Образовательные учреждения Подмосковья неизменно входят в топы лучших школ России. Но в Московской области проводится и собственное рейтингование школ. Учитываются и качество образования, и условия образовательного процесса, и участие в олимпиадах и конкурсах, и хорошие оценки, и инновационная деятельность, и вариационная часть образования. А также оценивается то, чем занимаются дети помимо учебы и каково состояние их здоровья. Открытость системы образования, убеждена министр образования Московской области Марина ЗАХАРОВА, позволяет не только контролировать ситуацию, но и вовремя и эффективно реагировать на любые изменения. Любая информация ценна, ведь она ведет к развитию.
– Марина Борисовна, какие задачи стоят сегодня перед региональной системой образования, есть ли сложности?
– Основная задача сегодня – это ликвидировать очереди в детские сады. Для этого в нынешнем году мы должны построить более 130 объектов, чтобы полностью ликвидировать очередность для детей от 3 до 7 лет. У нас уже есть районы, где дети и родители совсем не ждут возможности устроиться в садик, но в то же время есть муниципальные образования, где очереди огромны. Например, Красногорский, Одинцовский районы, городской округ Балашиха. Ситуация с нехваткой дошкольных учреждений связана с тем, что в свое время в этих муниципальных образованиях велось большое жилищное строительство, и оно не учитывало возведение социальных объектов. Поэтому мы до сих пор вынуждены говорить о строительстве детских садов в большом количестве, чтобы ликвидировать очередность. И то количество обращений, которое мы сегодня получаем в Министерстве образования, в основном связано именно с этой проблемой.
Также большая задача в сфере общего образования – это ликвидация второй смены. Мы приступили к решению этой задачи. Планируем в 2016 году приступить к строительству 12 школ, 20 школ строятся в этом году. Выбирали места, где необходимы новые школы, по такому принципу: наиболее высокая доля учащихся во вторую смену, абсолютное количество учащихся, а также наличие земельного участка, где можно было бы строить эту школу, и качество образования в данном муниципальном образовании. Сегодня только в 20 муниципальных образованиях нет второй смены, во всех остальных, к сожалению, она есть. Мы понимаем, что за один-два года мы с этой задачей не справимся. Но с помощью глав муниципальных образований мы разработали «дорожные карты» по строительству школ или пристроек в целях ликвидации второй смены. Там, где нет земли под строительство школы или пристройки, проводим капитальный ремонт, благодаря которому тоже удастся решить проблему размещения школьников.
Мы завершаем реорганизацию, в результате которой у нас получилось, что за каждым учреждением профобразования закреплено производственное объединение, куда мы готовим своих студентов. То есть, приходя учиться к нам в систему профобразования, молодые люди смогут увидеть воочию, где они будут проходить практику, где они будут работать, какая у них будет заработная плата и какой рост дальше у них может происходить.
– То есть вы переходите к дуальному образованию. А скажите, подобная система – это дань моде или насущная необходимость времени?
– Прежде всего это федеральный проект. Мы в нем уже второй год, девять учреждений нашей системы среднего профессионального образования участвуют в этом проекте. Вопрос, который перед нами поставили и Торгово-промышленная палата, и Союз промышленников и предпринимателей, в том, чтобы ребята, окончив колледжи, не оказались неприспособленными к работе на реальных производствах. Чтобы они не приходили неподготовленными к той материально-технической базе, которая сегодня есть на предприятии. И цель этого дуального образования – наладить взаимосвязь между системой профобразования и работодателями. Одна из задач Всероссийского совещания, которое мы провели на прошлой неделе в Домодедове, – показать, как Московская область выполняет эту поставленную задачу. Мы показали, что у нас есть крупные работодатели, с которыми мы заключили соглашение на уровне Министерства образования и правительства области, соглашения с тремя крупными корпорациями подписал губернатор Московской области Андрей Юрьевич Воробьев: это аэропорт Шереметьево, МАЕСК и Московская авиастроительная корпорация. У нас есть ряд учебных заведений, которые уже прошли реорганизацию. И, таким образом, они будут готовить кадры именно на эти предприятия, не на одну, а на несколько специальностей и профессий. Соглашение заключается в виде государственно-частного партнерства, где ребята будут получать соответственно стипендию за то время, когда они работают на производстве. Например, в Домодедове у нас эта стипендия идет от 12 до 14 тысяч, в зависимости от того, какой уровень ты прошел и какой вклад внес в общее дело. Увеличивается количество времени, которое студент находится на производстве. И когда он после окончания учебы приходит на производство, то уже знает, кем он будет, сколько получит, он понимает всю структуру предприятия, на которое пришел, и представляет конечную цель всего производственного цикла. Таким образом, мы улучшаем свою материально-техническую базу и работаем не на старом оборудовании 60-70-х годов, а на том оборудовании, которое сегодня соответствует тем требованиям, которые предъявляет работодатель. Вместе с учеными и работодателями разрабатываем новые образовательные программы в соответствии с федеральными стандартами профобразования и внедряем их. И расстояние сужается между производством и обучением, разрыва больше нет. Этим дуальное образование и хорошо.
– Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок посещал хороший детский сад, хорошую школу, хороший колледж. Вот только как узнать, где садик хороший, а где нет? Какая школа лучше и, главное, почему? Каким образом в Московской области осуществляется независимая оценка качества образовательной деятельности?
– Эти вопросы мы тоже не раз задавали на заседаниях Общественного совета при Министерстве образования Московской области. Знали одно: образование сегодня не может быть закрытой системой, оно должно быть открытым. И стало понятно – нужна независимая оценка качества образования, такая, которую можно получить извне, опираясь на информацию из доступных источников – сайта образовательного учреждения, школьных порталов, сайта госуслуг.
– А кто будет осуществлять подобную экспертизу?
– Это будет независимая организация, выигравшая это право по условиям конкурса. Ни сотрудники министерства не могут принимать в этом участия, ни какие-либо заинтересованные люди. Эта организация со стороны оценит уровень качества образования по тем материалам, которые доступны всем.
– Вы говорите организация, это что – юридическое лицо?
– Это не будет какая-то определенная структура, это могут быть любые общественные организации, общественные советы, участвующие в конкурсе и доказавшие свое право проводить подобную экспертизу, выиграв его.
– Единая информационная система учета и мониторинга образовательных достижений обучающихся общеобразовательных организаций, конкурс на создание которой выиграл «Ростелеком», призвана повысить открытость и доступность образования Подмосковья. Но не создаст ли она новых трудностей для школ региона, которым придется менять свои уже отлаженные системы информации об успеваемости школьников из-за того, что импорт данных со стороны в новой системе не предусмотрен?
– Те электронные дневники и журналы могут интегрироваться в общую систему. Когда мы мониторили у себя те аспекты введения электронных журналов и дневников, которые существуют в Московской области, их было, во-первых, очень много, и они все разные, мы не могли их интегрировать в одну систему. И второй момент – платформы, на которых они были устроены, абсолютно разные, и начинало появляться большое количество той информации, которая для образовательного процесса не нужна. Система электронных дневников должна существовать, для того чтобы это было доступно, удобно ученику, родителю и учителю как основным участникам образовательного процесса. Второе – это определенная помощь учителю при анализе тех результатов, которые получает ученик. Это составление определенных графических результатов обучения, это задачи на будущее, это индивидуальная работа с учеником, вопросы, которые могут возникнуть у родителей, которые в силу своей загруженности не всегда могут попасть в школу. Система мониторинга должна работать так, чтобы информацию было получить легко, чтобы сведения, которые нужны руководителю муниципального, регионального, федерального уровня, не пришлось запрашивать по три раза, а было достаточно любому заказчику данных зайти в систему и самому эту информацию получить. Единая информационная система учета и мониторинга образовательных достижений обучающихся общеобразовательных организаций нужна для того, чтобы ликвидировать промежуточные этапы сбора информации. Сейчас мы эту программу запускаем, апробируем. И конечно, мы понимаем, что должно пройти какое-то время, для того чтобы обучить людей, которые будут на ней работать, чтобы посмотреть, как это все будет функционировать. Это время для того, чтобы выявить, если они есть, недочеты системы, чтобы потом в процессе мониторинга сбоев не было. Было несколько претендентов на предоставление такой программы учета, но победителем стал «Ростелеком», и его специалисты в течение нескольких лет будут вести наблюдение за работой системы, и если будут появляться проблемы, устранять их.
– Можно ли профессию педагога назвать популярной в области?
– Безусловно. В этом году у нас был большой конкурс именно на педагогические факультеты. Особенно популярными были те, где готовят учителей истории и обществознания, русского языка и литературы. Это нас, конечно, очень радует. Мы делаем все для того, чтобы сохранить тот уровень заработной платы, который соответствует сегодня среднему по экономике в Московской области, и стремимся к тому, чтобы росли заработки и работников дошкольного и дополнительного образования.
– А вообще какими достижениями вы особенно гордитесь?
– Мы гордимся всей системой образования Московской области. Гордимся тем, что мы развиваемся, но при этом мы не отказываемся от всего того, что было хорошего в нашей системе образования. Система образования консервативна. Внедряя новое, мы сохраняем все хорошее, что было. Стараемся не потерять в погоне за чем-то сверхинновационным то положительное, что было в системе образования всегда. В эти дни гимназия «Дмитров» празднует 80 лет, а 10 лет назад она стала победителем в конкурсе «Лучшие школы России». Можно ли прыгнуть выше этой планки?! Тот микроклимат, который создает эта школа, чудесен. Дети занимаются физикой и химией на хорошем оборудовании, проводят опыты, делают вычисления, анализируют, и им это нравится. При этом в школе все занимаются хореографией, с 1-го по 11-й класс танцуют мазурку, полонез и вальс, коллектив вместе ходит в туристические походы. Здесь ученики, учителя и родители – большой коллектив единомышленников. И у нас таких школ в Московской области много.
Комментарии