search
main
0

От зарплаты до аттестации. В Башкортостане социальные партнеры вместе ищут пути решения проблем

​Башкирская республиканская организация Профсоюза работников народного образования и науки объединяет 186 тысяч человек. Первичных профорганизаций в республике 3423, и работа их далеко не формальная. Об этом я могла судить, побывав на республиканской августовской педагогической конференции, которая в этом году проходила в одном из самых красивых и благоустроенных городов Башкирии – Стерлитамаке. Город нефтяников славится не только красивыми улицами, широкими проспектами и новыми школами. Приглашенные на конференцию профсоюзные лидеры, с которыми я пообщалась перед началом форума, рассказали мне, что местный профсоюз регулярно получает финансовую помощь от городских предприятий, расширяется социальное партнерство с властью, поэтому педагоги Стерлитамака гораздо чаще, чем их коллеги, имеют возможность пользоваться разного рода льготами. Уважительное отношение к педагогам дает неплохие результаты: образовательная сфера Стерлитамака по праву считается одной из лучших в республике. Школьники получают призовые места в олимпиадах и конкурсах, школы, лицеи и гимназии лидируют по многим показателям, учителя участвуют в профессиональных конкурсах и часто побеждают.

Средний возраст учителя Стерлитамака заметно ниже, чем в республике и в целом по стране, и это тоже о многом говорит. Профессия учителя пользуется здесь уважением, о чем свидетельствуют многие детали. Например, одним из первых в стране город выделил средства для установки скульптурной композиции, посвященной первой учительнице. Теперь монумент, расположенный в центре сквера средней школы №31, является одной из достопримечательностей Стерлитамака. Кстати, в самом здании школы создан музей истории образования и педагогической славы района. Туда на экскурсии ходят не только гости города, но и учащиеся старших классов, студенты педвузов и начинающие педагоги. В экспозиции есть и уникальные экспонаты.Именно в актовом зале школы №31 председатели районных организаций профсоюза собирались на свою дискуссионную площадку. На ней обсуждались социальные гарантии педагогических работников и обучающихся, нашедшие отражение в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», и проблемы аттестации педагогов.Выступившие отметили, что многие предложения, внесенные Общероссийским профсоюзом образования, были учтены в последнем варианте законопроекта. Но, по общему мнению, он все еще требует серьезной доработки, особенно в части определения полномочий органов государственной власти в сфере образования, включая вопросы социально-трудового характера. Необходимо уточнить полномочия субъектов РФ, предоставить им право самостоятельно вводить дополнительные гарантии и меры социальной поддержки работников и обучающихся. Более четко определить механизмы обеспечения реализации прав и гарантий граждан в сфере образования, формы участия общественных организаций в управлении образовательными учреждениями.По мнению профсоюзных лидеров, требует серьезного обсуждения статья 53 законопроекта, снижающая по сравнению с действующими нормами уровень прав и социальной поддержки руководителей образовательных учреждений в части продолжительности ежегодных основных оплачиваемых отпусков, возмещения расходов на книгоиздательскую продукцию, права на ведение преподавательской работы для назначения досрочной трудовой пенсии. Участники совещания высказали надежду, что данные вопросы будут рассмотрены Государственной Думой, а предложения профсоюзов – учтены при утверждении текста законопроекта.Озабоченность профлидеров вызвал проект Кодекса профессиональной этики педагогического работника, в частности, его положения об обязанностях и ответственности преподавателей.Обсуждая вопросы аттестации педагогических работников по новому положению, участники совещания отметили, что в 2011 году в учреждениях республики аттестация не проводилась, она началась лишь в текущем году. Тем не менее своевременное принятие дополнений в республиканское отраслевое соглашение позволило избежать снижения социальных гарантий работников и обеспечить условия для подготовки и организации аттестационных процедур. Результатом предварительной работы можно считать позитивное отношение к прохождению аттестации, которое сложилось среди педагогов. Большинство из них относится к аттестации как к фактору, влияющему на повышение уровня оплаты труда.Вместе с тем неоднозначную оценку со стороны учителей вызвали такие моменты, как право работодателей самостоятельно определять, когда и на какого работника направлять представление на аттестацию. Некоторые выступавшие рассказали о случаях, когда учителя были слабо информированы о целях и задачах аттестации, о содержании самой процедуры.Многие участники дискуссии обратили внимание на непродуманность финансового обеспечения процедуры аттестации. Эксперты, приглашенные на аттестационные мероприятия, в большинстве случаев работали бесплатно, тратя на это свое личное либо рабочее время. Нужно ли говорить о том, что на такие условия соглашались далеко не все – нередко эксперты отказывались от участия в комиссиях. Председатели районных комитетов профсоюза единодушно высказались за необходимость оплаты их труда.Заместитель председателя республиканской организации профсоюза Эмма Файзиевна Шагалеева высказала предложение об отмене категорий при аттестации руководящих работников: «Непонятно, на чем основано разделение на высшую, первую и вторую категории? Человек либо умеет руководить, либо не умеет, а нюансы в определении качества и эффективности руководящей работы настолько субъективны, что и говорить о них не стоит. Тем более не стоит делать скоропалительных организационных выводов, если кто-то во время процедуры недобрал необходимого количества баллов. Мы должны помнить о том, что аттестуем людей, а не машины». Эти слова были восприняты залом с одобрением.Конечно, не все вопросы удалось обсудить в течение двухчасовой работы дискуссионной площадки. О многом лидеры профсоюзных организаций говорили между собой в перерывах между мероприятиями конференции. Проблемы у всех похожие. Так, например, многих волнует грядущий переход на «эффективные контракты». Некоторые даже видят в этой инициативе элемент недоверия к учителю, его знаниям и опыту. Хотя контрактная система давно уже действует во многих коммерческих организациях и на госслужбе, председатели профсоюзных организаций считают нецелесообразным слепо копировать эту систему, прежде всего потому, что оплата труда работников образования несопоставима с заработком и, главное, объемом льгот, которыми пользуются госслужащие. Больным вопросом по-прежнему остается доступность дорогостоящего лечения для учителей, в частности протезирования. До сих пор не создана система профилактики и сохранения здоровья педагогов: абонементы в фитнес-клубы и бассейны большинству из них не по карману. Большим благом профсоюзные лидеры считают повышение доступности отдыха для детей педагогов и обеспеченности путевками в санатории самих работников образования. Сегодня организации получают одну путевку на 100 человек, но это уже большой шаг вперед по сравнению с тем, что было раньше. Положительно воспринимаются меры поощрения педагогов, которые ведут здоровый образ жизни: дополнительные дни отдыха к ежегодному оплачиваемому отпуску стимулируют молодежь заботиться о своем здоровье. Однако для улучшения качества жизни педагогов профсоюзам предстоит сделать еще очень многое. Есть надежда, что положительный опыт сотрудничества с властью и бизнесом, который есть у ряда профсоюзных организаций Башкортостана, будет транслироваться и браться на вооружение другими организациями.СтатфактВ 2006 году Башкирская республиканская организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ утвердила 8 ежемесячных стипендий для студентов учреждений высшего и среднего профессионального образования педагогического профиля. В текущем году размер профсоюзных стипендий составляет 700-1000 рублей. Материальное поощрение способствует повышению престижа педагогического труда, стимулирует творческую и общественную деятельность молодых педагогов. Стипендиатами могут быть только те, кто отлично учится, занимается общественной работой, является руководителем профбюро факультета или членом профкома, реализует социально значимые проекты.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте