Нелли РОЗИНА, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации:
– Во-первых, как представитель Министерства образования и науки Российской Федерации, я хочу заявить, что никогда и нигде на государственном уровне не ставился вопрос о ликвидации педагогических вузов и о ликвидации педагогического образования как такового. Как и любая отрасль подготовки специалистов, педагогическое образование получает свое развитие в рамках тех документов, которые готовит государство: концепций модернизации образования, приоритетных направлений развития образования, сейчас – формирование современной модели образования. И если речь идет о слиянии тех или иных вузов и постановке приоритета, кто с кем сливается и как укрупняется, то эти вопросы решаются совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые напрямую видят, как используются кадры классического или педагогического вуза и где какие приоритеты расставить.
17-й закон позволяет принимать в вузы наряду с результатами ЕГЭ по результатам Всероссийской олимпиады школьников (такие дети-победители вообще принимаются без экзаменов). Победители и призеры олимпиад школьников, проводимых вузами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральными министерствами и ведомствами, также могут приниматься без экзаменов, а результаты могут приравниваться к 100 баллам ЕГЭ. Почему в Российской Федерации при наличии таких мощных педагогических университетов не сложилось Всероссийской олимпиады по педагогическому образованию? Кто мешает нам сформировать такую программу, такую олимпиаду и отбирать мотивированных школьников для поступления в высшие учебные заведения не по результатам ЕГЭ, а по результатам отраслевой олимпиады?
Сколько лет учить педагога? Да, закон о двухуровневом, об уровневом высшем образовании заложил нормы обучения – четыре года в бакалавриате и два года в магистратуре. Мы поддерживаем предложение о подготовке в бакалавриате преподавателя и учителя по двум общеобразовательным предметам. При этом, конечно, не исключается его дальнейшая подготовка в магистратуре. В среднем трудоустраиваемость по профессии выпускников педагогических вузов не превышает 30 процентов, так вот как раз примерно тот процент, который планируется из бакалавриата принимать в магистратуру сразу, после его окончания. Это как раз те мотивированные педагоги, которые и придут в школу. Значит, те, кто недостаточно мотивирован сразу после педвуза идти в школу, пойдут в другую область, может быть, пойдут в другую магистратуру и получат другую надстройку над своим психолого-педагогическим или педагогическим бакалавриатом. То есть у обучающихся студентов педвузов вырастают возможности формирования своего движения в образовании, а дальше и в трудовой сфере. Поэтому все эти вопросы требуют нового, так сказать, угла обозрения, нового рассмотрения. Никто не говорит, что в школу придут одни бакалавры. Мы говорим, что в школу придут преимущественно магистры. Но, естественно, когда мы формируем сейчас квалификационные требования, мы закладываем возможность трудоустройства в школе и бакалавров. Сейчас такая работа сообществом проводится по формированию нового квалификационного справочника по кадрам. В министерстве организован Совет по педагогическому образованию, возглавляемый министром, в который входят представители Российской академии образования, ректоры ведущих педагогических вузов, министры образования регионов, которые коллегиально решают самые острые вопросы развития педагогического образования. Пока нет отдельного макета стандарта педобразования, макет сформирован и рассмотрен коллегией министерства еще в начале 2007 года, он сформирован для системы высшего профессионального образования в целом, и в нем при обсуждении с научно-педагогической общественностью высшей школы учтены все возможности построения различных траекторий подготовки педагогических кадров в педагогических вузах. То есть педобразование вполне встраивается в этот предлагаемый макет стандартов высшего профессионального образования и среднего профессионального образования. Кроме того, нам необходимо обратить взор не только на высшее педагогическое образование, но и на среднее профессиональное педагогическое образование, которое вносит большой вклад в формирование кадрового потенциала региона. Именно выпускники педколледжей, во-первых, все, практически 80 процентов, не меньше, затем идут в вузы и получают высшее образование, что свидетельствует о том, что школе нужен педагог с высшим профессиональным образованием. Но тем не менее определенный вклад в формирование педагогического потенциала дошкольных образовательных учреждений, младших классов педколледжи вносят. Министерство уделяет большое внимание развитию дополнительного образования педкадров. Мы сформировали не только программы повышения квалификации, но и программы профессиональной переподготовки, в рамках которых можно получить дополнительные квалификации: менеджер образования, педагог дополнительного образования и другие квалификации. Надеюсь, что после дополнительного рассмотрения педагогической общественностью будут утверждены и предлагаемые стандарты по направлениям подготовки и специальностям высшего и среднего профессионального образования. Мы не отказываемся от какого-то замечательного своего хорошего прошлого образования. Но образование не может оставаться постоянно в статике, оно динамично развивается во всем мире. Но Российская Федерация в чем-то уже отстала от многих стран в развитии, в том числе и педагогического образования.
Мнение по поводу
Виктор БОЛОТОВ, вице-президент Российской академии образования:
– Давайте не торопиться делать революцию. Давайте просчитаем последействия, давайте посчитаем, что будет через год, через два, через три. Образование – это по определению ригидная, тормозная система, когда она слишком быстро начинает реформироваться, становится плохо детям. Не надо делать педвузы и школы крайними за все. Почему школа за все отвечает? Почему она одна виновата в плохом состоянии общества? Много лукавства в утверждении, что педвузы виноваты в том, что выпускники не идут в школу. Сохранение и развитие качественного педобразования не тождественно сохранению и развитию педвузов. Есть, во-первых, другие уровни образования, педколледжи, ИПК, во-вторых, есть масса непрофильных вузов, в которых успешно реализуется программа педагогического образования, в этом плане призывы запретить всем непрофильникам реализовывать программу педобразования, на мой взгляд, некорректны.
Нужно ждать поручение Российской академии образования вместе с институтами повышения квалификации проработать вопрос о введении инновационных практик в массовую школу. Ведь в рамках национального проекта масса интересных находок. Нужно проработать вопрос, чтобы те изюминки, те находки, которые есть во всех уголках России, могли пойти в массовые школы.
Людмила ТРУБИНА, проректор Московского педагогического государственного университета:.
– МПГУ свою инновационную программу посвятил именно изменениям в подготовке учителя, мы справедливо считаем, что те наработки, которые есть в инновационных вузах, должны быть доступны в обязательном порядке, и они будут доступны всем педагогическим вузам страны, всем тем, кто заинтересован в развитии образования. Для этого, в частности, наш университет создает портал педагогического образования. Если иметь в виду, что бакалавриат становится массовой ступенью образования, а магистратура, как мы знаем, наверняка будет сосредоточена только в ведущих вузах, имеющих сильные научные школы, то школе нужен учитель двух предметов. Разговор о том, что лучшие специалисты, имеющие разное базовое профессиональное образование, должны прийти в школу, в основе своей справедлив, но очень серьезен вопрос о том, как специалистам, имеющим непедагогическое базовое образование, повысить квалификацию в области психологии, педагогики и методики. Ведь даже выпускников педагогических вузов упрекают (и справедливо) в том, что они недостаточно знают возрастную психологию, недостаточно умеют работать и учитывать индивидуальные особенности ребенка, недостаточно умеют работать с семьей. А еще есть социальное сиротство, а еще есть начальная школа и дошкольное учреждение, в которых особые методики, особые знания. Не имея всего этого, специалист просто не в состоянии работать в системе образования.
Комментарии