День отца – один из самых молодых праздников в нашей стране, который ежегодно отмечается в третье воскресенье октября. Неудивительно, что тема отцовства стала центральной для очередного внеурочного занятия из цикла «Разговоры о важном».
Утро 10 октября в Москве было солнечным. Школьники и их родители спешат по Садовнической набережной к школе №518. То, что это особенная школа, можно понять буквально с порога. Архитектура здания образовательной организации, впервые распахнувшей свои двери в далеком 1935 году, относится к периоду постконструктивизма. Перед нами оригинальный фасад с круглыми окнами, большим аттиком, стойками-столбами, протяженными балконами и многими другими яркими элементами. Но дело не только в конструктивных особенностях – здесь совместно обучаются разные дети, в том числе и с особыми образовательными потребностями.
В просторном холле учащихся встречает директор школы Ольга Андреевна Гончарова. Яркая и энергичная, с веселым блеском глаз, она, кажется, может поддерживать small talk с каждым независимо от возраста и настроения собеседника.
Рядом со входом в школу помещение с боксами для мобильных телефонов учащихся: отсеки для классов, на следующем уровне – нумерация для пофамильного учета. Переживать за сохранность гаджетов не приходится, конструкция надежно закрывается на ключ.
При нас мальчишка лет 12 отыскивает свою ячейку и буднично кладет туда телефон.
– А зачем ты его оставляешь? – интересуюсь я.
– Мне он не нужен, – отвечает, пожав плечами.
– Вдруг мама позвонит? – озвучиваю самый распространенный довод против.
– Она знает, что я в школе, – говорит он и, не дожидаясь очередного вопроса, убегает на занятия.
Важно уточнить, что сдача телефонов на хранение добровольная.
Еще есть время пройтись по школе: ребята разбредаются по кабинетам, кто-то играет в настольный теннис, другие поднимаются на верхние этажи, в том числе и на специальных лифтах. Заходим в кинокласс, где творческая атмосфера подчеркивается в том числе и развешанными на стенах афишами. Одна из интересных особенностей – обучение разновозрастных ребят, совместно создающих интересные медиапродукты – от рекламных роликов до сериалов о жизни школы.
Между тем в классах идет подготовка к «Разговорам о важном», с которых мы начали. Их с опорой на комплекты методических материалов, представленных Министерством просвещения РФ, проведут классные руководители.
Но какой же День отца без пап? Конечно, в нескольких классах они главные герои дня.
Выпускник Школы-студии МХАТ актер Александр Стефанцов пришел в класс к своему сыну Василию. Короткий рассказ о себе и семье сменяется сессией вопросов и ответов.
– Скажите, вы дружите с Огузком? – спрашивает Филипп.
– С кем?
– С Огузком.
– С чьим?
Хохот в классе.
– Это герой сериала «Кухня», – поясняет классный руководитель.
– Может быть, и дружу, но я просто не знал, что он Огузок, – отшучивается Александр.
Много вопросов и комментариев поступает от Василия. Видно, что он гордится отцом и очень рад тому, что одноклассники наконец лично убедятся в том, какой у него классный папа.
– Василий, ты ведь и дома можешь обо всем меня расспросить…
– При всем классе надо! – парирует сын.
– А какой вклад в ведение домашнего хозяйства вы вносите? – задает актуальный вопрос Лена.
– Я вношу непосредственный вклад. На мне, собственно говоря, все, – с улыбкой отвечает Александр, так что даже и непонятно, шутит он или нет. – Я лишь изредка позволяю Васиной маме что-то делать по дому…
Делится Александр своим отношением к планированию бюджета:
– Когда у тебя появляются семья, дети, ты нередко отказываешь в чем-то себе, чтобы порадовать близких. Я, например, не покупаю дорогую технику для себя, чтобы приобрести что-то нужное для сына.
В другом классе с ребятами общается инженер Павел Скачков. Он начинает с рассказа об авиации и особенностях работы авиадвигателей. Тема для него близкая, ведь Павел преуспел в авиационной отрасли, после чего перешел в энергетическую. Сейчас он работает системным администратором проекта по реконструкции Токтогульской ГЭС в Кыргызстане.
– И там и там турбины, но только в энергетике турбины не летают, а производят электричество, – пытается он заинтересовать ребят сравнительно сложной темой. – А вы знаете, как получают электроэнергию?
Школьники наперебой предлагают варианты. После их обсуждения Павел Александрович продолжает рассказ о себе:
– За 8 лет я смог поучаствовать в разработке и модернизации газовых турбин, некоторые из них успешно работают в России.
Заходим в еще один класс, здесь «Разговор о важном» проводит классный руководитель Мария Сергеевна Петросян. К этому моменту они с ребятами успели посмотреть шестнадцатиминутный фильм «Интервью» из киноальманаха «Иваны, помнящие родство» с Алексеем Серебряковым в главной роли. Пришло время обсудить увиденное.
Вдумчивые и содержательные ответы об отношениях в семье, любви, сложностях взаимопонимания, счастье по-хорошему удивляют. Здесь нет заранее заготовленных позиций, отклики рождаются в процессе, что свидетельствует о том, что ребята следили за ходом сюжета, что-то примерили на себя и близких.
– Герой фильма был счастлив, потому что у него были семья, жена и дети, – к примеру, говорит Филипп.
– Он был счастлив, ведь когда его спросили, хотел бы он что-то изменить, он сказал, что нет, – вторит ему Полина.
В коридоре Ольгу Андреевну останавливают младшеклассницы, готовые поделиться эмоциями от состоявшегося разговора об отцах.
– Когда мне лень ходить, – говорит одна из них, – он берет меня на руки, как малышку, и носит туда, куда мне нужно.
– А мой папа всегда меня успокаивает, даже если мама на меня злится, например, за плохие оценки, – говорит другая девочка.
– Мое отчество – Алексеевна, потому что папу зовут Алексеем, – рассказывает третья и делится открытием. – Само слово «отчество» от слова «отец».
По завершении «Разговора о важном», посвященного Дню отца, просим Александра Стефанцова дать обратную связь – насколько содержательным получился диалог.
– Понятно, что праздник еще сравнительно новый, – говорит он. – Не все успели к нему привыкнуть. Формат свободного общения, на мой взгляд, очень хорош, ребята смогли обсудить вопросы, связанные как с работой и развитием, так и с взаимоотношениями. Как и в любом классе, на любом уроке, кто-то проявляет активность, другие больше слушают, но и в таких случаях, уверен, что-то откладывается в памяти.
В указе Президента РФ об учреждении Дня отца уточняется, что праздник утверждается в целях укрепления института семьи и повышения значимости отцовства в воспитании детей.
Так прошло утро в московской школе №518. Школа вошла в очередную учебную неделю. Из кабинета директора есть дверь на балкон. Солнечные лучи бликуют на поверхности Москвы-реки. Замечаю на водной глади уток.
Интересно, куда они деваются, когда река замерзает?
Арслан ХАСАВОВ
Справка
Следующими темами «Разговоров о важном» в октябре станут День музыки (17 октября), традиционные семейные ценности (24 октября) и День народного единства (31 октября).
Комментарии