Цель урока: патриотическое воспитание обучающихся на примере жизни и подвига ветеранов Великой Отечественной войны.
Задачи:1. Сформировать у обучающихся познавательный интерес к истории России.2. Развитие умений грамматического разбора словосочетания и синтаксического разбора предложения.3. Развитие умения самостоятельной работы в группе.4. Расширить знания учащихся об истории Великой Отечественной войны.5. Научить применять полученные знания на практике.Оборудование: компьютер, колонки, проектор, экран, диск с презентацией, карточки с заданиями. Ход урока I. Организационный момент1. Традиционное приветствие. 2. Определение степени готовности обучающихся к уроку: – подготовка рабочего места,- формирование эмоционального настроения (звучит фонограмма песни «Журавли»).II. Актуализация знанийЗвучит фонограмма песни «С чего начинается Родина».Беседа с учениками. На экране кадры презентации «Отечество. Родина».Учитель: В 2015 году наша страна отмечает 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Сегодня, когда приближается День защитника Отечества, я думаю, самое время вспомнить славных защитников земли Русской.Творческая работаУчитель: Ребята, а какие однокоренные слова вы можете подобрать к слову «Отечество»? (Отец, честь.) Значит, Отечество – это «земля отцов». А каждый отец передает свои знания, опыт своим сыновьям, встает на защиту сынов и земли Русской, а приходит время, и сыновья создают живой щит на пути врага. Земля Русская собиралась веками. За ее целостность и безопасность заплатили своими жизнями миллионы людей, ее защитников. Они завещали беречь землю Русскую – нашу Родину.Ребята, дома вы писали сочинение, в котором размышляли над тем, каким должен быть настоящий защитник Отечества. Давайте послушаем выдержки из некоторых работ.Ребята читают сочинения.Учитель: Я сейчас обращаюсь больше к нашим мальчикам как к будущим солдатам и офицерам. Так какими же качествами должен обладать настоящий защитник Отечества? Ученики отвечают.Ученик читает стихотворение «Как я люблю людей родной России» В.Сикоровского:Как я люблю людей родной России!Они тверды. Их вспять не повернешь.Они своею кровью оросили Те нивы, где сегодня всходит рожь.Их не согнули никакие беды,И славить вечно вся Земля должнаПростых людей, которым за победыЯ б звезды перелил на ордена! Звучит фонограмма песни «Священная война».Учитель: Великая Отечественная война стала причиной гибели миллионов мирных жителей, солдат и офицеров.Ученики читают отрывок из стихотворения Р.Рождественского «Реквием». Ученик читает стихотворение Р.Рождественского «На Земле безжалостно маленькой жил да был человек маленький…».Учитель: Наш урок Памяти мы посвящаем всем участникам Великой Отечественной войны. У нас в гостях Алексей Федорович Уколов – ветеран Великой Отечественной войны (беседа с ветераном, вручение цветов).III. Изучение нового материалаУчитель: Учащиеся 8-го класса из экскурсионной группы музея «Память» подготовили экспозицию «Дорогами Великой Отечественной войны». (См. приложение 1.)Учитель: Ребята, Алексей Федорович не родился героем, он был обычным парнем. Ведь героями не рождаются, а ими становятся!А сейчас вы можете задать вопросы нашему гостю – ветерану Великой Отечественной войны Алексею Федоровичу Уколову.Беседа ветерана с ребятами.IV. Самостоятельная работаПроводится викторина «Время, события, люди в Великой Отечественной войне». (См. приложение 2.)V. Домашнее заданиеУчитель: Придумайте кроссворд, посвященный Великой Отечественной войне.Напишите сочинение «Героями не рождаются, ими становятся!». Итог урокаУчитель: Ребята, сегодня вы встретились с ветераном Великой Отечественной войны Алексеем Федоровичем Уколовым. Скажите ему свои пожелания. Ученики высказывают ветерану свои пожелания.Приложение 1Текст экскурсии по экспозиции «Дорогами Великой Отечественной войны»Сегодня мы проведем экскурсию и напомним вам далекие годы Великой Отечественной войны. Мы стоим у экспозиции «Дорогами Великой Отечественной войны».Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Фашистская Германия без объявления войны вероломно напала на Советский Союз. Историки в этой войне выделили 4 судьбоносных сражения, которые решили исход всей войны. Это битва за Москву. Фашисты, окрыленные своими удачами в начале войны, рвались к Москве. Они уже видели себя шагающими по московским улицам. Наши солдаты стояли насмерть и не пропустили врага. В этих боях принимал участие наш тольяттинец Владимир Максимович Курочкин. Он живет в 7-м квартале, и мы очень часто видим его у нас на уроках Мужества.