search
main
0

Отчетно-выборное

В этом году очень многие образовательные сценарии реализуются нетрадиционно. Думаю, это коснется и августовских педсоветов. Например, уже звучат предложения сделать и их целиком дистанционными, а то и отменить вовсе. Так нужны ли они и что с ними делать?

Для начала нужно вспомнить, что они выполняют две главные задачи – обсудить то, что произошло в прошлом учебном году, и наметить пути развития в грядущем. И это, подчеркну, важно сделать не для кого-то в виде «галочного» отчета, а для каждого из тех, кто работает в системе образования, поскольку двигаться вперед можно, только когда ты имеешь представление о том, где ты находишься, куда необходимо двигаться, с четким пониманием, что этому мешает или способствует. В этом плане конец августа – время оптимальное, ибо итоги учебного года невозможно подвести сразу после четвертой четверти или экзаменов, требуется время для анализа и обработки данных, а ближайшие цели лучше всего обозначать непосредственно перед стартом.
Но помимо сведений относительно того, кто и как сдал ОГЭ-ЕГЭ, у кого сколько олимпиадников и так далее, педсоветы выполняют и ряд других важных задач.

На региональном уровне имеет смысл собрать всех управленцев – заведующих комитетами и отделами образования, руководителей департаментов и так далее, чтобы рассказать им, какие векторы сегодня государство определяет в плане развития системы образования. Можно было бы, конечно, предусмотреть и более высокий уровень – федеральный, но у нас слишком большая страна, чтобы проводить такого ранга педсоветы едино­временно, мешают часовые пояса, да и по большому счету каждый регион все равно получает материалы из федерального министерства, плюс ко всему там всегда присутствуют люди «из центра».

Также на уровне субъекта Федерации проводятся мероприятия и чуть более узкой тематики, где обсуждают изменения в преподавании тех или иных предметов, директивы Минпроса, Рособрнадзора и т. д. И как раз здесь доводят до сведения, как будут проводиться ОГЭ, ЕГЭ, что в них будет меняться.

На муниципальном уровне упор делается на организации сетевого взаимодействия, обозначении передовых практик, определении ведущих организаций и педагогических коллективов, которые могли бы чему-то научить других. Ведь так называемые школы-флагманы вовсе не обязательно должны быть школами при университетах, довольно часто в небольших провинциальных или обычных городских школах формируются очень интересные практики, и именно сюда можно обратиться за консультацией и для обмена опытом.

К сожалению, у муниципалитетов часто не хватает средств на то, чтобы создать полноценные методические кабинеты, поэтому именно сетевое взаимодействие имеет такое важное значение и именно этой теме стоит уделять большое внимание на августовских педсоветах. Безусловно, обмен информацией как таковой вполне может проходить и в виртуальном пространстве, то есть какой-то этап можно перенести и в Интернет, сделав дистанционным. Но все мы понимаем, что учителям очень важно общаться вживую в кулуарах, на круглых столах, секциях и семинарах, и тут, думаю, без очной встречи не обойтись. Хотя, конечно же, не следует превращать августовские педсоветы в обсуждение каких-либо узкопредметных частностей, это можно и нужно делать в течение всего года, а в данном случае стоит сосредоточить внимание на выборе целей, а также стратегии и тактики их достижения.

А на уровне каждой отдельно взятой школы нужно определить, как педколлектив будет работать в плане реализации программы развития данной образовательной организации, – с учетом как федеральных, так региональных и муниципальных сюжетов.

NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ – научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте