Физика – это то, чем занимаются физики в свободное от работы время…
Есть такой анекдот: возвращается учитель поздно вечером из школы домой. На остановке садится в переполненный автобус. Двери закрываются. Он внимательно смотрит на пассажиров и говорит: “Здравствуйте! Садитесь…”
Учитель, он и после уроков учитель. А учитель физики в особенности, ведь его предмет “фюзис” – наука об окружающем нас мире. И тот же автобус для него – клад дидактического материала – будет позже использован на уроке. Калейдоскоп физических явлений!
Автобус тронулся, соседи дружно навалились на вас. Какой чудесный пример инерции тел, деформации сжатия и силы упругости! Транспорт неравномерно движется по криволинейной траектории, и вектор нормального ускорения, постоянно меняя свое направление и модуль, производит мелкие шалости.
Вот кто-то “ахает” и рассматривает содержимое своей сумки. Там, в соответствии с законом Паскаля, высвободилось из пакета молоко. Разгневанные участники случайного эксперимента не желают признавать законов бытия. Разве могут они допустить, что это не хулиганский поступок данного гражданина, а явление смачивания, которое объясняется с позиций МКТ взаимодействием молекул молока с тканями их одежды?! Учитель же физики рассматривает результат капиллярного явления на поверхности своего плаща и прогнозирует результаты мысленного эксперимента с измененным начальным условием: предположим, с молоком повышенной жирности.
Сетчатка его глаз фиксирует те же события, что и ваша, но ассоциативный центр мозга работает иначе. Вот он смотрит на вас и рассчитывает момент силы, который удерживает очки на вашем носу, а потом, задумавшись, может до неприличия долго рассматривать их, визуально определяя оптическую силу линз. Гордитесь, вы вскоре станете одним из героев его урока по теме… “Физика очков”.
Увлеченно он переводит взгляд на девушку, стоящую рядом с вами. Ее сережки – новый повод прибегнуть к помощи закона преломления световых лучей для определения вещества, из которого они сделаны.
Не сердись, контролер, лучше улыбнись ему. Твой научный горизонт познания сведен к узкому интервалу, и ты кричишь о своей точке зрения на безбилетный проезд в общественном транспорте. Есть у него билет, есть!
Физик задумчиво смотрит на тебя, просто не сознавая смысла твоих слов. И ты кричи, не переставай. Иначе он не закончит своего расчета амплитуды и частоты колебаний источника звука, не определит количество децибел. Вот он озабоченно исследует пульс на своей руке. Не беспокойтесь, ему хорошо, просто он методом Галилея определяет относительную скорость автобуса, а позже, рассчитав ее с помощью часов, определит погрешность.
Надо же, уже конечная остановка. Автобус пуст, а его квартал где-то позади. Морозный осенний воздух. Физик не спеша возвращается с работы домой. Черное небо с далекими источниками термоядерного синтеза. Млечный путь – полоска разлитого “молока”. Остановившись, задрав голову, он поглощен ночным небом.
“Открылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне дна…”
Сергей КИРИЛЛОВ,
учитель физики
Москва
Комментарии