Второе грандиозное по своему значению сражение было за Сталинград. Наступление наших войск началось в ноябре 1942 года. А ликвидация окруженной немецкой группировки происходила с 10 января по 2 февраля 1943 года. В этом сражении участвовал Леонид Павлович Медведев. Он приходил к нам на наш урок Мужества и рассказывал об этих боях. Третье судьбоносное сражение было на Курской дуге, под Прохоровкой, когда наши войска опрокинули фашиста и погнали его назад. Курская битва проходила с 5 июля по 23 августа. А 5 августа в городе Белгороде был дан первый салют в честь победы наших войск над фашистскими захватчиками. В этом сражении воевал ветеран Великой Отечественной войны Алексей Федорович Уколов. Сегодня он у нас в гостях.Четвертое завершающее войну судьбоносное сражение – это битва за Берлин. Она проходила с 16 апреля по 8 мая 1945 года. Дело в том, что наши войска освободили не только Советский Союз, но и всю Европу: Польшу, Венгрию, Чехословакию, Австрию. И дошли до Берлина.Экскурсовод: Ребята, а вы знаете, кто от имени Советского Союза подписывал акт о капитуляции?Ответы школьников.Экскурсовод: Правильно. 8 мая 1945 года акт о капитуляции немецких войск подписывал маршал Константин Георгиевич Жуков. Поэтому 9 мая было объявлено Днем Победы.Ребята, а кто скажет, кого и за что награждали во время войны медалью «За отвагу»?Какая высшая награда была во время Великой Отечественной войны?Назовите Героев Советского Союза, получивших эту награду в годы войны.Ребята, а кто назовет крепость на белорусской границе, где наши пограничники стояли насмерть несколько месяцев? Правильно, это Брестская крепость.А сейчас пройдем вот к этой экспозиции. Она называется «Дети войны».Ребята, вы знаете, что во время войны все мужское население нашей страны было призвано на фронт. Остались женщины, дети и старики. Перед вами фотографии тех, кто во время войны был еще ребенком. Но они испытали на себе все тяжести войны, которые выпали на плечи взрослых. Во время войны был лозунг: «Все – для фронта, все – для победы!», в тылу не хватало питания, одежды, обуви. Но люди терпели. Перед вами фотография Раисы Васильевны Трохачевой – бывшей жительницы блокадного Ленинграда. Вы должны знать, что немцы окружили город Ленинград и блокировали его. У людей закончились пища, вода, было отключено отопление, не работала канализация. Люди погибали. Ужас блокады перенесла и Раиса Васильевна. Ее уже без сознания вывезли из Ленинграда. И врачи долго боролись за ее жизнь. И она выжила. И часто приходит к нам на уроки Мужества и рассказывает нам о блокадном Ленинграде.Перед вами фотографии ветеранов Великой Отечественной войны нашего квартала.Это картины, которые нам подарили художники Петр Николаевич Кузнецов и Николай Ильич Михно.Это военная рация. Вот с такими рациями на парашютах сбрасывали в тыл врага наших разведчиков. Они настраивались на нужную волну и передавали в штаб секретную информацию.Ребята, а у кого прадедушка воевал в Великую Отечественную войну? Кто назовет мне имена ветеранов Великой Отечественной войны, которые живут с вами по соседству?Ответы учеников. Приложение 2Конкурс «Время, события, люди»Учитель задает 12 вопросов, каждый из которых предполагает конкретный и четкий ответ. Отвечает ученик, который первый изъявит желание это сделать. ВопросыВремя 1. В этот день и год началась Великая Отечественная война. 2. В это время началось контрнаступление советских войск под Москвой. 3. В этот день и год советские войска с боями вышли к государственной границе СССР. 4. В этот день отмечается День Победы.События 1. Это событие положило начало созданию антигитлеровской коалиции. 2. Эта битва окончательно похоронила фашистский план молниеносной войны против СССР. 3. Эта битва завершила коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. 4. Это событие положило начало открытию второго фронта в Европе. Люди 1. Именно он возглавлял ГКО (Государственный Комитет Обороны). 2. Этот человек командовал Западным фронтом в период контрнаступления советских войск под Москвой. 3. Этот человек командовал окруженной группировкой противника под Сталинградом. 4. Этот человек подписал акт о безоговорочной капитуляции Германии с советской стороны. Ответы конкурса «Время, события, люди»Время: 22 июня 1941 г., 5 декабря 1941 г., март 1944 г., 9 мая 1945 г.События: начало ВОВ, победа под Москвой, Сталинградская битва, битва на Курской дуге.Люди: Сталин, Жуков, Паулюс, Жуков.Татьяна РАХМАТУЛЛИНА, учитель русского языка и литературы средней школы №32 города Тольятти Самарской области
Комментарии