search
main
0

Отчет Московской трехсторонней комиссии об основных результатах реализации. Плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в городе Москве» за 2014 год и I квартал 2015 года

​Для повышения эффективности и качества предоставления услуг в сфере образования распоряжением Правительства Москвы от 30 апреля 2013 года №232-РП был утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в городе Москве».

Дорожная карта»  в сфере образования Москвы состоит из пяти разделов по уровням и ступеням образования, в каждом из них определены параметры изменений (целевые индикаторы развития отрасли), которые направлены на повышение эффективности и качества услуг и соотносятся с этапами перехода к эффективному контракту. При этом в каждом из пяти разделов зафиксированы:- основные направления изменений; – ожидаемые результаты; – основные количественные характеристики соответствующего уровня и ступени образования (с разбивкой по годам на 2012-2018 годы); – мероприятия и показатели повышения эффективности и качества услуг в соответствующей сфере образования.По итогам I квартала 2015 года ключевые показатели «дорожной карты» в основном выполнены, идет работа по предусмотренным направлениям. Но прежде чем переходить к более детальному рассмотрению отдельных направлений, стоит отметить несколько параметров, характеризующих масштаб системы образования Москвы.Общий объем финансирования системы, предусмотренный  государственной программой «Столичное образование» на 2012-2018 годы, составляет почти 3 триллиона рублей. Бюджетные расходы на образование составляют 16% от расходной части бюджета столицы. Сегодня образовательный процесс осуществляют:- 633 крупных многопрофильных образовательных комплекса, реализующих программы общего и дополнительного образования, из которых 600 имеют дошкольные группы;- 2 детских сада и 34 центра детского творчества, не вошедших в состав многопрофильных образовательных комплексов;- 58 колледжей и 2 вуза. Общий контингент обучающихся на всех уровнях и ступенях образования превышает 1,3 миллиона человек.    В столичной системе образования работают 187,2 тысячи человек. В Москве это один из наиболее многочисленных отрядов работников бюджетной сферы. Именно поэтому вопросы оплаты труда находятся под особым вниманием Правительства Москвы.Повышение заработной платы педагогическим и научным работникамПо итогам I квартала 2015 года средняя заработная плата педагогических работников подведомственных Департаменту образования школ составляет 61,6 тыс. рублей, или 104,0% от средней заработной платы в Москве (58,8 тыс. рублей за I квартал 2015 г.).При  этом средняя заработная плата учителей за I квартал 2015 г. составила 70 тыс. рублей.   Средняя заработная плата других категорий за этот период составила: – педагогические работники организаций дополнительного образования детей – 50,5 тыс. рублей, или 86,0% от средней заработной платы в Москве (показатель  по утвержденному Правительством Российской Федерации Плану поэтапного совершенствования системы оплаты труда – 80%);- преподаватели и мастера производственного обучения – 58,3 тыс. рублей, или 99,0% от средней заработной платы в Москве (показатель  по Плану поэтапного совершенствования системы оплаты труда – 80%);- заработная плата преподавателей подведомственных Департаменту образования вузов – 69,1 тыс. рублей,  или 118,0% от средней заработной платы в Москве (показатель  по Плану поэтапного совершенствования системы оплаты труда – 125%; плановое значение 2015 года (133%) будет достигнуто по завершении года);- заработная плата научных сотрудников подведомственных государственных образовательных организаций – 90,6 тыс. рублей, или 154,0% от средней заработной платы в Москве (показатель по Плану поэтапного совершенствования системы оплаты труда – 143%).Стоит отметить, что такой показатель, как «средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций» для Москвы утратил свою актуальность, поскольку в процессе объединения образовательных организаций в крупные образовательные комплексы  почти все детские сады стали дошкольными группами школ, где единый педагогический коллектив участвует в реализации программ как общего, так и дошкольного образования, хотя этот показатель в самостоятельных подведомственных детских садах за I квартал 2015 г. составляет 61,7 тыс. рублей, или 107,0% от средней заработной платы в сфере общего образования (57,9 тыс. рублей за I квартал 2015 г.).Важно, что увеличивается и адресность бюджетных расходов, доля фонда оплаты труда педагогов, непосредственно осуществляющих учебный процесс (учителя, воспитатели, преподаватели и мастера производственного обучения), по итогам 2014 года составляет 50%. В 2010 году этот показатель находился на уровне 42%.  Обеспечение доступности дошкольного образованияВ условиях устойчивого демографического роста в последние годы в Москве сохраняется доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 лет 6 месяцев до 7 лет. По состоянию на 20 июня 2015 года дошкольное образование в городе предоставлено  414,5 тыс. детей:    404,5 тыс. детей посещают детские сады и дошкольные группы школ;    2,0 тыс. детей посещают муниципальные детские сады Троицка;     8,0 тыс. детей посещают негосударственные и ведомственные детские сады.