Учитель математики Виктор Шаталов вписал свое имя в историю российской педагогики. Хотя это утверждение спорно: живущий на Украине Виктор Федорович вполне может претендовать на признание на всей территории СНГ и Балтии.
Виктор Шаталов часто бывает в Москве. Его приезда ждут десятки семей, надеясь, что педагог-волшебник после нескольких занятий сумеет пробудить в их детях не только интерес, но и способности к математике. Некая фирма ведет раскрутку своеобразного коллективного репетиторства. Курс из нескольких занятий до недавнего времени стоил 4 тысячи рублей. Виктору Федоровичу из этой суммы, по его признанию, достается совсем малая доля, коммерсанты объясняют это тем, что аренда дорогая, билет Шаталову нужно приобретать. В зале на занятиях сидят сразу и двадцать, и тридцать, и сорок учеников. Тех самых, которых в школах считают безнадежными двоечниками, которым математика не дается и даваться не будет. Всякий раз Шаталов старается доказать, что это не так. Удается ли ему это, пока неизвестно, но хочется верить, что ему сопутствует успех.
Когда-то у Шаталова была в Донецке своя лаборатория и даже дружный коллектив единомышленников. Единомышленники были историками, литераторами и преподавателями других предметов, убежденными последователями Шаталова. Они декларировали, что его методы могут успешно применяться не только для преподавания математики, особенно заманчиво выглядел тезис о том, что с помощью теории и практики Шаталова можно быстро выучить украинский язык в бывшей советской республике, которая стремительно обретала независимость. Но с началом перестройки или чуть-чуть позже лабораторию закрыли, так как она, кажется, была лабораторией Академии педагогических наук СССР. В начале 90-х эта академия приказала долго жить, а на ее месте была создана нынешняя Российская академия образования. А Шаталов остался жить в Украине. По последним сведениям, сегодня Виктор Федорович работает на кафедре начальной школы одного из донецких вузов. Лет ему очень много, слышит плохо, но работает. Он бодр, энергичен, до сих пор уверен в том, что если бы не критики и противники его метода опорных сигналов, все ученики осваивали бы математику быстро и успешно. Виктор Федорович по-прежнему словесно крушит своих былых врагов и критиков, и если закрыть глаза и послушать его речи, неминуемо покажется, что время пошло вспять и на дворе 90-е годы, и снова педагоги-новаторы ведут разговор о том, каким образом обучать детей, чтобы они были успешны в образовании и в жизни. Неисповедимы пути твои, педагогика сотрудничества!
Комментарии