search
main
0

Отцы и дети современной прозы, или Может ли новое поколение прожить без литературы

Недавно в выступлении известного педагога меня поразило точное наблюдение: “Вот мы говорим всюду и всегда – без Пушкина, Гоголя, Толстого нельзя прожить. Нет, можно и даже довольно безбедно, ведь живет же современное новое поколение так называемых новых русских…”

А ведь точно подмечено – живут, преуспевают, считают себя хозяевами жизни, людьми, которым удалось поймать удачу за хвост. Они добиваются своего любыми путями, не испытывая угрызений совести.
Стоп. Вот оно, ключевое сочетание – “угрызение совести”. Но ее-то нет! Со-весть. Вот что является первоосновой любого урока литературы – указать нравственные ориентиры нашим детям. Им еще расти, становиться взрослыми. Что впитают они? Какую философию жизни возьмут: “живи не думая – все дозволено” или “живи по совести”?
Я часто вспоминаю слова моего любимого современного писателя Виктора Астафьева.
“Дети. Но ведь когда-то они останутся одни, сами с собой. С этим прекраснейшим и грозным миром, и ни я, ни кто другой не сможет их греть и оберегать. Часто мы долдоним: дети – счастье, дети – радость, дети – свет. Но дети – это еще и мука наша. Вечная наша тревога.
Дети – это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность – все видно. Дети могут нами закрыться, мы ими никогда.
И еще. Какие бы они ни были: большие, умные, сильные – они всегда нуждаются в нашей защите. И как подумаешь: вот скоро умирать, кто примет их? Кто поймет? Простит? Ах, если б возможно было оставить детей со спокойным сердцем, в успокоенном мире”.
Мое понимание постижения художественного произведения состоит в том, что нужно не только проанализировать собственно текст, но почувствовать его, пережить. Заставило ли это конкретное произведение меня задуматься, что есть я в этом мире, куда я иду, всколыхнулись ли мои чувства, задета ли душа?
Это и есть нравственное воспитание литературой – воспитание любви к ближнему.
В нашем литературном образовании существуют две трактовки: одна требует чисто научного подхода, вторая идет от интересов ученика. На уроках литературы особенно видны преимущества гуманистического подхода. Что является мерилом человеческих ценностей? Добро. Сострадание. Сопереживание. Сочувствие. Совестливость.
…Урок я назвала так: “Судья внутри нас”. Он строится на анализе двух рассказов: рассказа Виктора Астафьева “Кончина” и рассказа Василия Шукшина “Горе”.
“Горе” начинается лирически: “Бывает летом пора: полынь пахнет так, что сдуреть можно. Особенно почему-то ночами. Луна светит, тихо. Неспокойно на душе, томительно. И думается в такие огромные, светлые, ядовитые ночи вольно, дерзко, сладко. Это даже – не думается, что-то другое: чудится, ждется, что ли.
Притаишься где-нибудь на задах огородов, в лопухах, – сердце замирает от необъяснимой тайной радости. Жалко, мало у нас в жизни таких ночей. Одна такая ночь запомнилась мне на всю жизнь…”
А затем Шукшин рассказывает о тяжком горе старика Нечая, у которого умерла жена. Горе пригнуло старика. Он ходил каждый день на могилу к жене и беседовал с нею.
Задаю вопросы классу:
Из горьких бесед старика Нечая что вы узнали о его жизни?
Разве он одинок? Ведь у него есть сын Петька?
Почему автор пишет: “Узнал я в ту светлую, хорошую ночь, как тяжко бывает одинокому человеку…”?
Каким душевным качеством обладает автор, человек, невольно ставший свидетелем тяжкого горя старика?
Конечно же, это и есть сострадание…
Переходим к рассказу Виктора Астафьева. Начинается он скупо. Первое предложение как констатация факта.
“Умерла тетка Агафья”. И все. Штрих. Факт, замеченный лишь соседями. Дальше следует один абзац, а мы узнали обо всем:
“Жила Агафья, как все, вырастила чужих ребятишек, но все разъехались, и век свой доживала одна”.
Опять звучит тема одиночества. Брошенные старики при живых детях. Но автор рисует стариков гордых, хоть их и согнула жизнь.
“Последние годы тетка Агафья ходила, налегая на батог… Все ниже и ниже давило ее к земле, она не шла, а медленно тащила себя по деревне…”
Продолжаю беседовать с ребятами о судьбе героини. Задаю вопрос:
Автор пишет: “Тихо, грустно, плакать хочется”. Ответьте, отчего грустно писателю, после каких слов соседок пришел в смятение автор? Когда соседки произнесли слова: “Чужой, а попрощаться пришел”.
Вот, оказывается, до чего мы дожили! Простое человеческое участие почитается за доблесть…
В конце урока делаем выводы: авторы этих рассказов убеждены, что назначение человека на Земле – прожить на своей земле, в родной деревне, в своем родном углу. Прожить с покоем и закончить свой век с достоинством.
Память. Памятливость. Есть такое выражение: память сердца. Тоже нравственная категория. И очередной урок так и назван “Память сердца в творчестве Виктора Потанина”.
Речь идет о рассказе Виктора Потанина “Северный ветер”, в котором говорится о стариках, переживших своих детей. Есть такое выражение: “Не дай Бог родителям пережить своих детей”. Но жизнь безжалостна. И отцы переживают своих сынов. Потанин исследует проблему, с какой болью несут в себе старики память о погибших детях. Мы зачитываем начало рассказа:
“Яблоню посадил Никита в конце войны. В тот день принесли похоронную на сына. Никита не верил, что от Коли осталась на земле всего только коротенькая бумажка. Никите нужно было, чтобы сын всегда был рядом, потому и не хотел слышать о его смерти. Потому и посадил он тогда яблоню. Назвал ее “Колина яблоня”.
Беседа с учениками:
Что наказывал отец сыну Коле, когда уезжал тот на фронт?
Каким представлял Никита Бога в детстве? Почему зеленым?
“Вырос в большого мужика Никита, а все верил в зеленого бога. Может, хитрил, что верил, но все равно боялся снов, плохих и смутных, зато радовался, когда во сне широко ходил и плавал, чувствуя под руками вольный зеленый воздух, который забивался в ноздри. (“Какой ты бог, когда не сберег Колю моего. Оживи Колю, оживи: тогда поверю, что есть ты…”)
Какие мысли мучают отца, чувствующего свою скорую кончину? (“И его скоро не будет, уйдет в бренную землю, а яблоня будет жить и плодоносить, напоминая живущим и о самом Никите-отце, и о сыне Коле – воине, погибшем на страшной войне”).
Но случилось непредвиденное. Что именно? Ветер сломал сук, согнул яблоню, яблоня уже не дышала.
Какими философскими размышлениями заканчивает рассказ Виктор Потанин? (“Не уходит добрый человек с земли без памяти. А если память большая, то и имя его оживет, да и сам – тоже”).
…А эпиграфом этого урока я взяла слова Валентина Сидорова:
И я шепчу, не в силах отвести
Глаза от синей высоты курганов.
Прости, земля российская, прости
Своих родства не помнящих Иванов.

Вера ПЕТРЕНКО,
учитель русского языка и литературы
средней школы N 5
п. Айхал, Мирнинский улус,
Якутия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте