search
main
0

Отбор и поддержка талантливых школьников – дело государственной важности

Виктор САДОВНИЧИЙ, ректор Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова: – Многие проблемы высшего образования начинаются со средней школы. В годы не прекращающихся реформ, общей тенденции демографического спада соответствующих возрастных категорий, падения престижа профессии школьного учителя на другую чашу весов ложится развитие школьного образования. Первыми начинают чувствовать это университеты: уже сейчас уровень начальной подготовки студентов в ведущих вузах страны таков, что преподавателям на лекциях и семинарах приходится давать меньший по содержанию объем знаний и фактически доучивать школьников в вузе по школьной программе.

Я проводил заседание своей кафедры математического анализа, основной кафедры по математике в МГУ, которая ведет преподавание математики на всех факультетах, и профессора, ведущие ученые в этой области, со слезами говорили, что они не могут сейчас читать те курсы матанализа, которые традиционно читали на мехмате. В зимний семестр 50 процентов студентов отделения механики были отчислены, не сдав курс матанализа. Это означает, что школьная подготовка вызывает колоссальную тревогу университетской корпорации. Наверное, в научных терминах об этом можно говорить как о тенденции падения интеллектуального потенциала в средней школы. И это факт, который совершается на наших глазах.

Российская академия наук и Российский союз ректоров предпринимают все усилия, чтобы выправить вектор этого падения. Например, чего только стоит одна миссия по экспертизе школьных учебников, возложенная на академию, которую ведет академик Валерий Козлов. Благодаря этому есть учебники, в которых нет ошибок, по которым учат решать именно задачи, а не заменяют, например, математику разговорами о математике. Школьное естественно-научное образование пока сохраняет лидирующие позиции в мире. Традиционно на международных олимпиадах российские школьники берут первые места, но уже делят их с Китаем. Все больше ребят тянутся к участию в серьезных олимпиадах. К примеру, в 1993 году в Московской математической олимпиаде приняли участие всего 500 ребят, а в этом году – уже 4 тысячи. Задания олимпиад составляются в тесном сотрудничестве со специалистами школьного образования Москвы и преподавателями мехмата МГУ. Однако при этом неуклонно сокращается количество часов на естественные науки в школе: математики – до 5 часов, в начальной школе – до 4 часов в неделю. К чему же мы стремимся: к просвещению разума или к усреднению?

В связи с этим хотел бы вспомнить историю, рассказанную Ричардом Фейнманом. В беседе с одним японским дипломатом он спросил, как удалось Японии за такой короткий срок занять лидирующие позиции в мире в экономике? Тот ответил, дело все в том, что японцы верили: единственный способ поднять страну – дать детям лучшее образование, чем они имели сами в крестьянской Японии. Результат этого известен всем. К сожалению, сейчас у нас обстановка в обществе другая: школьники в основном настроены не учиться. И эту обстановку в обществе переломить можем только мы, заявив о серьезных последствиях падения уровня образования в школе.

Со следующего года планируется введение в России в штатном режиме единого государственного экзамена. Однако даже прошедший ЕГЭ в этом году показал крайне низкое качество подготовки заданий. В этом году в одних вариантах ЕГЭ давали два уравнения. Решить одно можно было в течение минуты, а другое я сам решал 5 минут. Если первое уравнение решили 90 процентов московских школьников, то второе уравнение – всего 60, а по всем международным правилам дельта при составлении равновесных вариантов не должна превышать 3 процентов. В остальных случаях считается, что варианты не равновесны. Естественно, в итоге процент двоек колеблется от 16 до 25 процентов в зависимости от варианта, что позволяет уверенно говорить о неравнозначности заданий, то есть о низком качестве их проработки. При этом не может не вызывать недоумения тот факт, что в федеральные предметные комиссии разработчиков контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ (ни Российский союз ректоров, ни Российскую академию наук) официально не принимают. Возможно, пришло время создать аналог комиссии по учебникам – совместную комиссию университетов, Союза ректоров и Академии наук по тестам ЕГЭ, также как мы создали экспертную комиссию Совета олимпиад школьников для анализа творческого характера олимпиадных заданий всех интеллектуальных соревнований школьников страны. Вынужден сказать, что тестовая аттестация внедряется уже в девятом классе. Есть ощущение, что учителя скоро перестанут проверять тетради, а начнут просто натаскивать на ЕГЭ. А это самое страшное, так как школа во все времена держалась на учителе, педагоге и наставнике. Именно школьному учителю мы обязаны теми талантами, которыми потом помогаем реализовать раскрывающийся потенциал научного творчества.

Поддержка учительства, повышение квалификации педагогов; активная позиция по вопросам реформы средней школы; поддержка всех без исключения школьников через олимпиады, творческие конкурсы, конференции, через систему дополнительного образования в кружках и секциях, через фестивали науки во всех регионах – без всех этих действий, без поддержки всей нашей корпорации школьное образование может остаться в одиночестве, в отрыве от триединства: школа – вуз – наука. В качестве альтернативы ЕГЭ для вузов всей страны по нашей инициативе была создана специальная система отбора талантливых ребят через олимпиады и конкурсы для школьников. Это движение координируется созданным при Российском союзе ректоров Российским советом олимпиад школьников, который поручено возглавить мне. Сейчас в стране заявлено 200 олимпиад и творческих конкурсов. На мой взгляд, они позволят отобрать талантливую молодежь. В прошлом году практически половину нового приема в МГУ составляли победители олимпиад, и конкурс был традиционно высоким – 6 человек на место. В рамках Совета олимпиад есть экспертные советы по разным наукам. Если зачитать список членов экспертного совета по математике в рамках Совета олимпиад, то это созвездие лучших математиков мира: Арнольд, Новиков, Куржанский, Фоменко и другие, фактически 25 академиков будут входить в экспертный совет по математике. Думаю, что этот совет не пропустит некачественных материалов для подготовки олимпиад.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте