием сердца. В кулуарах профессионалы своего дела признаются, что за первые два дня конкурсных состязаний портрет того или иного участника уже обретает зримые черты. Если в этих чертах угадывается оригинальность и уникальность, то невольно начинаешь болеть за конкурсанта, внутренне твердя: «Не подведи, не подведи». И в большинстве своем не подводят. Каждое открытое занятие на конкурсе – это маленький спектакль, который, увы, неповторим, потому что нельзя вернуться в прошлое и воссоздать ту атмосферу мгновенного единения взрослого и детей, атмосферу праздника и открытия, которая часто возникает. И лучший судья при этом сам ребенок.Малыши изначально самая благодарная публика. Другое дело, когда на занятии присутствуют подростки, тем более мальчишки. Им подавай серьезную тему. Поэтому на занятии Сергея Жаринова из Дворца детского творчества имени Ю.А.Гагарина Прокопьевского городского округа Кемеровской области (номинация «Социально-педагогическая») ребята знакомились с самым что ни на есть мужским занятием – службой в армии. И, надо сказать, хорошо справились, в том числе со сборкой автомата Калашникова. При этом каждое из «воинских отделений» изучило ранги и звания и получило свои заслуженные «звезды» на погоны.Конкурсные испытания завершались импровизационным конкурсом, где педагогам предлагалось предъявить свою трактовку изречения Петра Капицы «Главный признак таланта, когда человек знает, чего он хочет». И тут каждый показал, на что горазд. Кто-то сочинил эссе, кто-то стихотворную оду, а кто-то спел или просто рассказал житейскую историю. И может, потому, что это было финальной точкой напряженного творческого пути, почти все выступления конкурсантов несли в себе еле уловимый налет грусти, предчувствия расставания.ЭпилогКак все хорошее когда-нибудь кончается, так подошел к церемонии закрытия и финал конкурса «Сердце отдаю детям». Она состоялась в Малом зале Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д.Шостаковича. Здесь же были озвучены имена победителей в номинациях и вручены «Хрустальные ключи». Благодаря за труд и поздравляя педагогов с победой, заместитель министра образования и науки Российской Федерации Вениамин Каганов заметил, что на конкурсе царила необыкновенная атмосфера. А член жюри, профессор кафедры художественного образования Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (Москва) Лидия Дуганова призналась, что воспринимает каждый конкурс как праздник, потому что это всегда целое соцветие удивительных и интересных людей. И как добавил член жюри, директор Федерального центра технического творчества учащихся (Москва), заслуженный учитель России Сергей Никулин, несмотря на десятилетний возраст, на конкурсе по-прежнему есть чему изумляться, есть чем восхищаться. И что немаловажно, полку молодежи прибывает. Появляется все больше молодых педагогов, которые с удовольствием занимаются с детьми, быстро находят с ними общий язык и становятся не только проводниками в мир творчества, но и настоящими друзьями. Эта молодежная экспансия дает повод думать, что у системы дополнительного образования детей прекрасная перспектива.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте