search
main
0

Отчего собака лает? Доброе слово о затейных жанрах

Каждый урок в школе должен быть ярким, запоминающимся. И тут никак не обойтись без затейных жанров – волшебных историй, тайн, загадок, головоломок.

Да и на страницах русских народных сказок можно найти россыпи загадочных вопросов и остроумных ответов. Занимательные игры-вопросы нередко встречаются в познавательных книгах для детей и журналах XVIII-XIX веков. Подчас из затейливых вопросов составлялись целые книги. Например, «, или Четыреста девяносто девять загадок с ответами в стихах и прозе, взятых как из древней, так и из новейшей истории и из всех царств природы и собранных одним другом детей для их употребления и приятного препровождения времени» (М., 1794). К примеру:

Выбирайте звезды

До распада СССР сборников затей издавалось мало. Я, например, подобный сборник «Нашим ребятам» (Молотов, 1955) в детстве зачитал почти до дыр, по сто раз решая одни и те же головоломки. В последние годы ниша занимательной литературы заполнена с избытком. И у педагога возникла другая проблема – выбора лучших. Это непросто, так как большинство современных затейных пособий, выпускаемых разными издательствами, похожи друг на друга, как близнецы. Все издательства украшают книги яркими цветными иллюстрациями, вот только одни и те же задачи кочуют из сборника в сборник. Это связано с тем, что ушло время писателей – авторов затейных книг. И появилось преогромнейшее племя составителей. Тех, которые сами не придумывают занимательных задач, а заимствуют их друг у друга и из Интернета. Имя им – легион. И все же остались еще люди, которые работают в затейных жанрах. Среди тех, кто творит для младших школьников, назову Надежду Бетенькову, Юрия Гурина, Сергея Федина. Яркими звездочками светят они на общем темном фоне.

Я много лет назад стал писать книги затей, которые «недополучил», «недочитал» в детстве. И с некоторыми своими разработками в области занимательной математики, логики, чтения, русского языка я хочу ознакомить читателей «УГ».

Проблемы детского чтения

Читают дети все меньше. Как поступать в создавшихся условиях учителю? Полагаю, каждый учитель начальных классов – книгочей и книголюб. Поэтому педагоги должны проводить с ребятами беседы о чтении, рассказывать о том, как раньше было трудно с приобретением литературы и каким это было счастьем – купить новую книгу.

Проблема приобщения детей к книгам носит глобальный характер. Бурное развитие радио, телевидения, компьютеров привело к снижению интереса детей к чтению. А ведь каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться.

Можно ли изменить негативную тенденцию? Безусловно, но для этого:

учителям следует регулярно беседовать с учениками о прочитанных книгах;

дети должны видеть, что взрослые читают сами;

руководству школ следует чаще организовывать встречи учеников с писателями;

учителя чаще должны проводить литературные конкурсы, игры, викторины.

На каждом уроке учитель должен находить время (пять – десять минут) для викторин.

Детский гостинец

Викторина согласно «Словарю русского языка» С.И. Ожегова представляет собой «…игру в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой». Истоки игры в ответы на вопросы уходят в глубину веков. В египетской, греческой, римской мифологиях герою нередко приходилось отвечать на затейливые вопросы своих противников, разгадывать пророчества оракулов. Вспомним хотя бы загадку Сфинкса, предложенную Эдипу:

«- Скажи мне: кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырех ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время.

Эдип тотчас ответил:

– Это человек!..» (Н.А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции»).

Да и на страницах русских народных сказок можно найти россыпи загадочных вопросов и остроумных ответов. Занимательные игры-вопросы нередко встречаются в познавательных книгах для детей и журналах XVIII-XIX веков. Подчас из затейливых вопросов составлялись целые книги. Например, «Детский гостинец, или Четыреста девяносто девять загадок с ответами в стихах и прозе, взятых как из древней, так и из новейшей истории и из всех царств природы и собранных одним другом детей для их употребления и приятного препровождения времени» (М., 1794). К примеру:

«Одного отца и одной матери дитя, но ни одного человека не сын. (Дочь.)

Что весьма близко подходит к половине соломинки? (Другая половина.)

Что было завтра, и что будет вчера? (Нынешний день.)

Почему не идет дождь никогда два дня кряду? (Потому что между ними бывает ночь.)»

Затейливые задания, явившиеся прообразом будущей викторины, собиратель русского фольклора Д.Н. Садовников вынес в специальный раздел «Вопросы и ответы» своего труда «Загадки русского народа» (СПб., 1876). Вот примеры:

«Где вода столбом стоит, не проливается? (В стакане.)

Где вода да(о)рога? (Где корова пьет, тут и рога.)

Может ли быть, чтобы собаки в комнату вбежали и весь пол изъели? (Из ели.)

Что дале хвоста не уйдет? (Лошадь.)

Отчего собака лает? (Не умеет баять.)

Отчего корова ложится? (Не умеет садиться.)

Отчего кошка бегает? (Она бы полетела, да крыльев нет.)

После семи лет что козе будет? (Осьмой пойдет.)

Отчего гусь плавает? (От берега.)

Чего нельзя купить ни за какие сокровища? (Потерянного времени.)

Ты не съешь огурец соленый? (С Аленой.)»

Виктор + ина

Викторина получила свое название сравнительно недавно – в 1928 году. По данным Ю.З. Никитина и Е.Ю. Никитиной, произошло это следующим образом. Редакция журнала «Огонек» подготовила к печати первые материалы игры в вопросы и ответы, и редактор Михаил Кольцов дал срочное задание ответственному за номер Виктору Микулину, написав через всю страницу красным карандашом: «Виктор!.. Надо придумать название!» Но дело застопорилось. Тогда Кольцов в сердцах произнес: «О чем тут думать!» – и приписал к имени сотрудника буквосочетание «ина». Так родилась викторина.

Обратимся к литературным викторинам.

Выделю три основных типа литературных викторин:

1) тематические, составленные по произведениям разных авторов;

2) составленные по нескольким произведениям одного автора;

3) составленные по одному произведению (они полезны при изучении на уроке конкретного произведения).

Безусловно, вы сами определяете формы подачи литературного материала детям. Хотелось бы дать лишь несколько пояснений и рекомендаций. Отвечая на вопросы литературных викторин, дети должны сказать, кто автор данного литературного произведения, как оно называется, независимо от того, спрашивается об этом в вопросах викторины или нет. За верный ответ на каждый вопрос – одно очко, за знание фамилии автора и названия стихотворения – по одному очку. То есть за некоторые вопросы можно получить до трех очков.

Поощряйте ребят к написанию рассказов, сказок, стихотворений – это прекрасная школа логики! А если детям захочется самим составить литературную викторину, помогите им подобрать нужные книги.

Игорь СУХИН, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО

Тематические викторины от Игоря Сухина

ИМЕНА

Вспомните недостающие имена героев сказок:

1. Муха- (Цокотуха). 2. Соловей- (Разбойник). 3. Курочка (Ряба). 4. Змей (Горыныч). 5. Удав (Каа). 6. Черепаха (Тортила). 7. Ослик (Иа-Иа). 8. Медвежонок (Винни Пух). 9. Крокодил (Гена). 10. Тигр (Шер-Хан).

ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА

Кто сказал такие волшебные слова:

1. По щучьему веленью, по моему хотенью (Емеля). 2. Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой! (Иванушка-дурачок). 3. Симсим, открой дверь! (Али-Баба). 4. Лети, лети, лепесток, через запад на восток… (Женя). 5. Вот я! Вот я! Превращаюсь в мотылька! (Баранкин и Малинин). 6. Бурум-шурум, шалты-балты… (Нильс). 7. Кара-барас! (Мойдодыр). 8. Мутабор! (Калиф-аист). 9. Бамбара, чуфара, лорики, ерики, пикапу, трикапу, скорики, морики (Бастинда). 10. Сусака, масака, лэма, рэма, гэма! Буридо, фуридо, сэма, пэма, фэма! (Гингема).

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ

В кого превращались или были заколдованы:

1. Князь Гвидон (в комара, муху, шмеля). 2. Великан-людоед из сказки Ш. Перро (в льва, мышь). 3. Крупеничка (в зернышко). 4. Коротышка Листик (в ослика). 5. Юра Баранкин и Костя Малинин (в воробьев, бабочек, муравьев). 6. Гадкий утенок (в лебедя). 7. Пиноккио (в осла). 8. Айога (в гусыню). 9. Чудище из сказки С. Аксакова (в принца). 10. Петя Зубов (в старика).

ВОЛШЕБНОЕ СРЕДСТВО

Что можно попросить у:

1. Оле-Лукойе (зонтик и волшебную спринцовку). 2. Солдата из сказки Х.К. Андерсена (огниво). 3. Буратино (золотой ключик). 4. Незнайки (волшебную палочку). 5. Маленького Мука (туфли и тросточку). 6. Золушки (хрустальные туфельки). 7. Элли (серебряные башмачки, золотую шапку, серебряный свисточек). 8. Аладдина (волшебную лампу). 9. Нильса (волшебную дудочку). 10. Бильбо Бэггинса (волшебное кольцо).

ТРУДНЫЙ ПУТЬ

На чем или на ком совершили необыкновенное путешествие:

1. В Волшебную страну Элли и дядюшка Чарли (на сухопутном корабле). 2. В Зеленый город Незнайка и его друзья (на воздушном шаре). 3. Вокруг света капитан Врунгель, Лом и Фукс (на яхте). 4. С железнодорожной станции в деревню Простоквашино дядя Федор и его друзья (на тракторе). 5. В Индию за Женей Богорадом старик Хоттабыч и Волька (на ковре-самолете). 6. За медом Винни Пух (на воздушном шарике). 7. В лагерь турецкого войска барон Мюнхгаузен (на ядре). 8. Из норы крота в теплые края Дюймовочка (на ласточке). 9. Из маленькой деревушки Вестменхег по Швеции Нильс Хольгерсон (на гусе). 10. В Африку доктор Айболит и его друзья (на корабле).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте