search
main
0

Открытие Америки нашими учителями

Великий американский поэт Уолт Уитмен писал: “…заветнейшая мечта моя заключается в том, чтобы поэты стали интернациональны и объединили все страны и земли плотнее и крепче, чем любые договоры и дипломатия”. Если перефразировать это высказывание, то можно утверждать, что сближению разных стран, и в частности России и США, лучше и быстрее могут способствовать и уже способствуют учителя, нежели политики и дипломаты.
Вот уже несколько лет действует программа “Партнерство в образовании”, согласно которой российские педагоги в течение трех недель проходят стажировку в Америке, а их американские коллеги приезжают с ответным визитом в нашу страну. Они учатся, обмениваются опытом, обсуждают свои педагогические проблемы, которые во многом схожи для той и другой страны. И одновременно американские и российские преподаватели действительно много делают для сближения и взаимопонимания России и Америки.
В эти дни группа российских учителей в полном смысле этого слова открывает для себя Соединенные Штаты Америки. Конечно, они немало знают об этой стране. Но одно дело – читать и слышать, а другое – увидеть, как живут, чем интересуются простые американцы, и прежде всего их коллеги, что их волнует.
Перед отъездом в США участники этой группы побывали в Американском центре в Москве на так называемом ориентационном собрании, на котором получили своего рода напутствие. Джон Секел, руководитель программ для учителей и директоров Американских советов по международному образованию, предложил отъезжающим целый ряд полезных рекомендаций, посоветовал как можно скорее освоиться в незнакомой стране, в незнакомой американской семье, в которой предстоит педагогу из России все эти дни жить.
Анна Доморад, директор по реализации программ по СНГ в Американских советах по международному образованию, рассказала, на что нужно обратить особое внимание во время стажировки. О роли и значении программы “Партнерство в образовании” говорил заместитель атташе по вопросам культуры Посольства США в Москве Ван Рам.
Координатор образовательных программ Посольства США в Москве Мария Львова поведала собравшимся о том, в чем заключается помощь посольства для развития гражданского образования в России. Она сказала, что ее отдел посольства был первым среди тех, кто поддержал первые шаги гражданского образования в нашей стране. В начале девяностых годов кандидат педагогических наук Яков Соколов задумал заменить устаревший курс обществоведения новым, который поможет готовить граждан для современной России. Так случилось, что у него в это время появился американский друг, профессор из Сиракузского университета Джозеф Джулиан. Он преподавал политологию, но в то же время интересовался программами по обучению демократии в школах. Они вместе попытались создать первую программу по новому курсу, который и был назван граждановедением. Нужна была финансовая поддержка, чтобы выпустить первые пособия, и такую помощь они получили от Посольства США.
Идея гражданского образования захватила многих российских учителей, такие уроки очень понравились детям. За эти 10-12 лет в стране появилось несколько направлений гражданского образования, программ, множество учебных пособий. Восемь лет назад была создана Межрегиональная ассоциация “За гражданское образование”, которая объединила многих учителей-граждановедов из разных регионов России. Руководит ассоциацией главный редактор “Учительской газеты” Петр Положевец. Большую организационную работу по подготовке и проведению семинаров, конференций, олимпиад по граждановедческим дисциплинам ведет исполнительный директор этой организации, первый заместитель главного редактора “Учительской газеты” Ирина Димова. У ассоциации есть свой печатный орган – общенациональная газета “Граждановедение”, объединяющая всех педагогов страны, осознающих свою миссию в воспитании достойных граждан своего Отечества. Мария Львова рассказала о других начинаниях в области гражданского образования, поддержанных Посольством США, в том числе проекте “Гражданин” в Самаре, издании учебных пособий в Красноярске и Нижнем Новгороде, а также сообщила о малых грантах, которые могут быть предоставлены тем, кто предложит свои идеи, свои проекты.
Выпускница программы “Партнерство в образовании” Ляйля Неповиннова поделилась своим опытом и своими впечатлениями от пребывания в Америке в 1999 году.
Я попыталась узнать, с какими чувствами, с какими вопросами едут учителя в эту красивую, богатую демократическим опытом, традициями в гражданском образовании страну. Вот что сказала Светлана Забытова, заместитель директора гимназии искусств из Белогорска Амурской области:
– Конечно, очень волнуюсь. Ведь каждый из нас представляет не только свою школу, свой город, область, но и все учительство страны в целом. Уверена, что знакомство с заокеанскими коллегами, их опытом поможет нам улучшить работу нашей гимназии, которой только что исполнилось 10 лет.
Ирина Березина, заместитель директора гимназии N2 из Великого Новгорода, хотела бы посмотреть, как американские преподаватели работают над формированием компетенций у своих школьников, тем более что там этой новой для России проблемой занимаются достаточно давно. Ее интересует также, как в США воспитывают у детей толерантность, а также проектная деятельность учащихся, которая зародилась именно в Америке.
В разгар весны восемнадцать наших педагогов вернутся домой, обогащенные опытом и идеями заокеанских коллег. Очень хотелось бы, чтобы они рассказали о своих впечатлениях нашим читателям.

Маргарита КУРГАНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте