search
main
0

Открытая информация – качественный анализ – точные выводы

Основная задача современного управления образовательным учреждением (ОУ) – систематизация и структурирование образовательного пространства с хорошо согласованными способами обработки значительных объемов информации.

С помощью ИКТ между ОУ и Юго-Восточным окружным управлением образования, его структурными подразделениями организован электронный документооборот и оперативный обмен информацией. Общезначимая информация (новости, планы работы, нормативно-распорядительная документация, информация по аттестации педагогов, адреса официальных сайтов всех образовательных учреждений округа, публичные отчеты школ, объявления, конкурсы, справочная информация) размещена на портале Юго-Восточного окружного управления образования – официальном сайте, который стал ядром единого информационного пространства округа. Управление контентом портала осуществляют специалисты ресурсного центра «Технопарк инноваций в науке и образовании». О востребованности портала свидетельствует увеличение его посещаемости: в сентябре – в среднем 1500 посетителей в сутки, а в ноябре уже не менее 2500.К сожалению, одна из болевых точек в округе – интернет-представительство школ. Речь идет о сайтах, на которых должна быть представлена исчерпывающая информация о всех аспектах деятельности учреждений для широкого круга общественности, служащая важным критерием открытости и прозрачности их работы: в сентябре качественный процент заполнения сайтов ОУ по округу составлял 57,43%, а в ноябре – 78,26%. Это позволяет сделать вывод о том, что руководители ОУ стали больше, но пока еще недостаточно, уделять внимания работе со школьными сайтами. (Среди наиболее эффективно работающих с информационным ресурсом при стопроцентном заполнении – ОУ №335, 336, 439, 460, 479, 641, 1041, 1145, 1228, 1350, 1439, 1458, 1469, 1566, 1905, 1922.)В настоящее время в ЮВАО усовершенствованы механизмы управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных, а также коммуникационных сетей. Приказом Департамента образования от 12 ноября 2012 года №712 за общеобразовательными учреждениями закреплены микрорайоны, информацию о закреплении микрорайонов можно найти на сайте Юго-Восточного окружного управления образования. Особенностью комплектования первых классов 2013 года стало то, что автоматизированная система формирует список учреждений, закрепленный за местом регистрации ребенка, гарантирующий зачисление. Из анализа результатов зачисления в первые классы следует, что на 1 декабря 2012 года в образовательные учреждения округа зачислены в первые классы 9940 человек (90% от общего количества поданных заявлений), 1097 ребят ушли в ОУ других округов, 16 школ округа набрали в этом году более 100 первоклассников, из них 6 учреждений открыли по пять первых классов. В то же время девять школ не смогли набрать даже один класс-комплект.Анализ наполняемости школ в целом и их востребованности в социуме можно провести, используя данные отраслевой информационной системы «Статистика и аналитика». В округе наиболее востребованы 37 школ, в которых наполняемость составляет 700 и более человек. В то же время тревогу вызывают 25 школ, в которых наполняемость 350 и менее человек, что говорит о невозможности их успешной работы в новых финансово-экономических условиях. По каждому из этих ОУ необходимо принимать управленческие решения, в основу их принятия должен быть положен электронный мониторинг комплексных проектов модернизации образования (КПМО).С переходом на новую систему финансирования руководитель каждого ОУ выстраивает индивидуальную стратегию экономики своего учреждения, в котором важная составляющая – рост заработной платы педагогических работников в зависимости от показателей качества их работы. В основном в школах округа выплаты стимулирующего характера проводятся на основании выполнения целевых индикаторов пилотного проекта и планомерно показывают динамику роста средней заработной платы сотрудников учреждений. Для каждой школы характерен свой рисунок, свой профиль финансовых механизмов управления. Этот профиль не виден в статике, он обнаруживает себя исключительно в динамической картине. Анализ КПМО по округу выявил неравномерное распределение выплат стимулирующего характера. Следует сделать акцент на ответственности руководителей школ о предоставляемой ими информации. Невозможно получить объективную картину о работе учреждения, проанализировав его работу только по одному показателю, необходимо использовать комплексный подход.В округе в соответствии с методическими рекомендациями выдерживается в основном соотношение педагогического персонала к административно-управленческому как 70:30, некоторые учреждения довели его до 80:20. Но есть школы, где это соотношение не выдерживается, с ними дополнительно проводится организационно-методическая работа по оптимизации штатного расписания и распределения фонда оплаты труда. Учреждения, достигшие соотношения педагогического персонала к АУП от 70:30 до 80:20% – ОУ №430, 500, 632, 1597, 1599, 1738, 1910, 623, 1274. Учреждения, не достигшие соотношения педагогического персонала к АУП 70:30%, – ОУ №355, 491, 1303, 1314, 919, 1147, 1403. На фоне модернизации системы образования Москвы с апреля по сентябрь 2012 года число работников в округе в среднем сократилось на 7 процентов (апрель – 13321, сентябрь – 12379). С апреля 2012 года заработная плата в округе выросла на 28 процентов и в сентябре составляла 56445 рублей. Изменилось соотношение между количеством учителей различных категорий, в округе стало меньше педагогов высшей категории (апрель – 2712, сентябрь – 2652). Тенденция сохраняется и среди педагогов первой квалификационной категории (апрель – 1723, сентябрь – 1652). При этом средняя заработная плата при соответствующей квалификационной категории существенно выросла, а разница в средней заработной плате между категориями составляет в округе 8000-9000 рублей, что соизмеримо со среднегородскими показателями.Мониторинг несовершенен. Он не отражает полностью картину состояния образовательной системы. Показатели качества образования, работы с одаренными детьми, детьми с ОВЗ в нем учитываются весьма формально. Но высокую степень ответственности руководителя при заполнении его таблиц никто не отменял, так как данные каждой отдельно взятой школы влияют на показатели всего региона в целом и на имидж московского образования в России.Другим важным аспектом мониторинга деятельности школ округа в управлении качеством образования стала работа в Московском регистре качества образования (МРКО), который предоставляет возможность вести электронный документооборот в школе, школа-округ. В настоящий момент в «окружном кабинете» на сайте МЦКО доступна:Сводная статистика по округу (активность, успеваемость, качество) – 162 ОУ округа включены в работу с МРКО; перечень ОУ, активно работающих с МРКО по различным направлениям:    В разделе «Внешняя оценка качества образования» в стартовой диагностике МЦКО этого года приняли участие 142 ОУ (88 процентов ОУ округа).    Учителя активно работают в МРКО. Наиболее активно подключились учителя из 50 ОУ: №687 (74), 9 (33), 1043 (49), 846 (33), 1439 (62), 1084 (61), 1344 (36), 2056 (33), 1350 (54), 1359 (59), 1363 (52), 1457 (49), 1738 (42), 1905 (54), 1935 (62), 1408 (61), 339 (44), 1228 (47), 416 (31), 1148 (59), 1186 (52), 1417 (91), 2011 (54), 460 (51), 572 (74), 775 (56), «Карьера» (57), 1040 (41), 1141 (41), 1142 (50), 1357 (45), 1423 (38), 1458 (76), 1462 (52), 1477 (57), 1493 (74), 1716 (50), 1881 (38), 1902 (43), 1910 (64), 1934 (35), 1968 (35), 1987 (37), 491 (201), 495 (43), 430 (42), 1222 (53), 481 (39), 776 (47), «Личность» (34).    Результаты ГИА, конкурсов учителей и учащихся (за 3 года).    Используют инструментарий МРКО для ведения внутришкольного контроля по всем направлениям 18 ОУ, 28 ОУ – по отдельным направлениям. Учителя из 25 ОУ округа используют МРКО для ведения ВШК (ведут анализ контрольных работ по контролируемым элементам содержания). Особенно активно включились в работу педагоги ОУ №687, 1350, 1458, ННОУ «Карьера».    Электронные журналы и дневники в МРКО используют в 33 ОУ округа: «Личность», «Новое образование», «Карьера», №481, 1222, 495, 491, 1959, 1910, 1902, 1780, 1142, 1040, 775, 572, 2011, 1417, 1186, 1148, 1228, 339, 1408, 473, 1905, 1738, 1457, 1363, 1350, 1344, 1084, 1043, 776, 1359.    В стартовой диагностике по метапредметным умениям приняли участие 2523 ученика (114 пятых классов) из 41 ОУ, перешедших на ФГОС ООО второго поколения, что составляет 16 процентов от всех участников диагностики в городе. Средний процент выполнения тестов по округу выше среднего по городу (на 2 процента). На основе анализа метапредметных умений учащихся западающей группы будет оказана адресная методическая помощь учителям-предметникам, работающим в 5-х классах в условиях внедрения ФГОС ООО.Эти и другие данные необходимы для дифференцированного подхода в работе с ОУ, выявления в округе лидеров нового качества образования и выявления школ группы риска с низким качеством образования. Такая плотная работа округа с МРКО Московского центра качества образования дает возможность, используя единые подходы к оцениванию знаний учащихся, работы учителей и образовательных учреждений, выстраивать работу с учителями, школами и формировать стажировочные и стажерские площадки на следующий год.Огромный потенциал имеется в МРКО по работе с социумом. Конечно, доступность информации для родителей в личном кабинете очень важна. Есть необходимость отображать для родителей не только жизнь школы, список пройденных тем и домашних заданий (уже есть), но и перечень тем, с которыми обучающийся не справился.Для общения педагогов и обмена опытом в округе проводится активная работа по организации сетевого сообщества учителей. Для этого созданы восемь личных кабинетов методистов-предметников. Это дает возможность учителям обмениваться своими методическими разработками, программами, сценариями. Через сетевое сообщество проводятся дистанционные заседания окружных методических объединений учителей-предметников. В округе ежегодно проводят дистанционные и интерактивные методические чтения, в которых в 2012 году приняли участие 37 регионов РФ. Работа по широкой трансляции лучших педагогических практик способствует повышению качества образования и профессиональной компетенции педагогов.Антон БАТАЛОВ, директор МЦ ЮВОУО, заслуженный учитель РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте