Наше поколение – самое строптивое!
1. Взрослый всегда прав.
2. Даже если взрослый не прав, смотри 1.
Наше поколение очень строптивое и ну никак не хочет пойти на мировую. Однажды мы устроили опрос в нашем классе и выяснили, что около 50% больше всего волнуют “дела семейные”.
Лично я в этом случае тоже не исключение. С детства мне достался сложный характер с врожденным упрямством и склонностью к лидерству. Прежде всего с этим не захотели мириться мои родители: конфликты начали возникать, как только я начала проявлять свою независимость. Мне достаточно было сделать лишь шаг в сторону от семейных принципов, как бабушка сразу называла меня “неслухом”, а родители грозили пальцами и произносили до боли знакомую фразу: “Дети должны слушаться”.
Даже сейчас, когда мне вот-вот уже стукнет шестнадцать лет, родители все еще пытаются урезонить меня этой избитой фразой. А я ее с детства на дух не переношу. Такое можно говорить семилетним, а не тем, кто уже скоро паспорт получит. Эта любимая всеми родителями фраза подразумевает полное подчинение с моей стороны, но ведь у меня своя голова на плечах, я должна слушать и прислушиваться, но поступать могу так, как считаю разумней.
И вот ведь какая штука, взрослые никогда не признаются, что они ошиблись. Они не дают нам права даже на самую маленькую победу. У них это аксиома: “Взрослый всегда прав”.
С некоторых пор я не даю принимать за себя решения, убеждаю прислушиваться к моему мнению и считаю это правильным.
И что бы вы думали? Оказалось, что родители вполне поддаются воспитанию. Просто ребенку надо быть последовательным и твердым в достижении своей цели.
Конечно, во многом на моих родителей повлияло то, что они увидели в знакомых нам семьях, где царило взрослое “самовластие”: дети вырастали безвольными и полностью зависящими от родителей.
Как мы уже поняли, примирить два поколения невозможно. Так давайте же просто пойдем навстречу друг другу. Не обижайте наш маленький народец, и мы будем всю жизнь вам за это благодарны…
Маша КРЫМОВА, 15 лет
Родители – это святое
Не знаю, как другим, а мне кажется, что взрослых надо слушаться и уважать. Для меня родители – это святое. Двое самых дорогих людей, которые дали мне все. Как же я после этого могу быть неблагодарным сыном?
Да, конечно, у нас в семье, как и у всех, случаются ссоры и споры, но мы стараемся их сглаживать. Как именно? Просто я замолкаю. У меня никогда не было желания убедить родителей в том, что они не правы, одержать над ними победу.
Дома у нас царит взаимное уважение, ведь именно на нем, как мне кажется, должны строиться семейные отношения.
Прежде всего ребенок должен уважать своих родителей как людей, давших ему жизнь. А родители, в свою очередь, должны уважать свое чадо хотя бы уже за то, что оно у них есть. Не стоит забывать, что ребенок – тоже человек со своими чувствами, переживаниями, гордостью и достоинством.
Обидеть друг друга очень просто, гораздо сложнее будет наладить отношения, и сколько ни извиняйся, все равно будут помнить обидные слова.
Просто надо вести себя так, чтобы потом, когда родителей уже не будет, не жалеть ни о чем.
P.S. Наверняка мое мнение покажется вам каким-то книжным и нереальным. Я и сам раньше мыслил по-другому, до тех пор, пока лет в 17 не поверил в Бога и не стал ходить в церковь. После этого я многое понял, и вера повлияла на мои суждения и в том числе на мои отношения с родителями.
Борис, 20 лет
Дети русских писателей страдали от славы своих родителей
Русские писатели много говорили и писали о воспитании, “учили” в своих произведениях, как растить детей; некоторые (Толстой, например) занимались педагогикой. Но то, как сами великие воспитывали отпрысков, мало кому известно. Мы провели небольшое исследование с целью узнать, какими были дети русских писателей и какие методы воспитания к ним применялись.
Судя по дневниковым записям, А.С.Пушкин уделял своим детям очень мало внимания. В одном из своих писем жене поэт пишет: “Не советую Машке капризничать и воевать с нянею: прибью!” Читая дневники, создается впечатление, что Пушкин вспоминает о детях лишь тогда, когда те заболевают.
Сын Саша обладал специфически детским чувством юмора – его отец вспоминает случай в письме к другу: “Ему запрещают (не знаю зачем) просить, чего ему хочется. На днях говорит он своей тете: “Азя! Дай мне чаю: я просить не буду!”
Так что, судя по всему, Пушкин был отцом, мягко говоря, неважным.
Зато Л.Н.Толстой много о воспитании говорил и не меньше им занимался. Чаще всего “эксперименты” он ставил на чужих детях.
Перед рождением первого ребенка он “начитался много медицинских книг и имел намерение воспитывать ребенка по всем правилам науки”, – читаем мы в книге В. Жданова “Любовь в жизни Льва Толстого”. Когда же сын родился… знаменитый писатель не испытал столь ожидаемого чувства отцовской любви. Оно появилось лишь спустя время.
Рождение второго ребенка сильно повлияло на жену Толстого Софью Андреевну. Роды прошли не совсем удачно, ее пугала возможность физических страданий при следующих родах, о чем она сообщила мужу. Но Льву Николаевичу брак без деторождения представлялся уродливым явлением.
Наконец наступила пора взяться за воспитание детей. Хрестоматийным стал тот факт, что Толстой открыл школу, составлял детскую азбуку. Одно время его дети учились вместе с остальными, но потом родители наняли гувернеров. В их занятиях приоритет отдавался иностранным языкам и музыке. Так что опробовать собственные приемы воспитания на своих потомках Толстой не решился.
Супруга Толстого активно занималась детьми: устраивала вместе с ними праздники, маскарады, придумывала игры. Вообще же для Софьи Андреевны дети не всегда были радостью. Благодаря им ей пришлось пережить и физические страдания – у нее было несколько выкидышей, почти все роды были неблагополучными, и душевные – Толстые в разные годы потеряли нескольких детей. Жизнь в семье стала еще сложнее после 1880 года, когда возникает противостояние между писателем и его семьей, основанное на непонимании. Вот что он пишет: “Они наполняют свой досуг суетой так, что им есть меньше времени думать, чем задавленным работой”. Софья Андреевна берет воспитание на себя. Отклик Толстого: “Она портит детей, но это не мое дело, мое дело – Бог”. В эти годы Лев Николаевич пересматривает свои взгляды на жизнь, нагружает себя непосильной физической работой, переходит на вегетарианскую пищу. Это сказывается и на его психике: частые нервные срывы, всю мощь которых чувствовали на себе жена и дети.
Однажды сын Сергей спросил у него совета, где ему работать. “Возьми метлу и мети улицу”, – раздраженно ответил отец.
Сын Н.С.Лескова Андрей в книге “Жизнь Николая Лескова” вспоминает, что с самого детства его отец страстно желал, чтобы ребенок брал с него пример. Когда Николай Семенович был дома, он сильно нагружал сына занятиями, давал ему много поручений. Но случалось, что он где-то задерживался, опаздывал, и так как в доме не было женщины, Андрею с ранних лет пришлось привыкать к самостоятельности. Часто он пытался возражать против такой жизни, вызывая тем самым неудержимый гнев отца.
Пожалуй, самые гуманные и человеческие отношения со своими детьми были у А.И.Куприна. Его дочь Ксения в книге “Куприн – мой отец” вспоминает о том, как он учил ее рыболовству, уделял ей много внимания, стремился сделать из нее всесторонне развитого человека. Так как Ксюша очень любила животных и цирк, он приглашал в дом циркачей.
Все конфликты своей дочери он старался разрешать по справедливости.
Павел МАТВЕЕВ,
18 лет, студент первого курса
факультета журналистики МГУ
От “АП”
Комментарии