За последние три года численность детей, которым предоставлены услуги дошкольного образования, увеличилась на 50% : в 2010 г. детские сады  посещали 280 тыс. детей при очередности по состоянию на 1 сентября 2010 г.  в 25 тыс. чел., в том числе  15 тысяч детей в возрасте от двух с половиной до семи лет.Увеличилось количество детей в возрасте до 3 лет, посещающих дошкольные группы школ и детские сады,  с 35 тыс. детей в 2010-2011 учебном году до 72,9 тыс. в 2014-2015 учебном году.На 2014-2015 учебный год все дети в возрасте от 2 лет 6 месяцев до 7 лет были обеспечены местами в дошкольных группах школ и детских садах. Развивается сеть семейных детских садов: в настоящее время работают более 640 семейных детских садов для 2,2 тыс. воспитанников (в 2010 году работали 426 семейных детских садов для 1,3 тыс. воспитанников).В ходе автоматического комплектования дошкольных групп государственных образовательных организаций на 2015-2016 учебный  год по состоянию на 20 июня 2015 г. 75,0 тыс. москвичей получили поздравления мэра Москвы с зачислением их детей в дошкольные группы образовательных организаций.В дошкольные группы полного дня зачислены 71,0 тыс. детей.В ходе комплектования на следующий учебный год все дети в возрасте от 2 лет 8 мес. до 7 лет обеспечены местами в дошкольных группах образовательных организаций для посещения с 1 сентября 2015 г.  Не определились с выбором образовательной организации 330 чел. В настоящее время с каждой семьей ведут работу по подбору места в дошкольной группе образовательной организации. При острой необходимости для семей с детьми в возрасте от 2 месяцев до 1 года 6 месяцев предоставляют места в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования. Реализованная потребность для таких детей не меняется с 2010 года и составляет примерно 1 тыс. мест.Строительство и ввод новых объектов системы образования осуществляют в объеме, удовлетворяющем текущую и краткосрочную потребность. В 2014 году в рамках городской строительной программы были построены:- 25 зданий для дошкольников (из них 16 зданий  за счет бюджета города Москвы) на 4,33 тысячи мест; кроме того, 1,13 тысячи мест созданы в рамках государственно-частного партнерства; – 11 зданий для школьников (из них 9 зданий за счет бюджета Москвы) на 5,97 тысячи мест.Разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками В рамках разработки показателей эффективности деятельности государственных образовательных организаций, их руководителей и работников Департамент образования утвердил приказы, устанавливающие порядок оплаты труда руководителей подведомственных школ и отраслевые рекомендации по разработке систем оплаты труда работников государственных образовательных организаций по уровням и ступеням образования. Этими приказами предусмотрены целевые индикаторы деятельности руководителей и работников, основания для установления стимулирующих выплат. Кроме того, при оценке деятельности руководителей государственных образовательных организаций Департамент образования применяет модель самоанализа эффективности образовательной организации, в которую включены основные показатели эффективности деятельности.Совместно с Московской городской организацией Общероссийского профсоюза образования был разработан проект примерной формы эффективного контракта с учителем, конкретизирующий трудовую функцию, права и обязанности учителя с учетом требований Федерального закона «Об образовании в РФ»,  Профессионального стандарта педагога и Квалификационных требований к должности учителя. В апреле 2015 года этот проект прошел обсуждение на заседании Палаты руководителей межрайонных советов директоров школ. Часть семинаров с директорами школ и управленческими командами по содержанию и организации внедрения эффективного контракта уже состоялись, часть – в ближайших планах. Этими мероприятиями будут охвачены все округа Москвы. Кроме того, идет подготовка к разработке эффективного контракта с воспитателем дошкольной группы.«Дорожная карта» предусматривает поэтапное введение эффективного контракта с педагогическими работниками в государственных образовательных организациях в 2015-2018 годах.Реализация кадровой политики с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже, чем один раз в три года.Сеть повышения квалификации руководящих и педагогических работников столичного образования в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования – это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования, а также способ деятельности по совместному использованию ресурсов.Участники сетевой формы реализации образовательных программ в столичной системе образования: – Московский институт открытого образования;- Московский городской педагогический университет;- Московский городской психолого-педагогический университет; – Московский центр качества образования;- Городской методический центр; – городские инновационные площадки как механизм трансляции опыта.Созданная в системе сеть позволяет повысить результативность и качество профессиональной деятельности работников образования путем эффективного повышения их квалификации в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.Только на базе Московского института открытого образования по программе «ФГОС основного общего образования» в 2014 году обучены 15780 чел., по программе  «ФГОС начального общего образования»  – 7000 чел.Реализация региональных программ развития дополнительного образования детейОсобенностью столичной системы дополнительного образования сегодня стало то, что востребованные программы дополнительного образования сохранены, новое качество дополнительного образования детей обеспечивают и отдельные учреждения дополнительного образования, и крупные школы, колледжи и вузы, то есть  система образования в целом.Работа по развитию дополнительного образования выстроена в соответствии с майскими указами Президента РФ. В 2014 году в Москве достигнут плановый охват детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием – более 60%. При этом стоит отметить, что если федеральные формы статистического наблюдения учитывают человеко-кружки, то система учета, внедренная в Москве, учитывает только уникальных детей. Учитывая потребность московских семей в обеспечении  безопасности перемещения детей во второй половине дня, сокращении времени такого перемещения и как следствие приближении дополнительного образования к месту жительства, в системе образования Москвы реализуют курс на предложение в школах наиболее широкого спектра дополнительных образовательных программ. Помимо этого сохранены и активно развиваются крупные учреждения дополнительного образования, которые имеют уникальную  материально-техническую базу (собственные территорию, обустроенные площадки, современное оборудование) и наиболее востребованы жителями Москвы. Программы, реализуемые в этих учреждениях, не могут быть реализованы на базе школ.      По состоянию на 20 июня 2015 г. в подведомственных Департаменту образования общеобразовательных организациях по более чем 41 тысяче программ дополнительного образования занимаются 607,2 тыс. детей. 75% этих программ реализуют на бесплатной основе. В настоящее время внедряют систему консолидированного электронного учета детей, получающих услуги дополнительного образования на территории Москвы, вне зависимости от формы собственности и  ведомственного подчинения. Срок внедрения этой системы – 1 сентября 2015 года. Запуск системы позволит обоснованно увеличить фактические значения по выполнению положений указа Президента РФ в части охвата детей дополнительными образовательными программами.Вместе с тем возникает необходимость уточнения практики учета охвата дополнительным образованием детей в возрасте от 5 до 7 лет.В Москве значительная часть детей этой возрастной категории посещают образовательные организации, реализующие 12-часовые программы дошкольного образования. При этом вся необходимая развивающая деятельность этих детей предусмотрена и осуществляется в рамках программ дошкольного образования, что соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.Учитывая еженедельное 60-часовое пребывание и развитие детей 5-7 лет в детских садах и дошкольных группах школ, целесообразно считать этих детей охваченными дополнительным образованием в рамках указа Президента РФ. Вопрос крайне важен, так как в Москве из-за повышения рождаемости в последние годы доля детей в возрасте 5-7 лет составляет более 15% от всех детей в возрасте от 5 до 18 лет – 160,5 тысячи из 1,07 млн человек.Разработка и реализация региональных программ поддержки школ, работающих в сложных социальных условияхВ связи с расширением сети образовательных организаций, реализующих адаптированные программы и инклюзивные практики, увеличивается количество педагогов, специалистов, прошедших курсы повышения квалификации по организации инклюзивного образования. В настоящее время более 60% всех педагогических работников системы образования Москвы имеют специальную подготовку по работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Общее количество педагогических работников (педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов), обеспечивающих сопровождение детей с особыми образовательными потребностями, составляет 10,5 тысячи.На базе московских вузов (Московский институт открытого образования, НИУ «Высшая школа экономики», Московский городской психолого-педагогический университет, Московский городской педагогический университет) открыты:- 8 программ повышения квалификации; – 5 магистерских программ (МГППУ, МГПУ);- 3 программы стажировки;- программы бакалавриата по подготовке специалистов для работы с детьми с особыми образовательными потребностями (МГППУ, МГПУ).