Еще недавно мы считали патриотическим воспитанием военно-патриотическое, потому что оно основано на примерах из нашей истории, на подвигах Великой Отечественной войны. Вообще все патриотическое воспитание складывалось на базе воспоминаний о всех войнах, где был проявлен героизм граждан России, о послевоенном восстановлении народного хозяйства.
Комментарий «УГ»Главная проблема дня – отсутствие государственной стратегии в патриотическом воспитании детей и молодежи. Документов принято много и очень хороших, но нет должной нормативно-правовой базы, материальной базы для воспитания, медленно повышается престиж воспитательной работы в целом и социальный статус воспитателей. Это существенным образом сдерживает шаги по материальной поддержке их деятельности, а значит, и мешает укомплектовать штат воспитателей высококвалифицированными кадрами в нужном объеме.К сожалению, формы, методы патриотического воспитания обновляются до обидного медленно, до сих пор патриотическое воспитание отождествляют с военно-патриотическим, поэтому детским и юношеским общественным объединениям, которые занимаются важным для общества гражданским патриотическим воспитанием, поддержка оказывается медленно и не в полной мере. Между тем возникли и возникают многие неформальные объединения националистической ориентации, которые привлекают школьников к своей работе и используют их для достижения неправедных целей. Подчас школе нечего противопоставить активной работе этих объединений, в результате получаем не граждан, а антиграждан, и это уже угроза национальной безопасности России.Уважаемые читатели «УГ», наверняка в вашем регионе, в вашем городе, в вашем районе или селе есть интересные формы и методы патриотического воспитания. Расскажите о них на страницах нашей газеты, пусть ваш опыт станет достоянием ваших коллег, а их опыт – вашим достоянием.
Сегодня школа воспитывает школьников на примерах героического прошлого, великой культуры и истории страны, потому что не может, к сожалению, привлекать для этого примеры из сегодняшней жизни.
Мы регулярно проводим опросы школьников на самые разнообразные темы. Их ответы позволяют нам понять, как нужно строить воспитательную работу. Один из интересных опросов на тему «Что такое быть патриотом?» проводится регулярно, поэтому у нас есть возможность сравнивать ответы, данные в разные годы. Например, в 1998 году считали, что патриот любит и уважает Родину, ее историю и культуру, 55% опрошенных школьников, в 2001 году – уже 62%, что нужно делать все для Родины, отстаивать ее интересы, помогать ей, пытаться улучшить ее положение в 1998 году были убеждены 9% опрошенных, а в 2001-м – 15%. Защищать Родину в 1998 году хотели 7%, а в 2001-м – 12%, были готовы на самопожертвование во имя Родины в 1998 году 5%, в 2001-м – 6%.
Настораживает то, что в 1998 году считали, что нужно быть преданным Родине, 11%, а в 2001 году – уже всего 9%. Тревожит то, что если в 1998 году 3% опрошенных на вопросы о том, что такое патриотизм и что такое быть патриотом, дали такие ответы: «демонстрация показной любви к Родине», «отрицательное качество», «быть безразличным к горю», «сильное заблуждение», «патриотизм – синоним идиотизма», «разновидность благородного сумасшествия», «бить все другие нации», то в 2001 году ответы были уже такими: ничего не значит, это пустой лозунг, быть националистом.
Возникает вопрос, а как ученики относятся к понятию «Родина». Оказалось, что в 1998 году более половины опрошенных (53%) считали, что это место, где живешь, в том числе родной край, любимый город, микрорайон, улица, в 2001 году их оказалось около трети – 34% опрошенных. Отождествляли Родину с родными, семьей, родным домом 5% опрошенных в 1998 году и 15 – в 2001-м, с матерью или второй матерью – соответственно 2 и 3%, в четыре раза больше в 2001-м году появилось тех, кто считал Родину самым дорогим и родным за что можно отдать жизнь – 4% против 1% в 1998 году.
Иными словами, налицо смена идеологии, политических акцентов и тенденций, наполнение новым содержанием целого ряда социально-политических явлений приводят к противоречивым трактовкам таких понятий, как «Родина», «патриотизм», «национализм». При этом большинство учащихся в разные годы считали необходимым знать историю своей страны и родного народа, многие из них честно признавались, что имеют весьма поверхностные знания. Объективность такого признания подтвердил опрос педагогов. Только классные руководители высоко оценивают знания своих питомцев по истории и культуре страны (43,4%), а вот завучи и учителя истории (11,3%), учителя литературы и общественные организации школ оценивают их весьма низко (9,4%).
Но часто в патриотическом воспитании подростков учителя остаются с ними один на один, самые главные воспитатели – родители – предпочитают не проявлять активности в делах школы. По мнению опрошенных, в трети проводимых мероприятий в лучшем случае принимает участие каждый десятый родитель.
Школа находится нынче в особо сложном положении, так как должна научить школьника любить государство, которое не ценит его учителя, не выплачивает ему достойную зарплату за тяжелый и самоотверженный труд. Как воспитать молодого патриота, если его родители, блестяще окончившие свои вузы, должны работать на рынке или в охранной структуре, если его родители вообще не могут найти работу и семья живет впроголодь, если жители его города зимуют в неотапливаемых домах, если с каждым днем все страшнее выходить на улицу потому, что правоохранительные структуры никак не могут навести порядок и защитить население от криминала?
По результатам мониторинга нам удалось вместе со школьниками найти причины, по их мнению, снижающие чувство патриотизма. Это главным образом неудовлетворительное материальное положение (31,6%), неуверенность в завтрашнем дне (28,1 %), рост преступности в стране (28,1%), социально-правовая незащищенность (12,3%), невозможность реализовать свой личностный потенциал (10,5%), снижение чувства коллективизма и усиление индивидуалистических тенденций в обществе (7 %). Такая позиция подрастающих россиян не может не тревожить, потому что, по мнению экспертов, именно им предстоит возрождать и развивать истинные духовно-нравственые ценности (64,5%), бороться за будущее России, 64,5%), постоянно углублять знания о своем Отечестве (51,6%) и осмыслять свою роль и место в жизни общества, судьбе Отечества (48,4%), заниматься социальным и духовно-нравственным саморазвитием личности как гражданина и патриота (45,2%), иметь желание сделать все от себя зависящее для сохранения и возрождения России (45,2%).
Что же делает сегодня школа, какая работа относится ею к разряду патриотического воспитания? Более половины всех мероприятий – это чествование памятных дат, дней военной славы, «Вахты памяти», коллективные посещения городских музеев и тематических выставок. Работа военно-патриотических кружков, клубов (13%) и встречи с ветеранами и героями войны (37,7%), создание школьных музеев боевой и трудовой славы (28,3%) стали основным содержанием патриотического воспитания в школах. А вот деятельность молодежных организаций – скаутских, пионерских и прочих – составляет в общей работе всего лишь 7,5%, так же как и деятельность различных поисковых отрядов по поиску погибших участников войны (3,8%). Других интересных дел и мероприятий набирается всего на 9,4%. Между тем за этими скромными процентами скрывается все то, что подчас и делает патриотическую работу интересной и эффективной.
Лариса КУРНЕШОВА,
первый заместитель руководителя Департамента образования Москвы
Комментарии