Среди участников конкурса “Учитель года России” нет людей случайных. Все они одержимы школой и своими учениками. Даже летом они не могут отказаться от любимого дела. В то время как все нормальные люди отдыхают в свое удовольствие на морях, дачах, в деревнях у бабушек и дедушек, учителя года собирают питомцев, пакуют рюкзаки и отправляются в учебно-развлекательную экологическую экспедицию на Байкал.
Группа Галины Монаковой берет пробы почвы
Из шутки родился проект
Однажды финалисты естественно-научной номинации “Учитель года-2000” пошутили: “Жюри смотрит наши уроки, а мы их в деле не видим”. Тогда лауреат конкурса “Учитель года-97”, член жюри естественно-научной номинации Владимир Головнер пригласил конкурсантов на свой урок химии. Владимир Нодарович рассказал коллегам, что в его школе N 1259 занятия по физике, химии и географии проходят в интегрированной форме, направленной на целостное восприятие природы: школьники выезжают в ближайшее Подмосковье, где проводят исследования. Учителя года – люди нестандартные: им только подкинь идею, а уж они превратят ее в нечто особенное. Конкурсантка из Иркутской области, учитель химии Усть-Кудинской средней школы Иркутского района Иркутской области Ольга Кондратьева, сказала, что интересно было бы такую же работу провести на Байкале. Ее мысль подхватили… Таким образом родился проект экологической экспедиции школьников на Байкал.
В первоначальном списке экологической экспедиции школьников значилось пятнадцать команд, однако в конечном итоге на Байкал собралось лишь шесть: 9 учителей и 44 школьника 8-11-х классов из Москвы, Сыктывкара, Иркутска, Новосибирской, Белгородской и Калужской областей. Вдохновитель и главный организатор проекта Владимир Головнер считает, что для частной инициативы, когда большая часть административных и финансовых вопросов решалась учителями и родителями, когда до последнего не было известно число участников, это вполне неплохой результат.
– Я давно мечтал о подобном проекте – профессиональном сотрудничестве учителей года с учениками вне школьных стен, – поделился Владимир Нодарович. – В принципе подобная форма работы в “пеликановском” движении уже существует: на протяжении двух лет участники конкурса ходят со своими воспитанниками по разным уголкам России. Но там нет учебного компонента. Мы же решили соединить неформальное общение с учебой.
Забегая вперед, скажу, что учителям это удалось на все сто. Причем успеху десятидневной экспедиции способствовал не только педагогический талант “пеликанов”, но и Байкал.
Измерение температуры с помощью психрометра
Почти стеклянная свадьба
До Иркутска я добиралась долго: трое суток по жаре в плацкартном вагоне. И все это время под стук колес поезда думала: какой же он – Байкал? Что же в нем такого, что так притягивает людей? Ответ я получила от самого озера, когда добралась до места дислокации экологической экспедиции – поселка Листвянки Иркутского района Иркутской области.
Бескрайние берега, окутанные легкой дымкой, сопки, сплошь покрытые лесами, лучи заходящего солнца, купающиеся в невероятно прозрачной воде, кристально чистый воздух и неохватное пространство. Как я ни старалась разглядеть противоположный берег, мне этого не удалось. Как не удалось поделиться хоть с кем-то своими первыми впечатлениями. В средней школе поселка Листвянка, где проживали участники экспедиции, меня встретило эхо пустых коридоров…
– Сегодня мы совершили восемнадцатикилометровый поход по Кругобайкальской железной дороге под проливным дождем, – объяснила координатор проекта Ольга Кондратьева, на плечи которой легли все административные хлопоты. – Вымокли до нитки, безумно устали, проголодались, но остались довольными.
– А нам дождь помешал взять образцы почв, – огорчилась Галина Монакова, учитель географии средней школы N 2 города Губкин Белгородской области, лауреат конкурса “Учитель года-2001”.
Педагоги заранее определились с предметами исследования: лауреат конкурса “Учитель года-1997”, учитель химии московской школы N 1259 Владимир Головнер остановился на методике определения минералов и жесткости воды, конкурсанты 2001 года – преподаватель биологии маслянинской средней школы N 1 Новосибирской области Александр Буханистов выбрал изучение экосистемы, а учитель химии и биологии средней школы N 2 города Людинова Калужской области Анжела Пинюкова решила исследовать радиационную обстановку Байкала; участницы “Учителя года-2000” – учитель химии московской школы N 1927 Ирина Хачатрян выбрала экономическую географию, а преподаватель географии и биологии Технологического лицея города Сыктывкара Инна Каракчиева – климатологический мониторинг; Галина Монакова занялась экологическим состоянием почв. Чтобы каждый педагог смог максимально выполнить свои задачи, ребят поделили на шесть групп, по шесть человек в каждой.
– Галина, в чем заключается ваша методика?
– Мы работали в трех точках. Две расположены в поселке Листвянка, одна – в поселке Большие Коты. Сначала я объясняю, в чем заключается определение свойств почвенных горизонтов. Затем ребята делают шурфы глубиной 50 сантиметров, шириной 30-40 сантиметров, замеряют глубину каждого горизонта в сантиметрах, определяют их окраску, характер воздействия соляной кислотой, смотрят, какие есть новообразования. В итоге, проанализировав все горизонты, мы определяем тип почвы, а с помощью почвенной карты Байкальского региона – к какому почвенному округу она относится. Когда все необходимые замеры сделаны, ребята приступают к определению механического состава почвы. Через почвенное сито просеивают образцы и определяют их структуру – песок это, ил, гравий.
Через десять дней каждый участник экспедиции узнал, что почва поселка Листвянка пронизана горными породами – галька, камень, в ней преобладает суглинок тяжелый, встречаются подзолы, а гумусовый горизонт – маломощный. И все-таки многое осталось неизведанным: время не позволило даже пробежать по всем методикам. Но Галина Монакова надеется, что заполнит этот пробел на своих уроках географии, для чего она все образцы с каждой точки бережно укладывала в пластиковую бутылку, помещая слои так, как они располагались в разрезе.
– Как вы отбирали ребят в экспедицию? Насколько я знаю, команда не должна превышать шести человек.
– Со своими учениками я работаю уже пять лет. Они – члены школьного научного общества “Пытливые умы”, которое включает в себя семь различных секций. Одна из них – естественно-географическая секция “Меридиан”, которую я и возглавляю. В Белгородской области мы занимаемся различными видами исследовательских детских работ, в основном по природо-охранным территориям, постоянно устраиваем экологические лагеря, практики. Ребята ходят по пересеченной местности, по лесу, разрабатывают экологические тропы. Поэтому они так легко одолели восемнадцать километров Кругобайкалки.
Кругобайкальская железная дорога – уникальный памятник инженерного зодчества, строительство которой началось в 1902 году. Уже через два года и три месяца по берегу Байкала прошел первый поезд – от порта Байкал до станции Култук. По трудности строительных работ Кругобайкалка превзошла все построенные рельсовые пути в мире. Например, пробивка туннелей (а их около сорока) осуществлялась вручную, с использованием взрывчатки. На каждый километр пути было израсходовано по одному вагону вещества. Недаром до революции этот короткий участок пути (длина Кругобайкалки составляет 84 километра) называли “Золотой пряжкой стального пояса России”. Пряжкой – потому что дорога соединила разорванную Байкалом Транссибирскую магистраль, а золотой – потому что по стоимости работ она превзошла все существующие в России дороги. Однако не только огромными капиталовложениями славится легендарная магистраль. Сегодня это самая красивая железная дорога в мире. К сожалению, не у всех участников экспедиции хватило сил дойти до сохранившихся туннелей, выполненных из тесаного камня. Остались самые стойкие, а Владимир Головнер, Анжела Пинюкова и Наталья Худяева, учитель информатики Технологического лицея города Сыктывкара, и некоторые школьники даже задержались.
Пока они бродили по одному из туннелей Кругобайкальской железной дороги, в листвянской школе закончился ужин. Учителя – Галина Монакова, Ирина Хачатрян, Инна Каракчиева, Ольга Кондратьева, Александр и Людмила Буханистовы и ребята места не находили от беспокойства. Когда же в Листвянку приплыл последний катер, все высыпали к причалу. Радости школьников не было предела: они уже соскучились по своим новым друзьям. Те тут же начали рассказывать, что они видели. Конечно, тем, кто вынужден был прервать путешествие, хотелось побывать в туннеле, но никто не завидовал. Ведь за пять дней на Байкале ребята уже побывали на концерте в “Шансон-приюте”, прослушали удивительную лекцию в Байкальском музее, посетили музей Тальцы, экспонаты которого – постройки, домашняя утварь, культурные памятники эвенков, бурятов и казаков – собраны со всех концов Сибири, а в нерпинарии школьников встретили два милейших зверька.
Пока ребята галдели на пристани, педагоги обсуждали свою маленькую победу: в начале экспедиции они разбили школьников на рабочие группы не по городам, а так, чтобы в каждой были представители разных возрастов и регионов. Поэтому школьники не замкнулись в привычной среде, быстро подружились и нашли общий язык.
– Это заметно даже по работам, которые ребята ежевечерне рисуют, – говорит ведущая стенгазеты “Настроение дня” Наталья Худяева. – В первый день, когда все только познакомились, рисунков было мало. На третий вечер желающих изобразить свои чувства на бумаге стало значительно больше, а цветовая гамма стала более разнообразной, появились стихи. Теперь ребята рисуют с огромным желанием, не стесняются ярких красок, личных философских строчек.
Лишь когда над озером собрались тяжелые серые тучи и заморосил дождь, а сам Байкал стал старым и неприступным, учителя собрались за праздничным столом: семейно-педагогический альянс Александра и Людмилы Буханистовых отмечал уже не стеклянный (15 лет супружеской жизни), но еще и не фарфоровый (20 лет) свадебный юбилей – 16 лет.
– Так же, как и наши ученики, мы всей душой стремились на Байкал. А желающих поехать в экспедицию было очень много. Одну нашу участницу – Диану Иванченко – мама лично привезла в Иркутск, – рассказал Александр Александрович.
И все-таки Буханистовым удалось поставить рекорд. Команда из поселка Маслянино Новосибирской области была самой многочисленной – 13 человек. Основной костяк команды составил класс Александра Александровича – 9-й “Е”.
– Это класс развития, где с десяти лет школьники изучают предметы углубленно, побеждают на районных олимпиадах по химии и биологии, занимаются собственными научными трудами, – объяснил учитель. – Однако наши ученики сильны не только в учебе, но и в творчестве. Многие хорошо рисуют, прекрасно поют.
Сам же Александр Александрович – человек тоже творческий. Именно так он подошел к описанию экосистемы. Под его руководством все шесть групп рассмотрели границы системы, ее доминирующие виды, изучили антропогенную нагрузку, рассмотрели экологические группы растений, климат, рельеф, направление ветра, смоделировали экосистему. Александр Буханистов заметил, что сама природа настроена на то, чтобы каждый человек раскрылся. Поэтому он уже запланировал выступления на августовских педагогических совещаниях о научно-исследовательской работе на Байкале, а также видеофильм, который собирается показать на ежегодном дне науки, проходящем в маслянинской школе N 1 в марте. Александр Александрович уверен, что фильм, а также выступления всех участников команды будут интересны и школьникам, и учителям.
– Александр, почему ваша супруга до сих пор не приняла участие в конкурсе “Учитель года”?
– Невозможно! – отрезала учитель химии Людмила Буханистова. – Во мне нет упорства. Хотя раньше мечтала об этом, но за моими плечами семья, а для меня она – самое главное. Тем более сейчас, когда я увидела работу учителей года, поняла: “Хрустальный пеликан” просто так не дается.
Зато экспедиция подтолкнула Людмилу Владимировну к научной работе: на протяжении десяти дней она ассистировала Владимиру Головнеру в его исследованиях качественного состава минералов. Уже в сентябре со своими учениками она планирует начать знакомство с минералами Новосибирской области.
На конференции все были на высоте
25 километров и парочка клещей
Утро выдалось серым. Листвянка и берега Байкала утопали в густом тумане. Казалось, что мы попали в облако, выбраться из которого не могли, даже плывя на катерах, – в этот день нам предстояло посетить биостанцию Иркутского государственного университета в поселке Большие Коты. Путь до селения оказался не близким – полтора часа, и педагоги использовали это время с пользой для дела: прочитали группам теоретическую часть предстоящих исследований в Котах.
– Методика определения минералов и жесткости воды не входит в школьную программу, потому как в учебном плане нет основ химического анализа. Однако это достаточно интересная тема: с помощью характерных реакций выявляется химический состав минералов, после чего можно определить их название. Это чисто лабораторная работа, и ребятам, которые не особенно перегружены практикой, это нравится, – пояснил Владимир Головнер.
Действительно, найдя подходящий образец, ребята во главе с Владимиром Нодаровичем сразу же разворачивали походную лабораторию и проводили исследования. Например, пытливые умы выявили карбонатсодержащие породы, то есть мрамор. Особенно красивые мраморные жилы были на Кругобайкальской железной дороге. Правда, после химического анализа оказалось, что большинство пород представляют собой смесь силикатов – базальта и сланцев. Когда же юные ученые обнаружили минимальное содержание ионов кальция и магния в Байкале, то установили, что вода крайне мягкая. Позже этот опыт был доказан в бытовых условиях в Листвянке: в мягкой воде мыло больше пенится и долго не смывается.
Встречи с учеными биологической станции Больших Котов ребята ждали с нетерпением. Им так хотелось узнать об озере еще больше, задать волнующие их вопросы, которых скопилось немало, узнать ключ к некоторым загадкам. Однако заведующий биостанцией Вячеслав Никифорович сразу же рассеял сомнения участников экспедиции, назвав Байкал “тупой термодинамической системой, которая уничтожит сама себя”. А сотрудники биостанции сообщили, что экологической угрозы Байкалу нет и никогда не было. Проблему исчезновения чуда природы специально раздували: кто-то на этом заработал огромные деньги. И вообще загрязнить озеро невозможно, потому как гамариды – рачки – очищают воду, которая к тому же каждую зиму еще и перемешивается. Признаться, ребят несколько озадачило данное утверждение. Они-то прекрасно понимают, что любое вмешательство человека в природу не проходит бесследно. А Байкал столько перенес.
На протяжении 70 лет – с 1900 по 1970 годы – велась промышленная вырубка лесов сначала для строительства Транссибирской магистрали, затем для Иркутской ГЭС, целлюлозно-картонного и целлюлозно-бумажного комбинатов. Возведение трех последних объектов также привело к подъему уровня Байкала, усилению эрозии берегов, уничтожению уникальных прибрежных и водных экосистем. В 1974 году началось строительство БАМа, а пришедшая через семнадцать лет перестройка вконец ослабила работу природоохранных служб, открыв браконьерам дорогу в леса. Сегодня, когда Транссиб построен, на Байкальском целлюлозном заводе и Селенгинском целлюлозном комбинате стоят самые совершенные очистные сооружения, главная угроза Байкалу – туристы и равнодушие местных жителей. Все мы были несколько шокированы грязными пляжами, маслянистыми пятнами на поразительно прозрачной воде и мусором, плавающим там же. Даже в Больших Котах, добраться до которых можно только по воде летом, а зимой – по льду, где постоянно проживают не более 60 человек, а в 4-летней школе всего шесть учеников, незваные гости успевают оставить после себя горы мусора. Причем такого, который долго будет лежать в земле: пластиковые и стеклянные бутылки, консервные банки, целлофановые пакеты. В общем, того, что имеем, не ценим. Как бы нам потом горько не заплакать.
С невеселыми мыслями покинули ребята биостанцию. Однако думы о спасении Байкала им пришлось отложить на потом, потому как пришло время новых знаний, которые в дальнейшем помогут им в решении экологических проблем.
– Климатологический мониторинг, то есть система наблюдений за изменением климата, включает в себя измерения температуры воздуха, давления, влажности, облачности, циркуляции воздуха – ветра, температуры воздуха надпочвенного слоя, – прокомментировала Инна Каракчиева. – Суточные изменения микроклимата напрямую связаны с рельефом. Горы задерживают воздушные массы, которые идут с Байкала и на Байкал, поэтому над озером постоянно нависают облака. Облачность практически никогда не бывает нулевой. Кроме того, на погоду влияет сам Байкал, водная поверхность которого достаточно долго нагревается и долго отдает тепло. Как только воздушная масса насытилась влагой, то наступают пасмурные деньки. Только влага истощилась – выходит солнце.
Команда из Сыктывкара ежедневно с помощью психрометра и барометра снимала показания температуры, влажности, давления. Для ребят эта работа не составляла особого труда. Все они – победители экологических олимпиад. Кроме этого, Инна Викторовна ежегодно выезжает с бывшими 10-классниками на экологическую практику, чтобы закрепить пройденный материал. Так что можно не сомневаться: все выпускники Технологического лицея Сыктывкара в погоде разбираются. А после экологической экспедиции, как и все ее участники, они будут знать достаточно и о радиации.
Для того чтобы измерить радиационный фон Больших Котов, группа Анжелы Пинюковой поднялась на гору высотой 300 метров.
– Я не случайно занялась радиацией, – ответила Анжела Григорьевна. – В Калужской области до сих пор откликается эхо чернобыльской аварии. Здесь же мы с ребятами всегда радуемся показателям бытового дозиметра: согласно нашим замерам, радиация на Байкале ниже средней нормы.
В Больших Котах мы провели целый день. Особого желания возвращаться из тихого местечка в оживленную туристическую Листвянку не было. Хотелось еще немного побыть в тишине, ощутить природный покой. Узнав, что из Котов до Листвянки, кроме водного, есть еще один путь – пеший, 25-километровый, мы с Анжелой Пинюковой с радостью приняли предложение учителя русского языка и литературы средней школы N 1 поселка Жигалово, инструктора по туризму районного отдела образования Елены Якимчик “прогуляться”. Элементарно защитившись от энцефалитных клещей – заправили носки и футболки в штаны, надели платки, – мы вошли в лес. Пять часов шли мы по первозданной красоте. Опытный инструктор Елена Станиславовна показала множество лечебных трав, рассказала об их свойствах. Лес угостил нас земляникой, грибами и голубикой.
В Листвянку мы пришли уставшими, но счастливыми, с массой приятных впечатлений, хороших фотографий и… парочкой клещей. Малюсенькие, но ужасно опасные насекомые уютно присосались к моей спине и шее. Только непривитый человек может понять, насколько неприятно знакомство с клещами. Лишь благодаря поддержке учителей и ребят я отказалась от мысли, что одним специальным корреспондентом “Учительской газеты” станет меньше. Когда же выяснилось, что клещи оказались совершенно безобидными, все вздохнули с облегчением. А поэтесса, заядлая театралка Ирина Хачатрян этот эпизод даже включила в свою сатирическую поэму-отчет о путешествии на Байкал.
Определение химического состава минералов
Здесь будет новый город
Утро девятого дня экспедиции стало самым грустным. Уезжали новосибирцы. Слезы, последние песни, обмен адресами, и вот уже автобус увозит самую многочисленную группу. Погрустив, ребята отправились готовиться к завершающему этапу экспедиции – конференции. Каждый выбрал наиболее понравившийся предмет и под руководством педагога готовил выступление. К своим речам выступающие подошли со всей серьезностью: они знали, что на конференции будут присутствовать ректор института повышения квалификации работников образования Иркутской области Валентин Калашников и проректор по науке ИПКРО Наталья Чапоргина.
Все доклады были профессиональными и интересными, но особенно хотелось бы выделить выступление группы Ирины Хачатрян, которое удивило всех присутствующих на конференции.
– Я не стала заниматься химией, потому как ее в экспедиции было предостаточно, а выбрала самый интересный для меня предмет – географию. С ребятами мы решили не останавливаться на Байкале, а изучить всю Восточную Сибирь, – пояснила Ирина Николаевна. – Последовательным нанизыванием бусинок – сначала рельеф местности, потом природная зона, затем население, полезные ископаемые – мы выяснили модель хозяйственной деятельности и промышленности региона.
Ребята поняли, что на голом месте экономика не строится. Это позволило им сделать свои прогнозы о перспективах развития Восточной Сибири.
Сначала юные экономисты выделили Якутию в отдельный регион, решив, что благодаря залежам золота и ценных камней она сможет самостоятельно себя обеспечивать. Затем группа обозначила на карте новую столицу Сибири – чуть выше Усть-Илимска. Этот край богат лесами, природными ископаемыми, например, нефтеносными горизонтами, золотом, там протекает река. Единственный минус города – отсутствие железной дороги. Но ребята решили, что проложить новую магистраль не составит особого труда. К тому же строительство нового мегаполиса позволит привлечь в регион кадры разной квалификации, которые так необходимы для разработки новых сфер промышленности и хозяйства. Таких, как электроника и разведение лам. С гражданами из других регионов, желающими работать в Сибири, группа предложила заключать контракт сроком от одного года с возможностью продления.
Конечно, приток людей и развитие новых сфер производства прямым образом скажется на природе края. Дабы не случилось какой-либо экологической катастрофы, ребята объявили запретными особые географические зоны, в которых любая деятельность может нанести большой урон. Любые виды промышленности, в том числе и новые, должны быть экологически эффективными, заводы и фабрики не будут работать без новейших технологий очистки и фильтрации. А для ослабления антропогенного фактора воздействия на природу группа предложила начинать экологическое просвещение с детского сада.
Прослушав выступление группы, гости поблагодарили ребят за их объективность и пообещали принять к сведению некоторые замечания. После чего ректор ИПКРО Валентин Калашников вручил каждому участнику конференции сертификат, а особо отличившимся – небольшие презенты. Школьники из Листвянки также приготовили экспедиции подарки – статуэтки маленьких байкальских нерп.
Конечно, никто в последнюю ночь на Байкале спать не собирался. Под легкий шум прибоя, с костром и песнями под гитару ребята до рассвета просидели на берегу озера. А что еще нужно в конце такого приключения, как поездка на Байкал?
– Вы довольны поездкой? – уже в поезде спросила я ребят.
– Еще бы! – загалдели исследователи. – Если бы просто поехали с родителями, то не приобрели бы ни новых друзей, ни дополнительных знаний. Спасибо педагогам. Мы постоянно чувствовали их поддержку. Но особенно понравилось, что они работали творчески, и чувствовалось, что им интересен каждый из нас. Вот бы побольше таких учителей! И поездок.
– Владимир Нодарович, слышите? Дети требуют продолжения проекта.
– На будущее у нас уже созрел план. Инна Каракчиева предложила в следующем году организовать экологическую экспедицию в Коми, – ответил Владимир Головнер. – Возможно, все у нас получится. В этом году Министерство образования Российской Федерации и Главное управление общего и профессионального образования Иркутской области поддержало нашу инициативу, посильную помощь оказали фонд и клуб “Учитель года”. Будем надеяться на дальнейшее плодотворное сотрудничество с этими организациями. А вообще здорово было бы подобные поездки сделать ежегодной практикой как одной из форм движения “Учителя года”. Ведь все мероприятия, которые проходят в рамках конкурса, в основном касаются самих учителей и почти не затрагивают тех, с кем они работают. А эта работа направлена на то, чтобы вовлекать в движение и ребят.
Владимир Нодарович заверил, что расскажет об этой экспедиции всем. Вернее, покажет: видеоотчет о проделанной работе он намерен предоставить на ближайшей встрече клуба “Учитель года”. Но о дальнейших планах Владимиру Нодаровичу не дали договорить. Дети прилипли к окнам вагона, кричали, стучали, махали руками. Оказалось, что наш поезд нагнал сыктывкарцев, которые уехали на час раньше! После этой неожиданной встречи страсти долго еще не унимались.
– Это хороший знак. Значит, мы еще обязательно встретимся, – уверены ребята.
Убеждена, что так оно и будет. Ведь у этих симпатичных мальчишек и девчонок есть надежная опора – их учителя.
Джамиля САЙРАМОВА.
Фото автора
Москва – Иркутск – Москва
P.S. За помощь в подготовке материала благодарим Марию Авдонюшкину, ученицу 11-го класса средней школы N 1259 г. Москвы. Полную версию спецрепортажа читайте в ближайших номерах журнала “Учитель года”
Комментарии