search
main
0

От знаний – к деятельности

Базисный учебный план для 12-летней общеобразовательной школы, ориентированный на развитие индивидуальности ребенка

Данный проект Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации основывается на принятой Всероссийским совещанием работников образования “Концепции структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе”.

Исходя из того, что “главной целью общего образования является формирование творческой личности, способной реализовать свой потенциал в динамичных социально-экономических условиях, в интересах как собственных жизненных устремлений, так и прогресса общества”, предлагаемый проект Базисного учебного плана направлен на обеспечение роли школы как системы условий для развития индивидуальности ребенка.

Наряду с другими важнейшими условиями, такими, как:

– изменение содержания образования от узкопредметных ЗУНов к интегрированным универсальным умениям,

– создание толерантного и демократического уклада школьной жизни,

– изменение средств педагогической деятельности – от трансляции знаний и информации к организации деятельности ребенка,

учебный план при соответствующем содержании и структуре может обеспечить приобретение детьми опыта выбора, поиска себя, пробы сил в различных образовательных областях.

Мы исходим из того, что основная задача общего образования состоит в том, чтобы помочь ребенку выработать и развить те способы деятельности, которые позволили бы ему максимально реализовывать себя, руководствуясь гуманистическими ценностями. Узнавание себя, постепенное складывание образа своего “Я” вместе с приобретением опыта использования средств развития своей индивидуальности является для нас одним из основных блоков содержания образования, а следовательно, учебного плана, организующего это содержание.

Традиционно попытки изменения содержания связаны с изменениями в учебном материале (новые темы, новые предметы), а также с внедрением новых и часто весьма эффективных методов обучения, позволявших детям лучше усваивать предлагаемый программой учебный материал. Стремление, не меняя стержня, ядра и основы содержания, ответить на вызовы современности привело к чисто количественному увеличению объема часто разрозненных сведений из разных научных и ненаучных дисциплин, введение в учебные планы предметов, характерных для профессионального образования, мелкотемью и опоры прежде всего на память ребенка. Расширение по экстенсивному типу содержания образования, его односторонняя ориентация на академические ЗУНы во многом является причиной увеличивающегося отсева подростков из школ и в конечном счете усугубляет социальные проблемы и конфликты.

Построенная по однолинейному, иерархическому и программному принципу массовая школа таким образом подменяет проблему развития индивидуальности на задачу учета индивидуальных особенностей при усвоении учебного материала. Чаще всего индивидуальность личности ребенка педагогов интересует только с точки зрения того, как ее использовать для реализации цели научить всех всему, транслировать так называемые знания, умения и навыки, определенные школьной программой.

Все это, как сказал Э.Фромм, происходит “из убеждения, что ребенок только тогда пойдет по верной дороге, когда взрослые вложат в него все желательное”.

Предлагаемый учебный план позволяет постепенно расширять возможность каждому ребенку заниматься любимым делом столько, сколько ему необходимо, искать себя, пробовать себя в различных видах деятельности.

Он направлен:

– на предоставление ученику свободы выбора предмета, учителя, темы, способов работы, темпа освоения материала;

– на привлечение детей к постановке личных образовательных целей и задач, к выработке коллективной и индивидуальной учебной программы;

– на учет личного опыта, знания, стиля, способностей, интересов, отношений и т.п.;

– на побуждение к формированию личностного отношения к происходящему (учебному материалу, явлению, факту, событию, гипотезе, закономерности, форме работы, позициям и действиям учителя и товарищей);

– на побуждение и обучение ребенка строить самостоятельную активную деятельность по освоению культуры и преобразованию окружающей среды;

– на формирование умений самооценивать процесс и результат своего образования.

В основе организационной структуры 12-летней школы лежит периодизация психического развития личности, основной характеристикой которой является типология ведущих видов деятельности для разных возрастных периодов.

В четырехлетней начальной школе освоение общекультурных навыков чтения, письма, счета ведется в индивидуальном для каждого ребенка темпе, при этом особое внимание уделяется средствам самовыражения своего опыта, чувств, интересов. Создаются условия для развития процессов понимания и умения выстраивать собственную деятельность. Образовательное пространство начальной школы включает еженедельные дни свободных мастерских, когда каждый ребенок имеет возможность выбрать любое из множества занятий в различных мастерских от плетения бисера до физического исследования. Такие занятия могут проводиться в разновозрастных группах учеников 2-4-х классов, вести их могут не только учителя разных классов, но и родители, что интенсивно формирует опыт общения и взаимодействия на основе общих интересов.

В пятилетней основной школе задача состоит в обеспечении “пробы сил” подростка в различных видах познавательной, трудовой, художественно-творческой, общественно-организаторской, физкультурно-спортивной деятельности. Кроме обязательных предметов, выделяется время для уроков по выбору, а также для занятий в лабораториях школы или в окружающей среде над самостоятельно выбранными темами и проектами. Предлагается сделать старшую школу трехлетней. Это позволит детям накопившийся за 9 лет опыт выбора и поисков использовать в 10-м и 11-м классах для более осознанного овладения познавательными, деятельностными и коммуникативными умениями, а 12-й класс посвятить подготовке к обучению в вузе или формированию готовности непосредственно по окончании школы вступить в трудовую жизнь.

В старшей школе (10-12-е классы) за исключением нескольких обязательных предметов обучение ведется по индивидуальным учебным планам, которые составляет сам ученик. Основная форма учебного процесса – мастерская (или спецкурс), которой руководит учитель или приглашенный специалист. В них преимущественно осуществляется передача способов научной, трудовой, художественно-творческой и др. деятельности от мастера к ученику. Для желающих освоить все курсы Базисного учебного плана вводятся так называемые “интенсивы”, где за короткое время можно освоить государственный минимум.

Обучение в 12-м классе имеет два основных формата – 1) для тех, кто готовится поступать в высшее учебное заведение; 2) для тех, кто приступит к работе или пройдет внутрифирменное обучение. Кроме нескольких обязательных для всех предметов (словесность, обществоведение, физкультура, социальная практика), в первом формате обучение ведется в виде спецкурсов по предметам, которые ученик будет сдавать на выпускных и приемных экзаменах. Вводится обязательный курс психологии экзамена, ведущийся в тренинговом режиме. Во втором формате обучение по обязательным предметам, а также по тем, которые выбрал ученик, сочетается со стажировкой в соответствующей организации (фирме, учреждениях социальной сферы, на общественных работах, в различных органах управления, судах и т.п.) с обязательным отчетом о проделанной работе и приобретенных умениях.

Данным Базисным учебным планом предусматривается возможность работы общеобразовательного учреждения в режиме 5-дневной рабочей недели.

Базисный учебный план состоит из инвариантной области (базовый компонент) и вариативной. Базовый компонент представлен следующими образовательными областями: “Филология”, “Математика”, “Естествознание”, “Обществознание”, “Искусство”, “Физическая культура”, “Социально-трудовая подготовка”, “Психология”. Ряд образовательных областей конкретизируется Базисным учебным планом в виде образовательных компонентов (учебных предметов, специальных курсов, учебных мастерских, интенсивных курсов), причем реализация в школе указанных образовательных компонентов, равно как и базового компонента в целом, обязательна, ученику же предоставляется право выбора.

Национально-региональный компонент представлен граждановедением, краеведением, экологией, а для национальных республик – изучением родного (нерусского) языка. При необходимости возможно наполнить образовательные области “Искусство” и “Социально-трудовая подготовка” компонентами, учитывающими этнокультурную и экономическую специфику региона. Распределение образовательных компонентов базового и регионального уровня по классам внутри каждой ступени определяет образовательное учреждение самостоятельно на основе своего устава, образовательной программы, учебно-методической и материальной базы. При этом в инвариантной части Базисного учебного плана указано минимальное количество учебных часов, отводимых на изучение соответствующих образовательных областей.

Национально-региональный компонент составляет не больше 4-6 часов недельной нагрузки.

Часы школьного компонента могут быть использованы на:

организацию индивидуальных и групповых занятий;

увеличение количества часов, отводимых на образовательные области или отдельные учебные предметы, курсы, указанные в базовом компоненте;

те или иные составляющие регионального компонента, если они преподаются как отдельные учебные предметы;

факультативные, элективные курсы и на ведение нетрадиционных дисциплин;

занятия спортивно-оздоровительного характера (музыкальное движение, ритмика, аэробика, спортивные танцы, пластика, спортивные игры и др.);

занятия с проектной, исследовательской, экскурсионной и т.п. нетрадиционными формами образовательной деятельности.

Обучающийся имеет право выбора предметов и видов деятельности. Его учебная нагрузка состоит из часов, отведенных на базовый компонент, и из части часов школьного компонента. В сумме она не должна превышать для школьника максимальный объем обязательной учебной нагрузки. Индивидуальная нагрузка отдельного учащегося может превосходить эту величину за счет самостоятельного выбора им занятий школьного компонента и часов, отводимых на дополнительное образование, возможность такой нагрузки согласовывается школой с родителями ученика. Для проведения обязательных и факультативных занятий по иностранному языку, информатике, физкультуре, музыкальному движению, труду и т.п. предусматривается деление класса на 2 подгруппы, а при наличии средств с согласия учредителя на 3 подгруппы. Такие подгруппы могут включать учеников других классов параллели, а также другого возраста. Занятия, проводимые для развития индивидуальных способностей учащихся в познавательной, культурно-спортивной, художественно-творческой и трудовой деятельности, могут финансироваться за счет часов, отводимых на добровольное дополнительное образование (кружковую работу). Они могут быть как платными на добровольной основе, так и бесплатными.

Учебный план в некоторых классах несколько превышает допустимые по часам учебные нагрузки, рекомендуемые гигиенистами. Однако эти рекомендации исходят главным образом из того, что в современной школе много академических предметов в аудиторной форме. Увеличивая часы на физкультуру, музыку, ИЗО, социально-трудовую практику, мы тем самым снижаем утомляемость детей и выводим занятия за пределы класса. Кроме того, доказано, что включение в учебный план занятий по выбору детей, а следовательно, опора на индивидуальные потребности и способности повышают мотивацию и снижают утомляемость.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте