Современная история конкурсов исследовательских проектов при Городском методическом центре начинается с 2009 года. С этого времени исследовательская работа студентов и преподавателей колледжей столицы приобрела системный характер. Конкурсы стали проводить ежегодно под разными названиями («Математика в моей профессии», «Физика в моей профессии»).
Не секрет, что на этапе изучения общеобразовательных дисциплин ребята еще слабо представляют свою будущую профессию и роль общеобразовательных дисциплин в успешном овладении будущей специальностью. Цель преподавателей колледжей не только научить ребят выбранной профессии, но и создать благоприятную атмосферу для творчества. Наши ежегодные конкурсы дают возможность всем студентам проявить себя, они пробуждают у студентов и преподавателей желание творить и дают возможность воплотить свои идеи в проекты. Тысячи студентов и обучающихся колледжей и техникумов Москвы приняли участие в исследовательской работе.В колледже градостроительства, транспорта и технологий №41 в конце марта 2015 года состоялся финал Городского конкурса научно-инновационных проектов студентов СПО «От знаний в колледже – к современным технологиям на производстве», проводимого для повышения значимости и престижа рабочих профессий, а также поддержки талантливой молодежи.На первом этапе в конкурсе участвовали 4439 студентов и 489 руководителей проектов, эти цифры говорят о масштабе события. После строгого отбора и оценок жюри во II этап прошли 85 участников из 17 профессиональных образовательных организаций, представлявших 44 проекта по 5 номинациям: «Опыт – сын ошибок трудных…» А.С.Пушкин. «Я выбираю стратегию успеха». «Я – изобретатель-рационализатор». «Воплощение мечты». «Если бы я был министром Правительства Москвы…».В соответствии с Положением о конкурсе в ходе II этапа конкурсанты прошли тестирование по проверке метапредметных результатов освоения образовательных программ и представили свои проекты членам жюри. Творческая атмосфера и дух соперничества царили в этот день, конкурс – это всегда состязание, выбор сильнейшего, но, несмотря на это, в работе преобладали доброжелательная, творческая атмосфера. Студенты-первокурсники, еще ни разу не выходившие на трибуну городских конкурсов, со своими опытными, готовыми оказать моральную поддержку педагогами-наставниками, студенты, что уже имеют опыт публичных выступлений, собрались в актовом зале. Всем им предстояло выступить, представляя на суд жюри и собравшихся слушателей свои исследовательские проекты. Открывая торжественную часть городского конкурса, заслуженный мастер производственного обучения РФ, заслуженный работник СПО РФ, почетный строитель России, директор КГТиТ №41 Андрей Кулаков тепло поприветствовал конкурсантов и их наставников. Подчеркнув огромную роль учебно-исследовательской деятельности студентов в формировании компетенций будущего специалиста, Андрей Викторович отметил, что все собравшиеся уже победители, и пожелал им дальнейших успехов и новых свершений. Затем организатор конкурса методист ГМЦ О.Шведова поблагодарила всех наставников – руководителей студенческих проектов и предложила начать работу конкурса по номинациям.«Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» – писал великий А.С.Пушкин. Насыщенным и интересным было «путешествие» членов жюри и всех собравшихся самой многочисленной номинации «Воплощение мечты». Студенты автомобильно-дорожного колледжа им. А.А.Николаева предложили свой экономический бизнес-проект «Дорожный комплекс «ПопутчикЪ» (руководитель проекта – Е.Михайлова). Идея проекта заключается в представлении комплексного обслуживания автопутешественников, которое включает техобслуживание, приобретение милых сердцу сувениров, бюджетное, но качественное питание и комфортабельный отдых. Твердый знак в названии обозначает вечные предпринимательские традиции России. Проект продуман досконально, все услуги универсальны, надежны и доступны. Студенты очень четко и последовательно убеждали членов жюри в окупаемости и состоятельности их проекта.Студенты пищевого комплекса №33 (авторы – Светлана Шоркина, Юля Сложеникина, Анастасия Смоленцева, руководитель проекта – Н.Разоренова) представили проект «Я хочу работать в таком ресторане». В ресторане заветной мечты «Олимп», представленном в проекте конкурсантами, любой человек может не только вкусно и недорого пообедать, но и отдохнуть, насладиться удобством, современным дизайном и приятной музыкой, он наполнен светом и ощущением свободы.Второй проект – «Luxury» (авторы – Кристина Матвеева, Надежда Шейкина, Николай Пиунов, руководитель – М.Морозова), представленный студентами этого же колледжа, совмещает современный магазин одежды и салон красоты, детский уголок и кафе для уставших родителей, сюда можно приходить надолго. Идеи, энергетика ребят покорили слушателей позитивом.Конкурс – это и мир открытий. Иногда студентам ХХI века кажется, что все уже открыто, все исследовано. Но ребята, собравшиеся для презентации работ в номинации «Я – рационализатор-изобретатель», доказали обратное. Студент КГТиТ №41 Максим Филевский (руководитель – М.Мавляшев) представил проект «Многотопливная гибридная силовая установка для автомобилей», в котором предложил лабораторный стенд, имитирующий реальный электромобиль – карт, где для подзарядки аккумуляторных батарей используют двигатель внутреннего сгорания. Этот карт максимально приближен к реальной модели, он ездит, его можно собрать и разобрать, он может быть прекрасным учебным пособием для студентов-автомехаников. Покоряет целеустремленность автора: не только придумал, но и полностью осуществил свою идею на практике.Знакомство будущих специалистов с достижениями науки и техники, новшествами в той или иной отрасли, состоянием разработанности и возможными путями решения проблем происходит не только посредством аудиторных занятий. Это подтверждали работы, представленные в номинации «Опыт – сын ошибок трудных…». Студент КГТиТ №41 Иван Новиков (руководитель – И.Наботова) представил проект «Принцип работы АКБ», в котором исследовал зависимость разряженности АКБ от плотности электролита. Полученные в колледже знания химии позволяют современному автотехнику вычислить ресурс АКБ в длительном путешествии.Студентка колледжа градостроительства и сервиса №38 Анастасия Полякова (руководитель – Л.Баронецкая) представила проект «Изучение качества молока с использованием микробиологических процессов». Настя провела практические эксперименты по изучению брожения молока, сравнивала известные торговые марки «Тема», «Агуша» и «Большая перемена», состав, энергетическую и пищевую ценность и сроки хранении продуктов, описала полезные свойства молока и сформулировала практические рекомендации по употреблению этого ценного продукта питания.Студенты колледжа градостроительства, транспорта и технологий №41 предложили проект «Закон молекулярной физики на примере системы кондиционирования воздуха в автомобиле» (руководитель – М.Лашкина). Ребята рассмотрели такие физические явления, как испарения, теплопередача, температура, влажность воздуха в системе автомобильного кондиционера, продемонстрировали, где и как они происходят, применили знания физики непосредственно для своей будущей профессии. Надо отметить, что эта тема в учебную программу не входит, ребята добывали знания самостоятельно в свободное от учебы время, и тем не менее они успешно справились.Будущего специалиста важно научить самостоятельно определять «болевые точки» и решать существующие проблемы. А сегодня их немало в любой отрасли экономики, да и в целом в нашей столице. Поэтому проекты, предложенные в рамках секции «Если бы я был министром Правительства Москвы…», привлекли внимание и вызвали большой интерес у слушателей и членов жюри.Студент колледжа градостроительства и сервиса №38 Сергей Симакин (руководитель проекта – Г.Шарипова) представил свою работу «Проблема утилизации отходов электромонтажных работ». Если бы он был министром строительства, то обратил бы особенное внимание на мусор, остающийся после строительно-монтажных работ, на его опасность для окружающей среды, на проблемы его правильной утилизации и скорейшего вывоза. Сергей предложил исследование технологий и способов на основе биологии, медицины, природоведения и разработку методик строительной экологии.«Когда ты напрямую сталкиваешься с какой-то проблемой, то понимаешь, что другие рассматривали эту проблему под иным углом, в иное время и в иных категориях, а у тебя есть свой путь и другое решение», – говорили выступающие.Вовлечение студентов в научные исследования и эксперименты, проводимые под руководством творческих преподавателей, свидетельствуют о высоком уровне профессионализма наставников и о желании ребят не только учиться, но и развиваться. Поэтому презентации именно этих работ были не только итогом, но и новым импульсом к бесконечному поиску и творчеству.Победителями конкурса стали лучшие из лучших, те ребята, которые справились с волнением, сумели не только достойно представить свои проекты, но и набрать наибольшее количество баллов по итогам I и II этапов конкурса.Конкурсные работы продемонстрировали, что поиск и профессионализм всегда востребованы и могут быть самым ценным достоянием. Определены победители, но и участники, приехавшие на заключительный этап, не потратили время зря: «Приобретен определенный опыт, мы учимся общаться с теми, кто умеет делать это лучше нас», «Слушая других, анализируешь и сопоставляешь. Появляются новые идеи, и мы будем стремиться находить наилучшие пути для их реализации» – так рассуждали участники финала.Конкурс закончился, но решение оргкомитета о презентации проектов-победителей на конгрессе в мае 2015 года будет продолжением работы по созданию инновационной среды для творческого поиска молодежи столицы.Е.АГЕЕВА, О.БЕРДНИКОВА, Н.БОРИСОВА
Комментарии