Слова песни из кинофильма «Приключения Электроника» знакомы всем: Чтобы стать, говорят, человеком, Шагать надо в ногу с веком. А мы не хотим шагать, Нам хочется гулять… Мало кто задумывается о смысле этих строк. Мы рано взрослеем, а может быть, нам хочется побыть детьми? Порой, спеша на занятия, готовясь к зачетам, получая оценки, мы не замечаем голубого неба над головой или зеленой весенней травки. Иногда мы устаем от больших нагрузок, у нас опускаются руки, но перебарываем себя и выполняем, выполняем уроки, задания…
1 сентября – День знаний! Мы приходим с радостью в школу. И рады мы не тому, что будем учить очередные стихотворные строки, формулы, законы, а тому, что увидим своих друзей, расскажем о летних впечатлениях. Эти впечатления яркие, потому что это детские впечатления. Так уж сложилось, что школа и детство – это единое целое. Получается, что школа делает из нас людей и влияет на наше будущее. Из стен школы мы выйдем уже состоявшимися личностями, со своими жизненными принципами, взглядами. Складывается впечатление, что выпускник школы – человек с большим жизненным опытом. Но это только иллюзия. За маской взрослости скрывается детская сущность. Нам дают тот объем знаний, который мы должны выучить. Нам говорят: «Так надо!» Кому надо? Из-за такой сложной школьной программы у нас нет времени просто отдохнуть. Кто составляет такие программы? Кто спросил нас, школьников: «А вам это надо?» За нас все решают «дяденьки», которые сидят в министерстве, составляя учебные планы, директор с завучем, которые ломают голову над тем, что в этот план еще «впихнуть». А результаты, причем хорошие, должны дать мы.
Еще один эксперимент – ЕГЭ. Это новая форма проведения выпускных экзаменов. Зачем это придумали? На бумаге написаны суперсложные задания, с которыми многие дети не могут справиться. Некоторые ученики очень хорошо знают предмет, но, растерявшись при виде усложненных вопросов, забывают многое из того, что учили; оценка по предмету снижается и влияет на дальнейшее поступление в другие учебные заведения. Это просто несправедливо. Почему наши знания оценивают по тому, какую букву в бланке мы поставим? А может, половина из заданий и вовсе не пригодится в будущем, ведь основной фундамент знаний мы получаем на уроках?
Всю жизнь можно условно разделить на определенные этапы: рождение, младенчество, детство, юность… И взрослые никогда не задумываются, что детству отводится всего каких-то пять лет, то есть с одного года до шести лет. Почему же зрелость длится двадцать пять лет, а детство всего пять?!
В жизни все должно быть вовремя. Очень рано нас так загружают. Подождите! Дайте побыть детьми. Когда мы выйдем из стен школы, тогда будем серьезно задумываться об учебе, тогда будем взрослеть. А сейчас нам хочется детства. Мы потерялись в элективных курсах, гоняясь за огромным объемом знаний, который, как говорят взрослые, необходим. Уходя на каникулы, мы думаем о том, как успеть прочитать ту литературу, которая, по-моему, не предназначена для детского ума. Хочется погулять, насладиться жизнью, а нам говорят: «Надо учить!» Это ужасное слово «надо» не должно стоять рядом со словом «детство». О нашей детской сущности не задумываются, создавая усложненные школьные программы.
Я не призываю к тому, что учиться совсем не нужно. Учеба нужна всем детям без исключения. А что если программа наших школ будет другой? Если мы будем изучать предметы, которые считаем нужными? Если нам будут давать чуть-чуть больше свободного времени? Может, тогда у всех детей появится желание учиться, поглощать знания с радостью. Школа станет местом, где проходит счастливое, интересное, полное ярких впечатлений детство. У всех будет свободное время для самореализации. Кто знает, может, пополнятся ряды поэтов, художников, музыкантов и других творческих личностей. Ведь ребенок «творит» в детстве. Он «выплескивает» на бумагу свои эмоции, чувства. Впечатления детства остаются на всю жизнь. У каждого художника, музыканта есть хотя бы одно произведение, посвященное детству. Многие известные поэты начали свой творческий путь с раннего возраста. Они опирались на свои первые впечатления. Ребенок никогда не слукавит, поэтому стихотворения, рассказы получались правдивыми и чистыми. Нам нужно давать время на развитие своих скрытых способностей. Мы все уникальны по-своему. Вот эту уникальность и нужно раскрывать в школе. А еще говорят, что дети в нашем веке должны знать все. Но мы ведь не гении нового времени, а просто дети, которых делают взрослыми слишком рано.
Окончив школу, мы будем вспоминать вечера, походы, классные часы, потому что там мы общались, смеялись, играли… Мы вспомним, как положили кнопку на стул однокласснику, как принесли мышь и отпустили гулять ее по классу. Будем вспоминать те моменты, когда мы были свободны от каких-то дел. Конечно, люди привыкли к тому, что имеют, а когда задумываешься, то понимаешь, что не все в мире совершенно. Школа была, есть и будет. Но какой она будет?.. Хочется, чтобы взрослые задумались и следующую школьную образовательную программу назвали «Детство».
Ольга ТЮКАВКИНА, средняя школа №42, п. Шерловая Гора, Читинская область, 15 лет, конкурсный номер 49
Комментарии