search
main
0

Отечественный парламентаризм. Тема «От Думы до Думы»

Цель: Установить необходимость учреждения в России Государственной думы. Дать представление о том, для чего созывались Думы, и о Думе как о государственном органе. Установить причины неудач деятельности Дум. Установить связь между Государственными думами прошлого и настоящего.

Деловая игра

Задача: Смоделировать деятельность Государственной думы как представительного законодательного органа.

Участники игры: учащиеся 10-го класса. Перед игрой из учащихся выбраны двое ведущих, которые будут «вести» заседания «Государственных дум» и по ходу игры давать краткие пояснения. Группа экспертов в составе 4-5 учащихся по ходу игры дает заключения о важности и необходимости того или иного действия со стороны «Думы».

Остальные ребята, предварительно разбитые на «думские фракции», принимают участие в обсуждении «законопроектов». Они представляют политические программы «своих» партий, а также выражают взгляды «своих» сторонников.

Подготовка к игре. Игра проходит в классном помещении или небольшом актовом зале. Парты или стулья расположены амфитеатром. В помещении имеется портрет Николая II и государственный флаг Российской империи.

Время игры: 1 академический час (45 минут).

Ход игры. Часть 1

Учитель: Сегодня мы с вами попробуем разобраться в проблеме, которая существовала в России 100 лет назад. Это вопрос о необходимости в нашей стране Государственной думы. Для начала нам необходимо установить, какова была внутриполитическая ситуация в стране перед началом деятельности I Государственной думы. Чем была вызвана необходимость созыва этого представительного органа?

1-й ведущий:

1. Россию затронул мировой экономический кризис 1899-1903 гг. В ходе кризиса проявилась одна важная особенность промышленного развития России: совпали по времени период индустриальной революции и монополизации, т.е. расцвет свободной конкуренции на рынке и период максимального свертывания ее.

2. На рубеже веков в России усиливается противостояние буржуазии и пролетариата, чаще происходят выступления рабочих под экономическими и политическими лозунгами.

3. Начинается формирование политических партий в России. В 1898 г. возникла Российская социал-демократическая рабочая партия (окончательно оформилась в 1903 г.), в 1902 г. возникла партия социалистов-революционеров, в 1904 г. возникла первая либеральная партия «Союз освобождения».

2-й ведущий:

4. В 1904-1905 гг. произошла русско-японская война, завершившаяся для России тяжелым поражением и территориальными потерями. Война начиналась в сложной для России внутриполитической обстановке и рассматривалась многими как возможность предотвращения революционного взрыва.

5. В январе 1905 г. в России началась первая русская революция. Возникают новые политические партии – кадеты (конституционные демократы), октябристы («Союз 17 октября»), «Союз русского народа».

6. В результате революционных событий 17 октября 1905 г. Николай II подписывает высочайший манифест, провозгласивший «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». Манифест предоставлял избирательные права тем слоям населения, которые ранее их были лишены. Будущая Дума наделялась законодательными полномочиями вместо законосовещательных.

Учитель: Какой видели будущую Государственную думу в России?

1-й ведущий: В условиях спада революции многие в стране считали, что возможен мирный путь решения наболевших проблем. Как вариант выхода из кризиса рассматривался и созыв Государственной думы.

Дума – это первый опыт представительного (т.е. путем избрания представителей различных слоев общества) правления в России. С Думой связывался возможный переход России на путь буржуазного парламентаризма и конституционного строя. Думу представляли как законодательный орган с подчинением ей исполнительной власти. Она должна была юридически закрепить разнообразные права и свободы граждан. Дума, наконец, должна была стать средством недопущения нового революционного взрыва.

Учитель: В какой ситуации было принято решение о выборах I Государственной думы, и по какой системе они проходили?

2-й ведущий: Указ о выборах в Государственную думу был опубликован в самый разгар Декабрьского вооруженного восстания в Москве. В соответствии с этим указом выборы в Государственную думу не были всеобщими, однако избирательные права получили те, кто ранее их не имел, и прежде всего рабочие, в то же время женщины, примерно 60% мужского населения и большая часть представителей национальных окраин избирательных прав не получили. Избирательное право не было равным. Выборщики были поделены в соответствии с сословно-цензовой системой представительства на курии. Двухступенчатая система выборов предусматривалась для буржуазии, трехступенчатая – для рабочих и четырехступенчатая – для крестьян.

За царем оставался титул самодержца.

Часть 2.

Учитель: Давайте посмотрим, каков был партийный состав I Государственной думы. Какова оценка наших экспертов?

1-й эксперт: Партийный состав I Государственной думы был таков:

Кадеты 179 мест

Беспартийные 105 мест

Трудовики 97 мест

Представители национальных

окраин 63 места

Социал-демократы

(меньшевики) 18 мест

Октябристы 16 мест

1-й ведущий: Рабочие по призыву большевиков и эсеров в основном бойкотировали выборы в Думу, хотя впоследствии такая тактика была признана ошибочной.

2-й ведущий: Парламентская группа трудовиков состояла из представителей крестьянства, сельских учителей, фельдшеров, уездных врачей. Многие были связаны с эсерами и Всероссийским крестьянским союзом.

Учитель: Исходя из такого состава Думы, чего можно было от нее ожидать?

2-й эксперт: Состав Думы получился достаточно «революционным», а значит, можно предположить, что большинство Думы стремилось бы к реализации своих программ. Кадеты постарались бы изменить государственное устройство в России и изменить ситуацию в аграрном секторе, а трудовики – решить крестьянский вопрос.

1-й ведущий: Крестьянский вопрос был единственный, который попыталась рассмотреть Дума. Большинство мест в аграрной комиссии получили кадеты.

Учитель: Давайте познакомимся с их политической программой. Слово депутатам.

1-й депутат (кадет): Партия конституционных демократов выступает за созыв Учредительного собрания, развитие системы местного самоуправления, сохранение государственного единства. Равенство всех перед законом, отмена сословий, свобода совести, политические свободы, неприкосновенность личности, свобода передвижения, свободное развитие местных языков наряду с русским. Отмена смертной казни. Отчуждение части помещичьего, всего государственного земельного фонда и предоставление его малоземельным и безземельным крестьянам. Свобода рабочих союзов. Право на стачки, 8-часовой рабочий день, охрана труда женщин и детей, страхование рабочих. Свобода преподавания. Уменьшение платы за обучение. Государственное устройство, определяемое основным законом.

Учитель: Итак, мы знаем, каков был партийный состав I Государственной думы, известно, какие вопросы могли быть поставлены в повестку дня. А каковы же были истинные предложения думцев? Вновь послушаем депутатов.

2-й депутат (кадет): Партия конституционных демократов предлагает осуществить принудительное отчуждение «за справедливое вознаграждение» той части помещичьих земель, которые обрабатывались на основе отработочной системы или сдавались крестьянам в кабальную аренду. Отчуждению подвергались также государственные, кабинетные и монастырские земли. Вся земля должна перейти в государственный земельный фонд, из которого крестьяне будут наделяться ею на правах частной собственности. Земельные комитеты (земкомы) должны состоять из крестьян, помещиков и представителей власти в равном соотношении.

1-й депутат (трудовик): Вся земля должна быть передана в общенародный земельный фонд, т.е. тем, кто ее обрабатывает собственным трудом. Выкуп также допускается, однако большинство считало, что земля должна перейти крестьянам бесплатно.

3-й эксперт: Главным итогом обсуждения стало признание принципа принудительного отчуждения земель.

2-й ведущий: Главным противником всех предложений по аграрному вопросу выступало царское правительство.

Учитель: А какова была позиция правительства?

1-й ведущий: Председатель правительства И.Л.Горемыкин в своем заявлении 13 мая 1906 г. указал, что Дума не может подобным образом решать вопросы, ей было отказано в расширении избирательных прав, политической амнистии и упразднении Госсовета.

Учитель: А в чем выражалась позиция думцев, если позиция правительства была столь непреклонна?

3-й депутат (кадет): Партия конституционных демократов считает, что подобное поведение правительства переносит центр тяжести народного сочувствия от «партии народной свободы» к партиям революционным.

2-й ведущий: Эти обстоятельства в конечном итоге привели к роспуску I Государственной думы. 9 июля 1906 года I Государственная дума прекратила свое существование.

Учитель: Подведем первый итог. Почему I Государственная дума не смогла отработать положенный срок?

4-й эксперт: Правительство посчитало, что Дума занялась не своим делом. Это был сильный удар по представлениям о народном представительстве.

Учитель: Однако была созвана II Государственная дума. Посмотрим, какая ситуация складывалась вокруг этой Думы.

1-й ведущий: II Государственная дума начинала работу на фоне некоторого роста стачечного и крестьянского движения. Социал-демократы и эсеры, признав тактику бойкота недейственной, отказались от нее. Страна в 1906 г. получила нового председателя правительства. Им стал Петр Аркадьевич Столыпин.

Учитель: Изменился ли как-нибудь партийный состав Думы по сравнению с ее предыдущем составом? Послушаем экспертов.

1-й эксперт: Партийный состав II Государственной думы был таков:

Беспартийные 222 места

Трудовики 104 места

Кадеты 99 мест

Социал-демократы 65 мест

Октябристы 54 места

Эсеры 37 мест

Учитель: Чего же можно было ожидать от этой Думы?

2-й эксперт: Вторая Дума оказалась еще левее, чем Первая, но в ней более заметно было политическое размежевание.

2-й ведущий: Главным оставался аграрный вопрос, инициаторами которого вновь выступили трудовики и кадеты, однако их точки зрения несколько изменились.

Учитель: С какими же политическими программами партии пришли в Думу? Слово депутатам.

1-й депутат (социал-демократ): Социал-демократы выступали и выступают за неприкосновенность личности, свободу передвижений, уничтожение сословий, образование на родном языке, отделение церкви от государства, обязательное бесплатное образование для детей до 16 лет, 8-часовой рабочий день. Народовластие, созыв законодательного собрания на основе всеобщего избирательного права, предоставление политических свобод, установление диктатуры пролетариата. Они считали, что добиться этого можно революционным путем, включая вооруженное восстание.

1-й депутат (октябрист): «Союз 17 октября» выступает за сохранение единства и неделимости Российского государства в виде конституционной монархии. Всеобщее избирательное право. Гражданские права, неприкосновенность личности и собственности. Передача государственных и удельных земель в государственный фонд для продажи безземельным и малоземельным крестьянам. Развитие местного самоуправления, свобода рабочих союзов и стачек. Бессословный, независимый от администрации суд.

1-й депутат (эсер): Социалисты-революционеры за социализацию земли – передача всей земли крестьянским общинам и раздача по трудовым нормам всем, кто ее обрабатывает, право наций на самоопределение, 8-часовой рабочий день, государственное страхование, установление минимума зарплаты.

Уничтожение самодержавия, применение федеративных начал в отношениях между национальностями, установление народовластия, созыв Учредительного собрания.

Подготовка народа к революции, индивидуальный террор.

Учитель: Какова была позиция Думы по вопросам, вынесенным в повестку дня? Вновь обратимся к депутатам.

Депутат (трудовик): Фракция трудовиков готова предложить собранию сразу три законопроекта, суть которых сводится к развитию свободного фермерского хозяйства на свободной земле.

Депутат (социал-демократ): Социал-демократы в основном поддерживают предложения фракции трудовиков и предлагают внести на рассмотрение еще резолюцию в защиту рабочих, пострадавших от безработицы.

Депутат (большевик): Большевики требуют конфискации всех помещичьих земель без всякого выкупа.

Депутат (октябрист): Октябристы выступают в защиту интересов помещиков и полностью поддержали правительственный указ от 9 ноября 1906 г., на основании которого крестьянам предлагается отказаться от общинного владения землей и перейти к частновладельческому. Помещичья собственность при этом остается неприкосновенной.

Депутат (кадет): Партия конституционных демократов считает, что землю крестьянам надо продавать по «справедливой цене».

Мы готовы убрать из своих прежних предложений пункт о государственном земельном фонде и внести предложение о том, чтобы половину выкупа за землю вносили крестьяне, желающие приобрести ее в собственность.

Мы вносим предложение о передаче всех аграрных законопроектов в аграрную комиссию.

Учитель: Как вы думаете, чем можно объяснить такое поведение кадетов?

1-й эксперт: Октябристов горячо поддержали депутаты от монархистов, а кадеты отступили от своей прежней идеи о частичном отчуждении помещичьей земли и создании государственного земельного фонда из отчуждаемых земель.

2-й эксперт: Кадеты боялись остаться в Думе в изоляции, ведь их влияние значительно ослабло. Поэтому они поменяли тактику, стремясь сберечь Думу во что бы то ни стало. Для этого они были готовы даже не обострять отношений с правительством.

Учитель: Как же дальше проходило обсуждение?

1-й ведущий: Вокруг аграрных законопроектов в Думе разгорелась ожесточенная борьба. Правительство, не желая идти на уступки в аграрном вопросе, воспользовалось предложением кадетов о передаче всех аграрных законопроектов в аграрную комиссию, прекратило обсуждение этого вопроса в Думе.

Депутат (кадет): Кадеты согласны на выдачу руководителей социал-демократической фракции.

1-й эксперт: Видя проявление неповиновения депутатов, царь подписал 3 июня 1907 г. указ о роспуске II Государственной думы.

Учитель: Итак, II Государственную думу постигла участь ее предшественницы. Был изменен избирательный закон. На думском будущем России можно было ставить крест?

1-й ведущий: III Государственная дума начинала свою деятельность в условиях, когда революция была подавлена. Выборы в Думу проходили по новому избирательному закону, и соответственно состав ее получился таким, которого не ожидали.

2-й эксперт: Октябристы в Думе имели большинство, и поэтому исход любого голосования был предрешен заранее: в Думе попеременно возникали либо правооктябристское, либо октябристско-кадетское большинство.

3-й эксперт: Правительство получило возможность лавировать между помещиками и крупной буржуазией, а значит, ситуацию в стране можно было контролировать не только при помощи военной силы.

Учитель: Какие задачи стояли перед этой Думой?

2-й ведущий: Главными вопросами в Думе оставались аграрный, рабочий и национальный.

Учитель: Мы уже могли познакомиться с политическими программами большинства политических партий. Давайте теперь познакомимся с политической программой главной правой партии – «Союз русского народа».

Депутат (правый): «Союз русского народа» выступает за сохранение и укрепление самодержавия. Сохранение традиционных основ экономической и политической жизни, отчасти возврат к дореформенной ситуации. Борьба с либералами и революционерами всеми доступными методами. Общие лозунги: «Россия для русских!», «За веру, царя и Отечество!», «Православие, Самодержавие и Народность!», «Долой революцию! Не надо конституции!», «За самодержавие, ничем на земле не ограничиваемое!».

Учитель: Теперь, когда нам известны программы всех партий, давайте попробуем разобраться, с какими предложениями новые депутаты пришли в Государственную думу. Слово депутатам.

Депутат (монархист, правый): «Союз русского народа» настаивает на осуществлении следующих положений:

1. В области государственного устройства – сохранение никем и ничем не ограниченной монархии (Государственная дума созывается только в качестве помощника самодержцу), лишение прав и удаление с государственной службы всех чиновников, являющихся противниками самодержавия.

2. В области аграрного законодательства полное одобрение правительственной программы.

3. В области национального вопроса абсолютное господство русских помещиков как во внутренних губерниях, так и на окраинах.

Депутат (октябрист): Партия «Союз 17 октября» готова в основном поддержать наших коллег, но при этом мы сохраняем верность основным принципам своей программы. Кроме этого, мы выступаем за организацию местного самоуправления и незначительную реорганизацию центральной власти.

Депутат (кадет): Конституционные демократы требуют ограничения власти царя представительным учреждением (Государственной думой).

Мы отстаиваем идею передачи части государственных земель за выкуп крестьянам. По национальному вопросу кадеты признают за некоторыми национальностями России право на обучение на родном языке и право отправления религиозных культов. Сохраняя оппозицию правительству, кадеты не будут вступать в открытую борьбу с ним.

4-й эксперт: Эта Дума стала первой, которой удалось отработать положенный срок. За 5 лет работы Дума приняла более 2000 законопроектов. В том числе по рабочему вопросу о создании больничных касс, конфликтных комиссий, о сокращении рабочего дня до 10 час, о пересмотре закона, карающего за участие в забастовке.

1-й эксперт: По национальному вопросу принято решение о создании в некоторых белорусских и украинских губерниях земств, русские и финские граждане, проживающие в Финляндии, уравнивались в правах, финская казна выплачивала 20 млн. марок взамен воинской повинности, Финляндия лишалась права самостоятельности в вопросах о налогах, суде, охране порядка, таможне, отменялись финские деньги.

2-й эксперт: Кроме того, были предоставлены гражданские права старообрядцам, уравнены в правах мужчины и женщины в педагогической деятельности. Женщины получили право быть присяжными поверенными в судах, заниматься адвокатской деятельностью. Дума приняла ряд законопроектов по реформированию сельского хозяйства, получивших название аграрная реформа П.А.Столыпина.

Учитель: III Государственная дума завершила свою деятельность. Это была первая Дума, отработавшая весь положенный срок, принявшая целый пакет законов по аграрной реформе, но так и не сумевшая успокоить общественное мнение. Чего же можно было ожидать от следующей Думы? Слово экспертам.

3-й эксперт: IV Государственная дума начинала деятельность в период нового общедемократического подъема, что сказалось на ее работе и на составе. В партии октябристов произошел раскол, от нее отошли представители правого и левого крыла. Левые октябристы, объединившись с частью кадетов, создали партию прогрессистов.

Учитель: Что представляла собой партия прогрессистов?

Депутат (прогрессист): Основу нашей политической программы составляют требования сохранения имущественного ценза на выборах, ответственность министров перед Думой, расширение ее прав, отмена сословных ограничений и привилегий, независимость городского и земского самоуправления, проведение активной захватнической внешней политики.

Учитель: А каков был вообще партийный состав IV Государственной думы?

1-й эксперт: Правые и октябристы вместе имели большинство голосов, а значит, могли влиять на принятие любого решения.

2-й эксперт: В условиях нового демократического подъема центристы и левые требовали неукоснительного выполнения основных положений манифеста 17 октября.

3-й эксперт: Однако Дума оказалась под жестким контролем со стороны властей. Была введена предварительная цензура депутатских запросов, предполагалось ввести дисциплинарный суд, который мог лишить депутатских прав, но Дума проголосовала за депутатский иммунитет.

4-й эксперт: IV Государственная дума оказалась в достаточно затруднительном положении. Ей пришлось работать в условиях нового демократического подъема в России, начавшейся подготовки к мировой войне и в условиях этой войны. Финальным аккордом деятельности Думы стала Февральская революция.

Часть 3.

Учитель: Мы разобрали деятельность четырех Государственных дум, установили, что деятельность их была не столь удачной. Как вы думаете, каковы были основные причины неудач деятельности Государственных дум? Слово экспертам.

1-й эксперт: Следующая Дума стала еще более революционной, следовательно, бороться с ней правительство должно было иными способами. Его жесткая позиция привела к досрочному роспуску Думы.

2-й эксперт: Состав следующей Думы оказался неожиданным даже для властей. Настолько он оказался реакционным. Поэтому, несмотря на полный срок, отработанный Думой и принятый закон, она оказалась полностью подконтрольной правительству.

3-й эксперт: IV Государственная дума работала уже в изменившейся стране, в условиях нового демократического подъема и экономического роста. Однако вступление России в войну и последовавшие за этим революционные события привели к тому, что Дума на долгие годы в нашей стране была забыта.

Часть 4.

Учитель: Теперь давайте подведем краткий итог и попробуем установить связь между Государственными думами, существовавшими в начале XX века и ныне действующими.

1-й ведущий: I Государственная дума (царская) и I Государственная Дума (постсоветская) были недолговечны – одна проработала 72 дня, другая – 2 года. Очень похожи они были по характеру, т.е. были чересчур оппозиционными.

2-й ведущий: Думы 1907 и 1995 годов были избраны уже с помощью административного ресурса, однако ожидания властей вновь не оправдались. В 1907 г. царь получил еще более левую Думу, чем предыдущая, и ее в итоге пришлось распустить. В Думе 1995 г. проправительственная фракция «Наш дом – Россия» вынуждена была лавировать между коммуно-аграрным большинством, «Яблоком» и жириновцами. Президент чуть было не распустил ее.

1-й ведущий: Изменив избирательный закон, царь впервые получил послушную Думу или, как ее называли – «лакейскую». В 1999 г. не понадобилось устраивать государственный переворот, власть и без того получила очень послушную Думу.

2-й ведущий: Последняя дореволюционная Государственная дума оказалась еще более лояльной правительству, правда, империя вступила в полосу неудач и затяжного кризиса после некоторого подъема. В конце концов, именно председатель IV Государственной думы убедил Николая II отречься от престола. Нынешняя Дума также считается очень близкой к власти, однако не хочется думать, что это будет последняя Дума, и параллели с предыдущими Думами на этом завершатся.

Андрей ПОБЕДИМОВ, учитель обществознания, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте