Мы часто слышим, как учащиеся средней школы говорят о возросшем объеме учебной нагрузки, например, по геометрии, русскому языку и физике. Мы детям сочувствуем, ведь им приходится не только учиться в стенах школы, но и дома, и иногда этот процесс затягивается на долгие часы.
Но как быть детям, у которых мало свободного времени? Многие учащиеся помимо школы посещают различные кружки, получают музыкальное образование, занимаются спортом. В процессе работы в классах, в которых учатся дети, серьезно занимающиеся спортом, я сделала неожиданный вывод: такие дети как раз все успевают.
Наша школа интересна тем, что в ней расписание образовательного процесса составлено в двух формах: в 8.30 начинаются занятия для учеников, не занимающихся профессиональным спортом, а для спортсменов учеба за партой начинается позже (в 10.30), после возвращения с первой тренировки.
У спортсменов 5 уроков в день, занятия заканчиваются в 15.15, после чего они вновь едут на тренировку, на которой пробудут до вечера. Несмотря на такое плотное расписание, большинство ребят хорошо учатся, есть отличники, есть успевающие на «4» и «5», бывают, конечно, и те, кто не успевает по какому-либо предмету. Словом, обычные школьники.
Но как же они все успевают? Между тренировками свободного времени почти нет, а нужно не только высыпаться и отдыхать, но и хорошо учиться, делать домашние задания…
Я помню свое удивление в первый год работы в таких классах. На перемене дети, вместо того чтобы играть, спокойно достали тетради и стали делать домашнее задание. В классе стояла почти такая же тишина, какая бывает на уроках. Изредка ученики что-то обсуждали между собой, но обсуждения эти носили чисто рабочий характер. Со временем я, конечно, привыкла к работе с такими ребятами и стала на уроке разбирать с ними как можно больше, чтобы домашнее задание получилось минимальным. Их это устраивало – спортсмены привыкли к быстрому темпу работы.
Поскольку у спортсменов всего 5 уроков в день, несколько обязательных предметов вынесены на самостоятельное изучение. Школа решила эту проблему самым очевидным в данном случае способом: ввела очно-заочное обучение.
Такой формат работы подразумевает овладение некоторыми учебными дисциплинами заочно. Учитель-предметник дает задание сразу на целый модуль или на несколько уроков, предоставляет доступ к образовательным ресурсам, которые помогут в усвоении изучаемого материала, и после истечения срока, данного на выполнение заданий, проверяет сделанные работы. Учителя всегда готовы проконсультировать обучающихся, дистанционно помочь в изучении материала.
Очно-заочный формат обучения помогает учащимся успешно усвоить образовательную программу. Спортсмены понимают необходимость такого обучения и потому выполняют работы добросовестно и в срок.
У каждого спортивного класса свой учебный план, который регламентирует, какие предметы необходимо изучать очно, а какие можно перевести в заочную форму.
Я являюсь классным руководителем 9‑го класса. Моя основная задача – помогать учащимся наладить результативный контакт в цепочке «учитель – ученик». В классе учатся как дети, которые занимаются профессиональным спортом, так и дети, которые профессиональным спортом не занимаются, поэтому учебный день для одной половины класса начинается раньше, чем для другой.
Наш класс принимает участие в общегородском проекте «Математическая вертикаль», поэтому обучающиеся не только усваивают программу общего образования, но и углубленно занимаются математикой. Достаточно много внимания мы уделяем внеурочной деятельности: принимаем участие в олимпиадах, ходим на экскурсии, посещаем театры. Выездные мероприятия из-за тренировок получается проводить только на каникулах, но недавно появилась возможность посещать музеи онлайн, чем мы с удовольствием пользуемся.
Я очень уважаю детей, серьезно занимающихся спортом. Они умеют распределять время, почти никогда не сидят без дела и даже сейчас, далеко не в самых привычных образовательных условиях, продолжают исправно учиться, выполнять задания и взаимодействовать с учителями. Именно учащиеся спортивных классов намного раньше, чем остальные ученики, научились продуктивно взаимодействовать с учителями дистанционно.
Сложно ли совмещать занятия профессиональным спортом и получение качественного образования? Я не могу дать однозначного ответа на этот вопрос. Но для мотивированных учащихся, которые понимают важность обучения, такой плотный график – это вызов, с которым они успешно справляются.
Вероника ОРЛОВА, учитель русского языка и литературы школы №1362
Комментарии