Более чем двухсотлетняя история кадетских корпусов свидетельствует, что их воспитанников, в каком бы качестве они ни служили государству, всегда отличала истинная доблесть, которая, как известно, есть высшая добродетель.
Первого сентября 2002 года открылась кадетская школа-интернат №6, первое подобное учреждение в Северо-Восточном административном округе. 28 ноября 2003 года на самом краю Ботанического сада, среди сосен и берез ровно в полдень раздались звуки военного оркестра. Так начался праздник в кадетской школе-интернате №6. Москвичи уже привыкли в праздничные дни слышать звуки военного оркестра, но день-то ведь не праздничный! Жители окрестных домов, гонимые любопытством, подтягивались к месту, где звучала музыка…Мальчишки и девчонки в военной форме, офицеры, родители. Что за праздник? Итак, 28 ноября 2003 года кадетская школа-интернат №6 приказом Департамента образования города Москвы переименована в Московский Георгиевский кадетский корпус, вновь образованному корпусу было вручено Георгиевское знамя. Знамя вручал полковник Воздушно-десантных войск, кавалер боевых орденов, участник локальных войн в Анголе, Афганистане, Чечне Виктор Дмитриевич Калыгин. Отныне этот день считается днем рождения корпуса, на котором ежегодно происходит вручение нагрудных знаков, статут которых был учрежден в 2004 году. «За отличие в учебе», «За усердие и труд» и, конечно, высшая награда корпуса, которой удостаиваются за успешную деятельность, результатом которой явилось повышение статуса нашей организации, – «За особые заслуги».Строя модель кадетского корпуса, педагогический коллектив стремится творчески подойти ко всем нюансам школьной кадетской жизни. Постарались учесть и тот факт, что воспитанники живут в корпусе пять дней из семи. Коллективом была разработана концепция воспитательной работы; ее основным системообразующим компонентом явилась интеграция основного и дополнительного образования. Руководствуясь основной целью корпуса – воспитание личности, адекватной к условиям современного общества, готовой к профессиональному служению Отечеству на гражданском и военном поприще, – мы создали образ выпускника как результат совместной деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса. Воспитанник кадетского корпуса должен знать свои права и обязанности, следовать им, грамотно ориентироваться в потоке информации, ощущать себя гражданином своей страны и быть ее патриотом, иметь высокую нравственную и гражданскую позицию, определиться профессионально, быть мотивированным на получение прочных знаний, толерантным в общении, уважительно относиться к мнению других людей.Одним из значимых событий года в жизни кадетского корпуса является проведение церемонии торжественной клятвы кадета, которая проходит в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца. Удостоились мы такой чести не случайно, и не только потому, что носим имя святого великомученика Георгия Победоносца, но и потому, что приумножаем славу нашего корпуса, округа, города, России. К этому событию готовятся с 1 сентября. Один только вид знамени заставляет замирать в едином строю, почувствовать, как извлекаются из сокровенных тайников души возвышенные чувства, влекущие к выполнению своего кадетского долга. Клятвой воспитанники выражают свои патриотические убеждения, осознанно и добровольно перед строем своих товарищей, родителей и педагогов обещают быть верными традициям кадет, патриотами нашей великой страны. «Несите достойно высокое звание кадета!» – такое напутствие дает своим питомцам директор Татьяна Михайловна Закирова. Нельзя не сказать еще об одной традиции – 25 мая проходит ритуал прощания со знаменем кадетского корпуса. Знамена всегда воодушевляли русских воинов в битвах. Вера в святость знамени на Руси была непоколебима. Звучат оркестр, напутственные слова гостей и педагогов. И под барабанную дробь, стоя на коленях, выпускники целуют знамя со слезами на глазах и под гимн корпуса демонстрируют строгую красоту прощального торжественного марша.Кадет должен соблюдать установленные правила и уметь подчиняться; уверенно, спокойно планировать выполнение порученного дела; он должен уметь брать инициативу на себя и нести ответственность за принятые решения. Класс есть группа, которая делится на три отделения. Для управления группой и отделениями и приобретения навыка работы с коллективом назначаются командиры из числа кадет. Руководство над группой осуществляют воспитатели и офицеры-воспитатели, чей тандем имеет большую важность в организации воспитательного процесса. В 2007 году был создан Совет кадетской чести с целью реализации самоуправления в кадетском корпусе, а также для воспитания у кадет чувства ответственности за свои поступки, за судьбы своих товарищей, судьбу кадетского корпуса, привития им понятия чести и достоинства, высоких нравственных идеалов и этических норм поведения.Только в 2015-2016 учебном году из 230 обучающихся в кадетском корпусе приняли участие в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах и фестивалях различного уровня более 460 кадет. Многие из них приняли участие в двух и более конкурсах. 357 являются победителями и призерами. Например, в Президентских состязаниях, первенствах Москвы по туризму, Московском международном и городском фестивалях детского и юношеского творчества; в конкурсах «Открытая Европа – открытая планета», «Эстафета искусств», «Офицеры России», «Духовные скрепы Отечества»; в городском слете юных краеведов-историков. Ежегодно 90 кадет принимают участие в торжественном марше, посвященном историческому параду на Красной площади 7 ноября 1941 года, 135 кадет – в параде кадетского движения Москвы «Не прервется связь поколений». Гордимся победой в городском смотре-конкурсе «Кубок Героев» за лучшую организацию патриотического воспитания в образовательных организациях Департамента образования города Москвы в 2015 году. Данный конкурс проводится в целях совершенствования работы в образовательных организациях по патриотическому, духовно-нравственному и гражданскому воспитанию обучающихся. Ежегодно кадеты несут Вахту памяти почетного караула у Огня Памяти и Славы на Поклонной горе (пост №1). И мы стараемся воспитывать на победах, а не на поражениях, на созидании, а не на разрушении. В корпусе действует патриотическая программа «Отечества достойные сыны», целью которой является систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у кадет гражданско-патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, формированию и развитию духовно-нравственной личности, способной любить свою Родину, сохранять и приумножать лучшие традиции своего народа, его культурные ценности. В четырех блоках программы «Отечества достойные сыны» встречается одно направление, без которого немыслимо воспитание кадета, – это туристско-краеведческая деятельность, которая неразрывно связана с музейной работой.4 мая 2010 года в честь великой даты – 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. был открыт музей «История кадетского образования». Почетное место в экспозиции занимает рассказ о педагогах-ветеранах, выпускниках – георгиевских кавалерах. В музее жизнь кипит. На его базе проходят занятия по военной истории, экскурсии с приглашением кадетских классов, обучающихся других образовательных организаций, дошкольных учреждений. Экскурсии ведут сами воспитанники. Проводятся уроки Мужества, мероприятия, направленные на сохранение исторической правды о ВОВ, культурно-массовые, историко-краеведческие. На территории корпуса имеется памятник воинам-марфинцам, погибшим в годы ВОВ. С 2002 года действует военно-патриотический клуб «Атлант», который активно участвует в волонтерской деятельности, в окружных, городских акциях «Мы поздравляем ветеранов», «Встреча поколений», «Свет в окне», круглых столах, спортивно-туристских соревнованиях, маршрутах памяти: Санкт-Петербург, Можайск, Волгоград, Севастополь, Прага.71-е первенство по туризму обучающихся государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, входит в перечень значимых мероприятий системы образования столицы. Команда корпуса принимала участие в видах: «Дистанция пешеходная – эстафета»; «Дистанция пешеходная – группа»; соревнования по виду «Туристские навыки и быт»; соревнования по виду «Исследовательские навыки»; защита маршрутов летних походов; соревнования по виду «Контрольный туристский маршрут».Мы второй раз участвовали в виде «Экспедиционный туризм». Он предполагает проведение научных исследований на маршрутах походов различных категорий сложности, поэтому кроме спортивной подготовки основной целью было поставлено успешное прохождение вида соревнований «Исследовательские навыки», где участники защищают свое планируемое экспедиционное исследование и доказывают в ходе различных конкурсов владение необходимыми методиками и навыками для его проведения. Группа с поставленной задачей справилась. В общем зачете 1-го этапа первенства среди 36 команд мы заняли 1-е место.Второй этап – экспедиция: Слюдянка – метеостанция Хамар-Дабан – пик Черского (1А; 2090 м) – река Подкомарная – перевал Чертовы ворота (н/к; 1900 м) – пик Чекановского (н/к; 2068 м) – хребет Кругосветка. Маршрут экспедиции предполагал интересные исследования. Частые и непредсказуемые смены погодных условий, от палящего солнца до проливных ливней и сильнейших гроз, еще больше усложняли маршрут. Но маршрут не только средство достижения каких-то целей. Он самоценен.В этот раз были изучены историко-краеведческие, экологические и психологические особенности маршрута I категории сложности в районе Хамар-Дабан, влияние на развитие волевых и нравственных черт характера подростка в условиях похода. Теперь предстоит не менее ответственный и сложный этап – защита экспедиционного исследования.Вся информация практического характера стекается в музей корпуса «История кадетского образования». Материалы оформляются и используются учителями-предметниками на уроках. Преемственность уроков географии, литературы, истории, музыки, психологии с материалами похода дает высокие результаты в проектно-исследовательской деятельности: городские конкурсы по краеведению участников туристско-краеведческого движения по программе «Отечество», конкурс методических разработок педагогов «Времен связующая нить: урок в музее», Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Инновации в обучении», городской конкурс «Растим патриотов России», музейно-историческая интернет-викторина среди активистов военно-исторических музеев, посвященной сражениям ВОВ 1941-1945 гг., Московский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся в 2015-2016 году, Всероссийский конкурс «Горизонты открытий», городской конкурс проектно-исследовательских работ в рамках межрегиональной молодежной культурно-исторической акции «Города-герои – места воинской славы России».Более 30 кадет получили юношеские и взрослые разряды по спортивному туризму, звания и значки «Юный турист» и «Турист России». По итогам факультативного обучения кадеты получили государственные дипломы дополнительного образования по программе «Пешеходный туризм». Инновационной формой деятельности музея является ведение сайта «Приют путешественника», где отражаются планы, изучается маршрут, даются рекомендации кадетам и родителям, ну и, конечно, фото- и видеогалерея. Из 32 выпускников корпуса 2015-2016 учебного года 26 поступили в вузы силовых структур (МВД, Министерство обороны РФ, ФСБ, МЧС), остальные в технические, медицинские и другие. Пусть их жизненный путь продолжает освящать Звезда святого Георгия. «Служу Отечеству» – не громкие слова:В них и любовь, и мужество, и сила,И гордость предков навсегда жива…Елена КОТОВА, заместитель директора по воспитательной работе кадетской школы-интерната №6 (Московский Георгиевский кадетский корпус)
Комментарии