Путь к мастерству не обозначен ни на одной карте. Каждый вынужден искать его сам. В дополнительном образовании готовность педагога к самообразованию особенно актуальна, ведь путь в эту сферу более извилист, чем в школу. Я позволю себе рассуждать прежде всего о проблемах дополнительного образования в области биологии, естественных наук, хотя убежден, что многие суждения будут справедливы и для других направлений.
Подавляющее большинство выпускников педагогических вузов получают квалификацию школьного учителя и редко знакомятся со спецификой кружковой работы непосредственно в вузе.
Ученики приходят в дополнительное образование за практической деятельностью. Для педагога ключевым направлением саморазвития становится расширение предметных навыков, освоение методик полевых и лабораторных исследований, выходящих далеко за рамки школьной программы.
Набор основных понятий в области полевой биологии, которыми должен владеть юный натуралист, сформировался за вековую историю юннатского движения в нашей стране. И современный курс на возрождение этих традиций, обозначенный Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным, в очередной раз подчеркивает важность повторного осмысления опыта классиков.
Сегодня особое значение приобретают технологии выполнения учебно-исследовательских и проектных работ. Необходим постоянный анализ подходов к оценке на авторитетных конкурсах, диалога с экспертным сообществом.
Выход из экологического кризиса остается сильнейшим вызовом современности!
Успешность подготовки будущих специалистов определяется правильным выбором образовательных технологий, подбором материала, подходящего для восприятия учениками с различными интересами. Научить юного энтомолога основам ботаники – нелегкая педагогическая задача.
В практике кружковой работы возможна инверсия вариативного образования. Когда ядра нескольких индивидуальных стратегий, определенных интересами юннатов и необходимых для учебно-исследовательской деятельности, объединяются в программе общей оболочкой из фундаментальных понятий.
В педагогике не может быть единого, универсального подхода. Каждый из великих педагогов (начиная с Константина Ушинского) творил в свою эпоху. Было бы ошибкой учить сегодня строго по Макаренко или методом Выготского.
Но я с трудом могу представить себе ведение эффективной групповой работы с обучающимися без учета их опыта. Современное образование должно строиться на эклектике, выборе лучших педагогических концепций, подходящих для решения сегодняшних задач.
В дополнительном образовании крайне полезен институт наставничества. Взаимодействие с коллегами, непрестанный обмен опытом – верный путь к достижению профессионального мастерства.
Живой отклик учеников на действия педагога является великолепным индикатором правильности выбранных подходов.
В эпоху цифровых технологий с простым доступом к разноплановой информации увлечь ученика можно собственной многогранностью, знаниями, выходящими за границы предмета. Мастерство поиска метапредметных связей рождается из кругозора педагога.
Необходимо учить себя видеть не только сухость естественных законов, но и красоту окружающего мира, находить свой предмет в других областях знаний, искусстве, мировых культурных ценностях.
Если мы хотим воспитать учеников как гармонично развитых личностей, то такими должны быть сами. Педагогическое мастерство воспитывается на предметных знаниях, энциклопедизме и духовно-нравственных ценностях.
Алексей ЯКОВЛЕВ, педагог дополнительного образования Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма, победитель регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям»-2023
Комментарии