В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24 октября 2014 г. №619-ПП «О новых системах оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы» образовательные организации перешли на новые системы оплаты труда. Размеры должностных окладов, размеры и порядок осуществления стимулирующих и иных выплат работникам образовательных организаций, том числе работающим в сложных социальных условиях, устанавливают положения об оплате труда, которые  самостоятельно утверждают образовательные организации по согласованию с коллективными органами управления. Оплата труда, в том числе стимулирующие и иные выплаты работникам, осуществляемые образовательными организациями по согласованию с органами государственно-общественного управления, производят за счет и в пределах средств субсидии на выполнение государственного задания и поступлений от приносящей доход деятельности.Таким образом, у образовательных учреждений есть ресурс и возможность для финансовой поддержки педагогических кадров, в том числе работающих с детьми из социально неблагополучных семей, например, социальных педагогов, педагогов-психологов, а также классных руководителей.Стоит отметить, что с 2011 года вручают 50 грантов мэра Москвы в сфере образования по 2 миллиона каждый за лучшие достижения в создании развивающей среды для обучающихся, обеспечивающей возможности их социализации и творческого развития.Эти гранты мэра Москвы предназначены образовательным организациям на развитие, содержание и оснащение, в том числе на стимулирующие выплаты работникам.Реализация региональных программ, направленных на предоставление образовательных услуг лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидамВ Москве развивают систему оказания образовательных услуг семье и ребенку с ограниченными возможностями независимо от состояния здоровья, начиная с самого раннего возраста. В государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования, обучают более 15 тысяч детей-инвалидов. Потребность реализована полностью.С учетом психофизических особенностей, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов школьного возраста  могут обучать  как в специализированных, так и в обычных образовательных организациях.На сегодняшний день 75% образовательных организаций полностью или частично приспособлены для нужд мало мобильных групп детей. В качестве приоритетного направления развития системы образования детей-инвалидов и детей  с  ограниченными возможностями здоровья рассматривают инклюзивное образование –  организацию полноценного образовательного процесса в обычных школах совместно со здоровыми сверстниками. По результатам ежегодного мониторинга 316 государственных образовательных организаций реализуют инклюзивные практики образования. Интегрированное образование сегодня получают   более 8 тысяч детей-инвалидов (в 2011 году таких детей было чуть больше 6,5 тысячи). Образовательные организации, реализующие адаптированные программы, обеспечивают необходимым  оборудованием.Важной задачей стало обеспечение детей-инвалидов компьютерной     техникой,     средствами     связи     и     программным обеспечением   при  получении  образования  на дому  с  использованием дистанционных образовательных технологий. В настоящее время обучение с использованием дистанционных технологий получают более 1,8 тысячи детей с инвалидностью (в 2011 году – 1,0 тыс. детей-инвалидов).В 80% колледжей созданы условия для получения профессионального образования и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.Работают 4 ресурсных центра для обучения лиц с ОВЗ и инвалидов, реализующих многоуровневое обучение, использующих образовательные технологии с применением специальных технических средств и методик, компенсирующих патологические отклонения в психофизическом развитии учащихся, открыты 5 направлений подготовки для лиц с нарушениями опорно-двигательной системы. Всего в учреждениях среднего профессионального образования обучаются свыше 3 тысяч лиц с ОВЗ и инвалидов. В условиях объединения образовательных организаций в Москве появились возможности и условия для преемственности в реализации индивидуальных образовательных маршрутов для детей-инвалидов при переходе с одной ступени и даже  с  одного уровня образования на другой в рамках одного большого комплекса. Кроме того, большой комплекс позволяет ребенку-инвалиду пользоваться всей инфраструктурой и широким спектром реализуемых образовательных программ, которые коррекционная школа обеспечить не в состоянии.   Задачи на 2015-2018 гг.Среди основных задач, стоящих перед Департаментом образования в рамках реализации «дорожной карты», стоит отметить:- сохранение доступности дошкольного образования в условиях демографического роста;- обеспечение стабильной оплаты труда педагогических работников на уровне, определенном майскими указами Президента РФ;- обеспечение плавного перевода педагогических работников на эффективный контракт;- повышение квалификации педагогов, создание условий для повышения  результативности обучения, воспитания и социализации детей;- развитие дополнительного образования как неотъемлемой части основного образования, направленной на всестороннее развитие и социализацию ребенка;- развитие инклюзивного образования;- развитие качественного предпрофильного и профильного общего образования.Михаил ТИХОНОВ, первый заместитель руководителя Департамента образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте